Участие в областной августовской конференции (Борисов)
28 августа 2020 года в г. Борисове состоялась конференция педагогических работников Минской области «Образование Минщины – современный драйвер развития экономики». В рамках выставочной экспозиции «Специальное образование Минщины на пути к инклюзии» директор ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» Пономарёва Инесса Михайловна представила опыт работы по реализации проектов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.
Принято считать, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. Специалисты Центра начали эту работу задолго до ратификации в нашей республике конвенции о правах инвалидов. Так ещё в 2011 году опрос показал, что принятие местным сообществом детей с особенностями далеко от идеального. Так процент педагогов, принимающих инаковых детей составлял только 18 %.
Педагоги понимали, что если проводить эту работу обособленно в каждом учреждении образования, это займет большой период времени. Поэтому специалисты нашего Центра создали систему работы по включению в социальную среду детей с ОПФР и охватили не только все 87 учреждений образования Слуцкого района, а и членов местного сообщества.
Эта система представляет собой тренинговые программы для детей, родителей и педагогов, формируя толерантность, как устойчивую черту личности. Активно освещали в СМИ о проблемах и возможностях детей-инвалидов. Проводили акции дружбы и милосердия, инклюзивные концерты и фестивали, флэш-мобы, конкурсы и авторские выставки.
Реализуя проекты «Образовательное пространство – территория толерантности», «Город равных возможностей» с каждым годом на 30% увеличивалось не только количество здоровых детей и их родителей, принимавших участие в этих мероприятиях, а и представителей предприятий и организаций нашего района.
Так в 2011 году в мероприятиях творческой направленности участвовало 56 типично-развивающихся детей и 11 семей, 141 педагог, а уже в 2019/2020 учебном году приняли участие 512 детей, 183 семьи, 1887 волонтеров как учреждений общего среднего, так и средне-специального образования. Последующие 2 проекта уже были направлены на совершенствование инклюзивной компетентности всех участников образовательного процесса и наших социальных партнёров.
Мы считаем, что мы на правильном пути. Нам удалось достичь поставленной цели, т.к. повысился уровень толерантности здоровых сверстников и их родителей, а также степень принятия детей педагогами и уровень профессиональной компетентности в вопросах инклюзивного образования. Продолжаем искать новые формы и приемы формирования толерантного отношения к лицам с особенностями.