Общение на равных: как в Слуцке работают с «особенными» детьми

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 14.03.2024  Экологическая акция «Мы кормим птиц! А вы?»

подробнее...

 

 11.03.2024  Фестиваль "Врановые птицы - птицы-интеллектуалы"

подробнее...

 

 22.02.2024  Рисование: «Грач»

подробнее...

 

 07.03.2024  8 Марта - Международный женский день!

подробнее...

 

 23.02.2024  «День безопасности»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckrir@uoslutsk.by

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Газета "Минская правда"

Общение на равных: как в Слуцке работают с «особенными» детьми

25.02.2018

В Слуцком центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации не только помогают «особенным» детям стать частью общества, но и учат горожан общению на равных. За успешную реализацию масштабного проекта по итогам прошлого года центр признан лучшим учреждением специального образования Минской области.

Солнечные дети

Маленькая Надюша, воспитанница дошкольной группы, бежит к нам с искренней улыбкой и широко раскинутыми руками. Здесь такая традиция — обязательно обниматься при встрече.

— Наши дети — солнечные. Они любят всех, готовы каждому дарить свою радость. Для них все люди хорошие, ребятам не знакомы такие чувства, как зависть, злоба, лживость, — отмечает директор центра Инесса Пономарева.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — не простое учреждение образования. Это место, где детей с тяжелыми и множественными физическими и психическими нарушениями учат быть полноценными участниками общественной жизни, дают им необходимые навыки, помогают в реабилитации. Здесь созданы все условия: массажный кабинет и кабинет ЛФК, игровые и обучающие зоны, компьютерный класс. Штат учителей-дефектологов, педагогов-психологов, медицинских работников. Здесь даже оформление помещений соответствующее. На стенах — специальные тактильные панно, сделанные из различных по размеру и фактуре материалов.

— Цвета неба, солнца помогают формировать у особенных деток правильное представление об окружающем мире, — проводит экскурсию по центру Инесса Михайловна.

Поддержка для мам и пап

В одном из кабинетов оборудована кухня с электроплитой, мультиваркой, холодильником, микроволновкой, стиральной машиной. Здесь проходят самые главные уроки в жизни воспитанников центра — социально-бытовые. Благодаря таким занятиям ребята становятся более самостоятельными, учатся готовить, стирать, содержать дом в порядке и чистоте.

— Еще 20–30 лет назад родители, которые воспитывали деток с тяжелыми и множественными нарушениями, были привязаны к дому. Теперь же, благодаря существованию подобных центров, мамы и папы могут не замыкаться в своих проблемах и трудностях, а реализовывать себя: ходить на работу, общаться. Так что родителям мы нужны не меньше, чем их чадам.

В 2015 году на базе Слуцкого районного центра коррекционно-развивающего обучения был создан областной ресурсный центр по работе с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития. Помощь таким семьям оказывается с самого момента появления на свет «особенного» малыша и до его совершеннолетия.

— Молодым мамам и папам нелегко осмыслить, что их долгожданный ребенок родился не таким, как все. Кто-то сразу принимает помощь, открывается нам, делится проблемами и готов к совместному поиску их решения, — рассказывает директор Слуцкого ЦКРОиР. — Но бывает, что родители отказываются принимать реальность: закрываются дома, никуда не выходят, не признают нарушений у своего ребенка. Мы стараемся донести до их сознания, что малышу надо помогать адаптироваться в окружающем мире. Некоторые берут себя в руки за месяц, а у других на это уходят годы.

Город равных возможностей

Сегодня в Слуцке и Слуцком районе на 16 112 детей приходится 1502 ребенка с особенностями психофизического развития. Понятно, что далеко не все они являются воспитанниками центра, однако без внимания и участия никто не остается.

— Мы одно из немногих в стране учреждений подобного плана, которое своей деятельностью охватывает весь город и район, — объясняет Инесса Пономарева. — В проектах, которые мы реализуем, задействованы все учреждения образования, в которых есть классы, группы интегрированного обучения и воспитания.

Один из них — проект «Город равных возможностей», призванный помочь детям адаптироваться в социуме. Программа направлена не столько на ребят с особенностями психофизического развития, сколько на окружающих.

— Раньше к нам в центр приходили с концертами и спектаклями, а теперь мы выступаем перед большой аудиторией, — улыбается Инесса Пономарева. — Наши дети стали полноценными участниками фестивалей, творческих выставок. Важно, чтобы зрителями были не только родные и близкие наших артистов, но и другие люди. Мы привлекли к проекту учащихся учреждений образования города и района, сотрудников предприятий, индивидуальных предпринимателей. Важно не только учить детей жизни в обществе, но и обществу прививать толерантное отношение к людям с особенностями. Могу сказать, что у нас это получилось: сегодня Слуцк сделал большой шаг на пути к равенству.

Подобное взаимодействие много дает не только воспитанникам центра. Общение с особенными людьми помогает лучше осознавать ценность жизни, острее ощущать и переживать моменты счастья.

Ученица гимназии №1 Анна Саванович — частый гость в Слуцком ЦКРОиР. Волонтером девочка стала не случайно: еще в детском саду она сдружилась с Настей. Теперь подружку навещает и в центре.

— Мы учим воспитанников центра каким-то обычным вещам — пришивать пуговицы, мыть тарелки, мастерить поделки. А они нас учат тому, что им присуще в большей степени, — любви ко всему живому, безграничной доброте и надежде. Так что еще неизвестно, кому от такого общения больше пользы, — серьезно отвечает Анна.

Дополнительно

В практике Инессы Пономаревой были разные случаи, в том числе и такие, когда удавалось убедить семью не совершать ошибку. Однажды в центр обратилась мама, у которой родилась дочь с синдромом Дауна. И призналась, что решает сложную дилемму: оставить малышку или отдать в дом ребенка. Директор познакомила слутчанку с воспитанниками центра, показала, какая работа ведется с детьми с особенностями психофизического развития, и женщина ушла домой с твердой уверенностью, что никому и никогда не отдаст своего ребенка.

Екатерина СУРМА