Пономарёва Инесса Михайловна, директор ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Окончила дефектологический факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького по специальности «Учитель и логопед вспомогательной школы. Олигофренопедагог дошкольного учреждения». Педагогический стаж – 26 лет. Награждена Грамотой Министерства образования Республики Беларусь
Город равных возможностей
Формирование толерантной среды в культурно-образовательном пространстве города
Толерантность – это принятие индивидуальности другого человека, уважение его как личности. Являясь и механизмом, и результатом формирования человеческих взаимоотношений, толерантная среда определяет возможности личностного саморазвития. Как способствовать принятию горожанами особенных детей? Как помочь детям найти себя в пространстве города? Поиску ответов на эти непростые вопросы был посвящен педагогический проект «Город равных возможностей».
В числе 62 тысяч 147 жителей города Слуцка – 1 тысяча 139 детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в возрасте от рождения до 18 лет. 1 тысяча 115 детей получают специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь в условиях 20 специальных групп, 9 групп интегрированного обучения и воспитания и 15 пунктов коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), созданных в 16 учреждениях дошкольного образования, а также в 44 классах интегрированного обучения и воспитания и 7 ПКПП, действующих в 10 учреждениях общего среднего образования. В районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) сформировано 5 классов, дошкольная группа а также группы обучающихся, получающих раннюю комплексную и коррекционно-педагогическую помощь.
Очевидно, что совместными усилиями руководителей и педагогов 27 учреждений образования города, в том числе специалистами ЦКРОиР и педагогическими работниками опорных учреждений образования (ГУО «Ясли-сад № 19 г. Слуцка» и ГУО «Средняя школа №13 г. Слуцка»), а также родителейсоздана исовершенствуется толерантная среда, необходимая для развития детей с ОПФР. Однако жизнь особенного ребенка не может быть ограничена порогом родного дома и школы.
Изучив специфику отношения отдельных категорий социума (педагогические работники, учащиеся, родители) к особенным детям, мы попытались изменить ситуацию, организовав работу по следующим направлениям:
информационно-просветительское (проведение разнообразных мероприятий, в том числе с участием особенных детей; тесное сотрудничество ЦКРОиР с редакциями районных газет);
организационно-методическое (организация системы взаимодействия с учреждениями образования Слуцкого района в рамках районного педагогического проекта «Образовательное пространство – территория толерантности» (2011–2014).
Отметим, что в результате проделанной работы значительно выросла активность участия в различных мероприятиях детей с ОПФР, родителей, волонтеров и представителей социума, и, соответственно, изменилось отношение детского и взрослого населения города к особенным детям от жалости к уважению [1]. В то же время значительной частью опрошенных замечено, что они принимают и понимают людей с ограниченными возможностями (61 %), но, как правило, не обладают опытом общения с ними, в том числе потому, что не настроены на общение «на равных» (72 % участников опроса).
Таким образом, оценка социальной ситуации показала, что созданные условия представляют собой лишь предпосылки для построения толерантной среды как процесса взаимодействия ЦКРОиР с субъектами культурно-образовательного пространства города. Организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического и среднего специального образования, спортивными учреждениями, государственными и общественными организациями города и был посвящен областной педагогический проект «Город равных возможностей» (2015–2017).
В ходе предпроектного этапа специалистами ЦКРОиР был проведен опрос педагогов приведенных выше типов учреждений образования, проявивший недостаточный уровень готовности большей их части к работе с детьми с ОПФР. К условиям данной готовности, по мнению педагогов УО «Слуцкий государственный профессиональный сельскохозяйственный лицей», относятся:
- наличие в учреждении образовании необходимой материально-технической базы (специально оборудованных кабинетов, пандусов, специальных приспособлений – 84 % опрошенных);
- научно-методическое обеспечение (специальные образовательные программы – 79 % участников опроса);
- дополнительное кадровое обеспечение (67 %);
- владение педагогами специальными знаниями (91 %), в том числе медицинского характера (52 %), а также навыками оказания психологической поддержки и предотвращения конфликтов (59 %);
- принятие особенных детей и любовь к ним (78 % опрошенных).
Кроме того, педагоги отметили ряд несомненных положительных эффектов совместного образования: здоровые учащиеся научатся помогать другим, получат опыт сочувствия и сострадания и станут терпимее и добрее, расширят представление о жизни общества; в свою очередь учащиеся с ОПФР пополнят опыт взаимодействия с людьми, участия в жизни коллектива, получат возможность проявить свои способности в различных видах деятельности и почувствовать уважение сверстников.
Таким образом, оценка исходной ситуации помогла нам определить основные целевые группы, на которые будет ориентирована работа проектной команды, способы влияния на изменение исходных установок участников указанных групп и имеющиеся для этого ресурсы. Среди наиболее ценных для работы в проекте ресурсов отметим весьма благоприятные для эффективной совместной деятельности характеристики группы участников проекта (6 человек), выявленные на подготовительном этапе и помощью диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) и методики «Ориентационные стили деятельностного общения»:
- преобладание делового мотивационного профиля (83 % участников);
- высокая творческая активность (66 %), социальная полезность и общественная активность (34 %);
- ориентация на людей (50 %), процесс, действие и перспективу (50 %).
Планируя деятельность на основном этапе проекта, мы сохранили характер направлений работы (информационно-просветительский и организационно-методический), но изменили их цели, и, соответственно, содержание.
Информация, представляемая в СМИ, конкретно нацеливала горожан на необходимость создания условий для общения с особенными людьми «на равных». Так, Интернет-журнал «Имена» (https://imenamag.by/) опубликовал статью «Оптимист» о 10-летнем незрячем мальчике из Слуцка Серёже Яцуке, который, скрывая от всех свою особенность, живет жизнью обычного мальчишки и учится в детской музыкальной школе искусств по классу фортепьяно. Журнал открыл общественности имя еще одного удивительного ребенка из Слуцка – 11-летней Полины Литвинович, которая, несмотря на тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, занимается вокалом и проявляет способности к рисованию. Районная газета «Инфо-курьер» представила данные о наличии в городе безбарьерной среды для людей-инвалидов (пандусы, широкие лифты, дверные проёмы и т.д.). В другом выпуске этой же газеты был размещен материал о проведении тренерами ФК «Слуцк» занятий с детьми с ОПФР и об их впечатлениях от этих занятий: «Сложно было вести тренировку, так как это мой первый опыт работы с детьми с особенностями. Ребята здорово сыграли в футбол, они с удовольствием считали, кто и сколько забил голов. Мне кажется, если ребята будут заниматься спортом, им будет легче идти по жизни».
Отметим, что среди значимых результатов достаточной (по мнению 68 % опрошенных) степени насыщения СМИ подобной информацией – привлечение горожан к оказанию спонсорской помощи детям-инвалидам и их семьям, а также регулярное участие в таких мероприятиях, как заключительный праздник «Шире круг», посвящённый Дню защиты детей, инклюзивный фестиваль, посвящённый Дню инвалидов, индивидуальных предпринимателей, сотрудников телеканала «Слуцк ТВ», представителей предприятий и организаций Слуцкого района, РК БРСМ.
Обратим внимание на то, что все мероприятия, проведенные в рамках проекта (78), были направлены на проявление творческих способностей особенных детей, что, несомненно, оказало влияние и на отношение к ним окружающих, и на отношение детей к самим себе.
Ощутив уважение и признание, дети стали более активно использовать возможности культурно-образовательного пространства города.
В 2017 году:
более чем в два раза (по сравнению с 2015 годом) увеличилось количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования детей и молодежи и спортивные учреждения: ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» (2015 год – 11 детей, 2017 – 23), ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» (2015 год – 6 детей, 2017 – 14), ГУ «Слуцкий центр туризма» (2015 год – 2 ребёнка, 2017 – 6), ГУО «Центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи» (2015 год – 2 ребёнка , 2017 – 7), ГУ «Слуцкая СДЮШОР» (2015 год – 9 детей, 2017 – 18);
выросло количество участников выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Я и окружающий мир» (129 детей с ОПФР из 36 учреждений образования Слуцка и Слуцкого района; в 2015 году – 98 детей из 23 учреждений образования) и количество представленных работ (108; в 2015 году – 87), выполненных в разных техниках декоративно-прикладного и изобразительного искусства
с использованием различных материалов;
в учреждении профессионально-технического образования ГУ «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» осуществляется обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью по специальности «отделочные и строительные работы: маляр-штукатур» (в 2017 году функционируют 2 специальные группы (первый и второй курс), в 2015 – 1 группа по специальности «производство продукции растениеводства: овощевод, садовод»).
В заключении отметим, что результаты нашего проекта проявляют не только количественные показатели. Они – в сердцах жителей города, открывших в себе способность помочь особенным детям найти себя в своем родном городе, и, конечно, в сердцах нашедших себя детей.
«Семь дорожек радуги… Они разные. Как и мы. Есть люди с ограниченными возможностями, которые смотрят на мир по-своему. Я думаю, что особенные дети не должны чувствовать себя одинокими или никому не нужными. Сотрудники ЦКРОиР пригласили нас поучаствовать в акции дружбы и милосердия «Семь дорожек радуги», и мы с радостью согласились. Я думаю, что эта акция подарила детям радость и много незабываемых впечатлений» (Валерия Гришковец, учащаяся 5 класса
ГУО «Средняя школа №4 г. Слуцка»).
«Не относя себя к тем людям, которые во всем дотошно ищут философию, я просто очень хорошо знаю, как хотела бы прожить эту жизнь. Почему? Вероятно, потому, что мне для достижения своих целей необходимо пройти большее количество ступенек, чем многим другим, и первая из них, самая шаткая, – преодолеть диагноз, ДЦП. Иногда я думаю о том, что, наверное, в какой-то степени это и везение тоже, ведь очень велика вероятность, что, имей я другую судьбу, то юность, а может и не только юность, но и вся жизнь моя были бы такими же, как и у многих молодых людей, которые по-настоящему не ценят, что имеют» (Айгюн Гулиева, студентка 4 курса филологического факультета БГУ, выпускница ГУО «Средняя школа №12 г.Слуцка»).
Литература
1. Пономарёва, И.М. Солнечная интеграция (Формирование образовательного пространства как территории толерантности) / И.М.Пономарёва // Образование Минщины. – 2016. – № 1. – С. 27-30.