Региональная газета «Слуцкі край»
«НЕТ!» развивающим мультикам,
«ДА!» развивающему общению
09.09.2021
В последнее время увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Несмотря на то, что связано это со многими факторами - проблема достаточно актуальна на сегодняшний день. И она имеет важное значение для развития подрастающего поколения. Попробуем с этим разобраться.
Овладение речью для ребёнка – чрезвычайно сложный и длительный процесс, который базируется на «трёх китах»:
* понимание речи;
* артикуляция (строение артикуляционного аппарата);
* пассивный словарь (сформированные представления об окружающем мире).
Хочется сказать, что огромное значение имеет стремление к общению, т. е. мотивация малыша. Чем больше мамочки и папочки сюсюкают и агукают с грудничком – тем больше ребёнок подражает звукам и интонации, которые слышит от родителей, и тем больше ему хочется продлить это «общение» и привлечь к себе внимание окружающих. Поэтому уже с первых дней стоит обратить внимание на поведение и реакции малыша.
СПРАВОЧНО:
В первый месяц показателем доречевого развития является кряхтение, крик ребёнка, который очень информативен для мамы (либо это просто привлечение внимания, либо это признак того, что что-то болит).
На втором месяце в результате эмоционального общения с близкими появляется гуление, гукание, «комплекс оживления», малыш прислушивается и фиксирует взгляд на лице взрослого, начинает улыбаться, «экспериментировать»с гласными.
К первому полугодию ребёнок активно гулит (в отличие от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появляются губные звуков с гласными («ба», «па»). И это начальный этап перехода от гуления к лепету.
К девяти месяцам ребёнок активно лепечет, учится управлять губками, языком, произвольный выдох становится длиннее (это важно, т.к. все слова человек произносит на выходе), речь становится более эмоциональная, появляется ситуационное понимание обращенной речи (это первый «кит»!).
К году лепет переходит в слоги, появляется способность понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».
Хочется ещё раз отметить, что только лишь при живом общении с ребёнком, когда малыш слышит голос мамы (без других слуховых раздражителей), хорошо видит, как мама складывает губки при разговоре с ним, будут формироваться все вышеперечисленные навыки.
Что же делать, если малыш не реагирует на голос, не фиксирует взгляд, тихонько лежит в кроватке и не реагирует вообще ни на какие раздражители?
В первую очередь нужно проверить слух. Если слух в норме, нужно продолжить обследование ребёнка, не бояться обратиться к неврологу, психиатру. Законным представителям очень важно понять, что медлить нельзя, что ребёнку нужна помощь. Возможно, это будет просто консультация, а может и медикаментозное лечение. Обязательно нужно обратиться к специалисту. Не ходить по «бабкам» и лечить испуг, не ориентироваться на прадедушку, который заговорил в пять лет целыми предложениями, не слушать, что мозг ребёнка развивается до пяти лет, не ждать «пресловутых» трёх лет. Не стоит заниматься самообманом. Только через живое общение с ребёнком вы сможете увидеть проблему, и только специалист сориентирует в правильном направлении для ее решения.
Сейчас очень популярны развивающие мультики. Это очень удобно. Пока ребёнок перед телевизором (телефоном, планшетом), мама может поделать все дела по дому, уделить себе время, переключиться. Развивающие мультики – это неплохо. Но помните, что телевизор не научит ребёнка реагировать на собственное имя, правильно складывать губки при произнесении звуков, телевизору безразлична адекватность реакции ребёнка на кубик, свинку или рекламу. А ведь это всё понимание речи. Без понимания не будет активной диалогической речи. Поэтому доречевой период, как и фундамент при строительстве дома, имеет огромное значение для формирования речевого развития, что влечёт за собой формирование всех психических процессов, а от этого зависит успешность формирования учебных навыков.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Год назад завершилось долгосрочное исследование по поводу причин задержки речевого развития. Ученые из Технологического института (Нетенджи Сабхас и Савита Ядав), изучали, как влияют различные развиваеющие ютюб-видео на детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. Именно в этот возрастной период учится новым словам и их адекватному использованию. Для этого ребенку нужны игры, общение с родителями и чтение ими книжек. Ту же благую цель преследуют и различные видео, а также всевозможные развивающие игры.
В исследовании участвовало 55 детей (на начальном этапе им не было и полугода, в конце - пять лет). Выяснилось, что обучающий эффект таких видео сомнителен: малыши запоминали новые слова лишь после того, как их произносили родители. Интеллектуальное развитие не наблюдалось. Более того, специалисты отметили, что из всех видео дети отдавали предпочтение бессмысленной красочной рекламе, видео, где показаны игрушки и воздушные шары или несколько танцоров. Учёные пришли к выводу, что развивающие передачи, игры, мультики не вносят никакого вклада в развитие маленького ребёнка, не могут научить его чему-то новому, а всё, на что они способны, - развлечь и отвлечь.
Все знают сказку про Маугли, ребёнка, который волей случая оказался оторванным от людей. Такие дети существуют и в реальности. И вот в чём парадокс – оказавшись в возрасте 7-8 лет снова в человеческом обществе, здоровые от рождения дети так и не смогли научиться говорить. Всё дело в том, что для овладения речью есть свои определённые возрастные рамки, пропустив которые ребёнок навсегда утратит возможность говорить.
P.S. Информацию о возрастных нормах доречевого и речевого развития, игры для детей раннего возраста можно найти на сайте Слуцкого районного ЦКРОиР в разделе «Родителям», «Центр «Малютка». email: ckroir.slutsk@mail.ru