«Самое большое достижение, что наши дети живут дома, в семьях». Директор слуцкого ЦКРОиР о работе с «особыми» детьми

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 15.10.2021  Коллективная аппликация «Журавли летят на юг»

подробнее...

 

 14.10.2021  Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

подробнее...

 

 13.10.2021  Яркий творческий конкурс осенний букет

подробнее...

 

 11.10.2021  День матери

подробнее...

 

 11.10.2021  Районный  фотоконкурс   «В лучах материнской любви»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Слуцк город

«Самое большое достижение, что наши дети живут дома, в семьях». Директор слуцкого ЦКРОиР о работе с «особыми» детьми

17.03.2021

 

Инесса Михайловна Пономарёва, директор ГУО «Слуцкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЦКРОиР), рассказала SlutskGorod о своей работе и как специалисты центра помогают семьям с особенными детьми адаптироваться в обществе.

Инесса Пономарёва стояла у истоков интегрированного обучения в Слуцком районе. Ещё в 1998 году, когда в системы образования ещё только внедрялась подобная практика, в городе работало только восемь учителей-дефектологов. Сейчас с детьми с особенностями психофизического развития в местных учреждениях занимаются уже 84 квалифицированных специалиста.

— На сегодняшний день в банке данных Слуцкого района 1 750 детей с особенностями психофизического развития. Среди них 206 человек с инвалидностью. Есть дети с тяжёлыми и множественными нарушениями, лёгкими речевыми нарушениями, нарушением чтения, письма, а также нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другими проблемами, — рассказывает руководитель центра.

Главная задача ЦКРОиР - повышение качества жизни детей с особенностями психофизического развития. Реализуется их право на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными способностями и состоянием здоровья. Работники Центра комплектуют специальные и интегрированные группы, классы. И сегодня в Слуцком районе на базе учреждений дошкольного образования для функционируют 32 интегрированные и 23 специальные группы.

Кроме того у нас есть 110 интегрированных классов, где учатся 192 школьника. А пункты коррекционно- педагогической помощи есть практически в каждом детском саду и школе. В Слуцком районе живут 1 145 особенных ребёнка дошкольного возраста, из них 22 ребёнка до 3 лет.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

О работе центра

По словам Пономарёвой, в ЦКРОиР работают 54 специалиста, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации: учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги-социальные, воспитатели, врачи, инструктор ЛФК. Из них 57% - педагоги высшей категории.

Для детей от рождения до 3-х лет создана служба ранней комплексной помощи (центр «Малютка»), куда входят как педагоги, так и медики.

— В нашем центре организовано пять классов, дошкольная группа, группа с круглосуточным пребыванием для детей, которые живут в отдалённых деревнях. У нас есть свой специализированный транспорт с подъёмником, оборудованный под две коляски. Организован ежедневный подвоз тяжёлых детей, — отмечает Инесса Михайловна. — Радует, что сегодня мамы и папы наших воспитанников могут спокойно выходить на работу, тогда как ранее, ещё до открытия ЦКРОиР, детей можно было привозить на занятия только два раза в день.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

По словам руководителя, активная работа специалистов ЦКРОиР по формированию толерантного отношения к особым детям началась с 2011 года, когда центр стал проводить намного больше акций и мероприятий, приуроченных к разным датам. К примеру, в данный момент - Международному дню людей с синдромом Дауна (21 марта) проводится онлайн-флешмоб акция «Мое солнышко - тебе!», а также акция «Скарбонка дабрыні». Эти мероприятия позволяют развивать у нормально-развивающихся сверстников потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь.

— В последнее время в Беларуси рождается очень много детей с аутизмом, хотя 10 лет назад встречались единичные случаи. К сожалению, обществу придётся столкнуться с такой категорией людей. В свою очередь мы разработали проект «Город равных возможностей», который нацелен на толерантность среди местного сообщества к людям с особенностями в развитии. Своим опытом охотно делимся с коллегами, проводим семинары и вебинары, — говорит директор учреждения.

При этом наш ЦКРОиР дважды признавался лучшим центром в республике, шесть раз был отмечен на доске почёта Слуцка, а в этом году награждён дипломом победителя как лучшее учреждение специального образования Минской области.

О социализации детей с особенностями

В Центре оборудован блок социально-бытовой ориентировки: стиральная машина, микроволновая печь, кухонный комбайн, печь для электрообжига, миксер, тостер, пылесос, утюг, даже есть швейные машины.

— Значительное внимание уделяется работе по включению особых детей в среду нормально развивающихся сверстников. Наши ребята с удовольствием занимаются в танцевальном коллективе «Слуцкие узоры» при 8-й школе, посещают кружки декоративно-прикладного творчества в Центре детского творчества. Ребята - дипломанты не только районного, областного а и республиканского уровня. Они выступают даже на педагогических конференциях, говорит Инесса Михайловна. — Я, как председатель РОО «Белорусский детский фонд», заинтересована, чтобы эти дети участвовали в мероприятиях разного плана.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

Пономарёва говорит, что уровень специального образования сейчас очень высок. В учреждениях для детей с особенностями развития ГУО «Ясли-сад № 19 г. Слуцка», ГУО «Ясли-сад №11 г.Слуцка» и ГУО «Средняя школа № 13 г. Слуцка» работает специальная система сотрудничества родителей, детей и педагогов. А совместное с «особыми» детьми обучение способствуют развитию толерантности, навыков решения межличностных проблем, уверенности в своих силах, самоуважения. Родители видят своих детей востребованными и значимыми.

Инесса Михайловна отмечает 13-ю школу, которая, по её словам, на все 100% готова к организации образовательного процесса с особыми учениками. В данном учреждении все классы начальной школы - интегрированного обучения и воспитания, как и большинство старших. В здании не так давно установили подъёмник для инвалидов-колясочников. Да и в целом образовательный процесс здесь адаптирован под учеников с особенностями в развитии.

— Хочу обратить внимание, что в Беларуси дети с интеллектуальной недостаточностью могут овладеть хорошими специальностями. Регулярно проводится изучение профнамерений выпускников с последующим определением их в учреждения профессионально-технического образования. Перед ними открывается перспектива реального трудоустройства, а в дальнейшем – самостоятельного проживания в социуме. К примеру, в Слуцке на базе лицея организована группа, где обучают профессии штукатур-маляр. Многие наши выпускники по ней работают и неплохо зарабатывают. А вот ребёнок с интеллектом «норма» может обучиться любой гуманитарной профессии.

О работе с семьями, где рождаются особые дети

ЦКРОиР тесно сотрудничает с местной поликлиникой, и если в семье появляется ребёнок с особенностями в развитии, сотрудники центра вместе с медработниками берут шефство. По словам Инессы Пономарёвой, в первую очередь помощь оказывают родителям.

— Работа специалистов нацелена на принятие данной проблемы родителями, ведь далеко не каждый способен принять её. У нас функционируют родительские школы, в рамках которых психологи проводят консультации, приглашают такие семьи на различные мероприятия, проводят экскурсии.В процессе родители видят, что они не одни, что есть и другие люди с подобной проблемой.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

По словам Пономарёвой, если отклонения от нормы у ребёнка выявляют в детском саду,  воспитатель рекомендует родителям пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Далее документы приносят в ЦКРОиР, где специалисты проводят диагностическое обследование в присутствии родителя и уточняют образовательный маршрут.

— Наши специалисты "тестируют" таких детей и выявляют нарушения в развитии. Затем предлагают на выбор сады, где есть группы специальные, либо интегрированные. Чтобы увидеть динамику, в последствие, комиссия ежегодно проводит тестирование. За один раз мы принимаем до 5-6 детей с тяжёлой формой отклонения в развитии, и до 12 - с лёгкой. Ничего страшного в этом нет, ведь многие дети в школу идут уже с нормальным развитием.

Инесса Михайловна вспоминает всего несколько случаев из своей практики, когда детей с особенностями психофизического развития родители отправили в специальный интернат. Возможно, в то время это было связано не столько с трудностями воспитания, сколько с общей социализацией взрослых. По её мнению, сейчас общество спокойнее реагирует на эту проблему.

— Мы никогда не поймём тех родителей, у которых родился особенный ребёнок, ведь мы не прошли этот путь, который прошли они. И сегодняшнее для меня самое большое достижение, что наши дети живут дома, в семьях, а не в специальных учреждениях интернатного типа. Сейчас у нас в группе есть три беременные мамы, и я очень рада, что они снова готовы стать родителями. В этом не маловажна и наша заслуга, ведь мы помогли им поверить в себя. И это большое достижение нашего государства, — считает Инесса Пономарёва.


Ольга Кононович
Slutsk-Gorod.by