«Самое большое достижение, что наши дети живут дома, в семьях». Директор слуцкого ЦКРОиР о работе с «особыми» детьми

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 14.03.2024  Экологическая акция «Мы кормим птиц! А вы?»

подробнее...

 

 11.03.2024  Фестиваль "Врановые птицы - птицы-интеллектуалы"

подробнее...

 

 22.02.2024  Рисование: «Грач»

подробнее...

 

 07.03.2024  8 Марта - Международный женский день!

подробнее...

 

 23.02.2024  «День безопасности»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckrir@uoslutsk.by

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Слуцк город

«Самое большое достижение, что наши дети живут дома, в семьях». Директор слуцкого ЦКРОиР о работе с «особыми» детьми

17.03.2021

 

Инесса Михайловна Пономарёва, директор ГУО «Слуцкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЦКРОиР), рассказала SlutskGorod о своей работе и как специалисты центра помогают семьям с особенными детьми адаптироваться в обществе.

Инесса Пономарёва стояла у истоков интегрированного обучения в Слуцком районе. Ещё в 1998 году, когда в системы образования ещё только внедрялась подобная практика, в городе работало только восемь учителей-дефектологов. Сейчас с детьми с особенностями психофизического развития в местных учреждениях занимаются уже 84 квалифицированных специалиста.

— На сегодняшний день в банке данных Слуцкого района 1 750 детей с особенностями психофизического развития. Среди них 206 человек с инвалидностью. Есть дети с тяжёлыми и множественными нарушениями, лёгкими речевыми нарушениями, нарушением чтения, письма, а также нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другими проблемами, — рассказывает руководитель центра.

Главная задача ЦКРОиР - повышение качества жизни детей с особенностями психофизического развития. Реализуется их право на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными способностями и состоянием здоровья. Работники Центра комплектуют специальные и интегрированные группы, классы. И сегодня в Слуцком районе на базе учреждений дошкольного образования для функционируют 32 интегрированные и 23 специальные группы.

Кроме того у нас есть 110 интегрированных классов, где учатся 192 школьника. А пункты коррекционно- педагогической помощи есть практически в каждом детском саду и школе. В Слуцком районе живут 1 145 особенных ребёнка дошкольного возраста, из них 22 ребёнка до 3 лет.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

О работе центра

По словам Пономарёвой, в ЦКРОиР работают 54 специалиста, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации: учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги-социальные, воспитатели, врачи, инструктор ЛФК. Из них 57% - педагоги высшей категории.

Для детей от рождения до 3-х лет создана служба ранней комплексной помощи (центр «Малютка»), куда входят как педагоги, так и медики.

— В нашем центре организовано пять классов, дошкольная группа, группа с круглосуточным пребыванием для детей, которые живут в отдалённых деревнях. У нас есть свой специализированный транспорт с подъёмником, оборудованный под две коляски. Организован ежедневный подвоз тяжёлых детей, — отмечает Инесса Михайловна. — Радует, что сегодня мамы и папы наших воспитанников могут спокойно выходить на работу, тогда как ранее, ещё до открытия ЦКРОиР, детей можно было привозить на занятия только два раза в день.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

По словам руководителя, активная работа специалистов ЦКРОиР по формированию толерантного отношения к особым детям началась с 2011 года, когда центр стал проводить намного больше акций и мероприятий, приуроченных к разным датам. К примеру, в данный момент - Международному дню людей с синдромом Дауна (21 марта) проводится онлайн-флешмоб акция «Мое солнышко - тебе!», а также акция «Скарбонка дабрыні». Эти мероприятия позволяют развивать у нормально-развивающихся сверстников потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь.

— В последнее время в Беларуси рождается очень много детей с аутизмом, хотя 10 лет назад встречались единичные случаи. К сожалению, обществу придётся столкнуться с такой категорией людей. В свою очередь мы разработали проект «Город равных возможностей», который нацелен на толерантность среди местного сообщества к людям с особенностями в развитии. Своим опытом охотно делимся с коллегами, проводим семинары и вебинары, — говорит директор учреждения.

При этом наш ЦКРОиР дважды признавался лучшим центром в республике, шесть раз был отмечен на доске почёта Слуцка, а в этом году награждён дипломом победителя как лучшее учреждение специального образования Минской области.

О социализации детей с особенностями

В Центре оборудован блок социально-бытовой ориентировки: стиральная машина, микроволновая печь, кухонный комбайн, печь для электрообжига, миксер, тостер, пылесос, утюг, даже есть швейные машины.

— Значительное внимание уделяется работе по включению особых детей в среду нормально развивающихся сверстников. Наши ребята с удовольствием занимаются в танцевальном коллективе «Слуцкие узоры» при 8-й школе, посещают кружки декоративно-прикладного творчества в Центре детского творчества. Ребята - дипломанты не только районного, областного а и республиканского уровня. Они выступают даже на педагогических конференциях, говорит Инесса Михайловна. — Я, как председатель РОО «Белорусский детский фонд», заинтересована, чтобы эти дети участвовали в мероприятиях разного плана.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

Пономарёва говорит, что уровень специального образования сейчас очень высок. В учреждениях для детей с особенностями развития ГУО «Ясли-сад № 19 г. Слуцка», ГУО «Ясли-сад №11 г.Слуцка» и ГУО «Средняя школа № 13 г. Слуцка» работает специальная система сотрудничества родителей, детей и педагогов. А совместное с «особыми» детьми обучение способствуют развитию толерантности, навыков решения межличностных проблем, уверенности в своих силах, самоуважения. Родители видят своих детей востребованными и значимыми.

Инесса Михайловна отмечает 13-ю школу, которая, по её словам, на все 100% готова к организации образовательного процесса с особыми учениками. В данном учреждении все классы начальной школы - интегрированного обучения и воспитания, как и большинство старших. В здании не так давно установили подъёмник для инвалидов-колясочников. Да и в целом образовательный процесс здесь адаптирован под учеников с особенностями в развитии.

— Хочу обратить внимание, что в Беларуси дети с интеллектуальной недостаточностью могут овладеть хорошими специальностями. Регулярно проводится изучение профнамерений выпускников с последующим определением их в учреждения профессионально-технического образования. Перед ними открывается перспектива реального трудоустройства, а в дальнейшем – самостоятельного проживания в социуме. К примеру, в Слуцке на базе лицея организована группа, где обучают профессии штукатур-маляр. Многие наши выпускники по ней работают и неплохо зарабатывают. А вот ребёнок с интеллектом «норма» может обучиться любой гуманитарной профессии.

О работе с семьями, где рождаются особые дети

ЦКРОиР тесно сотрудничает с местной поликлиникой, и если в семье появляется ребёнок с особенностями в развитии, сотрудники центра вместе с медработниками берут шефство. По словам Инессы Пономарёвой, в первую очередь помощь оказывают родителям.

— Работа специалистов нацелена на принятие данной проблемы родителями, ведь далеко не каждый способен принять её. У нас функционируют родительские школы, в рамках которых психологи проводят консультации, приглашают такие семьи на различные мероприятия, проводят экскурсии.В процессе родители видят, что они не одни, что есть и другие люди с подобной проблемой.


    Фото: ckroir.slutsk.edu.by

По словам Пономарёвой, если отклонения от нормы у ребёнка выявляют в детском саду,  воспитатель рекомендует родителям пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Далее документы приносят в ЦКРОиР, где специалисты проводят диагностическое обследование в присутствии родителя и уточняют образовательный маршрут.

— Наши специалисты "тестируют" таких детей и выявляют нарушения в развитии. Затем предлагают на выбор сады, где есть группы специальные, либо интегрированные. Чтобы увидеть динамику, в последствие, комиссия ежегодно проводит тестирование. За один раз мы принимаем до 5-6 детей с тяжёлой формой отклонения в развитии, и до 12 - с лёгкой. Ничего страшного в этом нет, ведь многие дети в школу идут уже с нормальным развитием.

Инесса Михайловна вспоминает всего несколько случаев из своей практики, когда детей с особенностями психофизического развития родители отправили в специальный интернат. Возможно, в то время это было связано не столько с трудностями воспитания, сколько с общей социализацией взрослых. По её мнению, сейчас общество спокойнее реагирует на эту проблему.

— Мы никогда не поймём тех родителей, у которых родился особенный ребёнок, ведь мы не прошли этот путь, который прошли они. И сегодняшнее для меня самое большое достижение, что наши дети живут дома, в семьях, а не в специальных учреждениях интернатного типа. Сейчас у нас в группе есть три беременные мамы, и я очень рада, что они снова готовы стать родителями. В этом не маловажна и наша заслуга, ведь мы помогли им поверить в себя. И это большое достижение нашего государства, — считает Инесса Пономарёва.


Ольга Кононович
Slutsk-Gorod.by