Круглый стол «Формирование социальной активности учащихся с ОПФР как педагогическая проблема»
30 октября в ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» состоялся круглый стол для заместителей директоров по воспитательной работе на тему: «Формирование социальной активности учащихся с ОПФР как педагогическая проблема».
Цель: совершенствование профессиональных знаний о современных направлениях и формах социального информирования педагогов, учащихся, родителей, используемых с целью формирования социальной активности детей с ОПФР и, как следствие, повышение эффективности включения их в образовательную среду.
В рамках данной формы работы состоялся целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, опытом практической деятельности, обсуждения типичных трудностей в вопросе «Формирование социальной активности учащихся с ОПФР».
Педагог социальный Лукашевич И.И. представила для обсуждения презентацию на тему «Социальное информирование в контексте работы социальной – педагогической и психологической службы ЦКРОиР по включению детей с ОПФР в среду типично развивающихся сверстников». Было отмечено, что ценной и полезной является информация отличающаяся новизной.
Полнота, оптимальность, новизна, полезность информации работают при соблюдении требования своевременности информации, ее актуальности в данное время. Несвоевременность делает информацию бесполезной.
В своей деятельности мы должны стараться доносить информацию своевременно до целевой аудитории: педагогов учреждений образования, родителей воспитывающих детей с ОПФР и типично развивающихся сверстников, представителей социума.
Совместная скоординированная работа по обмену информацией с различными органами и структурами, создание единого информационного пространства играют огромную роль в сопровождении ребенка с ОПФР и его семьи, способствует существенным изменениям отношения общества к людям с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с ОПФР.
Так же педагог социальный познакомила участников круглого стола с формами социального информирования, которые используют специалисты ЦКРОиР своей деятельности:
- размещение информации на сайтах ЦКРОиР и Управления отдела образования спорт и туризма;
- публикации в СМИ;
- выпуск печатной продукции;
- репортаж по местному телевидению;
- выступления на предприятиях и в организациях;
- цикл обучающихся семинаров – практикумов;
- инклюзивные фестивали;
- акции.
Во время проведения мастер – класс «Создание алгоритма социального информирования педагогов, родителей и учащихся с ОФПР» участникам было предложено создать алгоритмы сопровождения: «Алгоритма социального информирования педагогов, родителей и учащихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата», «Алгоритма социального информирования педагогов, родителей и учащихся с нарушениями зрения и слуха», «Алгоритма социального информирования педагогов, родителей и учащихся с нарушениями интеллекта». Далее каждая группа озвучила свои «Алгоритмы».
Каждый ребенок приходит в учреждение образования (сад, школу) с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в учреждения образования представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
Чтобы оказать действенную помощь такому ребенку, педагогу следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к воспитаннику зависит от его прилежания и успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Воспитанники могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача педагогов в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к учреждению образования и образовательной деятельности. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагогов и родителей создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.