Районный семинар - практикум «Социально-бытовая адаптация учащихся с ОПФР как фактор социализации»
Сегодня любой ребёнок входит в самостоятельную жизнь гораздо более одиноко, чем полтора десятка лет назад, когда ещё действовала довольно развитая система социальных гарантий. В условиях рыночной экономики гарантии не даются, а зарабатываются. Школа – один из немногих социальных институтов, имеющих реальную возможность почти бескорыстно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Школьный период стал периодом истины, когда нужно успеть главное: заложить социальные основы нравственности и оптимизировать самооценку ребёнка.
Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с особенностями интеллектуального развития. Поэтому школа должна создать условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей культуры и предоставить возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями.
Этим вопросам был посвящен районный семинар-практикум для учителей трудового обучения, реализующих программы специального образования в учреждениях общего среднего образования на тему «Социально-бытовая адаптация учащихся с ОПФР как фактор социализации», который состоялся 30 марта 2018 года в государственном учреждении образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
«Главнейшая задача специального образования Республики Беларусь - сделать ребенка с особенностями психофизического развития не отчужденным, а полноправным гражданином, способным самому строить свою жизнь. Поэтому обучение социальным навыкам является неотъемлемой частью образования ребенка с ОПФР,» - отметила в своем выступлении директор центра Инесса Михайловна Пономарёва. Учителя трудового обучения затрагивали вопросы особенностей преподавания данного предмета в классах интегрированного обучения и воспитания, сдачи выпускного экзамена по трудовому обучению.
В Слуцком районе сложилась устойчивая система жизнеустройства выпускников, обучающихся по программе первого отделения вспомогательной школы. Регулярно проводится изучение профессиональных намерений выпускников с последующим определением их в учреждения профессионально-технического образования. Перед выпускниками открывается перспектива реального трудоустройства, а в дальнейшем – самостоятельного проживания в социуме. Наиболее перспективной для успешного жизнеустройства является учебная специальность «отделочные и строительные работы: маляр, штукатур». Данную квалификацию выпускники классов интегрированного обучения и воспитания получают в УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей». С вышеназванным учебным заведением заключен договор о сотрудничестве в вопросах профориентации. Так же имеется «План взаимодействия УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей», ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Слуцкого района», учреждений общего среднего образования по созданию условий для профессионального определения выпускников из числа лиц с ОПФР».
Таким образом, образование в Слуцком районе решает задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.