Научно-методический и информационный журнал
«Сацыяльна-педагагічная работа»
№ 5 (135) май 2012
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ,
ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОПФР
И. М. ПОНОМАРЁВА,
директор Слуцкого районного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитаций
В работе с родителями нужно очень серьезно носиться к каждой родительской реакции,чтобы выработать общую платформу и способствовать подлинному сотрудничеству в семье.
Г. Фюр
В любой семье родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливым. К сожалению, далеко не каждого ребёнка природа наделила хорошим здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем их желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом, мире наравне со всеми.
В банке данных Слуцкого района 1180 детей с особенностями психофизического развития. Выбор организационных форм специального образования является приоритетным правом родителей. Это дети, получающие помощь в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальных группах, классах и группах интегрированного обучения и воспитания, пунктах коррекционно-педагогической помощи.
Ребёнкунеобходимо чувствовать себя в семье абсолютно защищённым и любимым. Несовершеннолетнему с особенностями развития это необходимо вдвойне. Мы не всегда понимаем, как наладить наши отношения с ребёнком, чтобы ему было тепло и комфортно в семье. А еще труднее понять, что нужно «особому» ребёнку, который не всегда может выразить свои мысли, эмоции и чувства.
На данный момент педагоги используют те формы и методы работы, благодаря которым, на наш взгляд, удаётся помогать родителям поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье.
Заслуживает внимания авторский проект психокоррекционного взаимодействия с родителями, воспитывающими «особого» ребенка, «Радужный мост» (педагог-психолог — А. Ю. Капская). В энциклопедическом словаре «Символизм» радуга означает мост между разным и мирами, мост между разными сознаниями. Согласитесь, что многиенаши дети живут в своем мире, который отличается от мира, в котором живут их родители, окружающие их люди. Радужный мост – это проект, который помогает соединиться этим двум мирам, двум сознаниям.
Давайте разберёмся, что же происходит с семьями, воспитывающими детей с ОПФР?
Представьте себе супругов, которые с нетерпением ждут появления на свет своего ребёнку, самого красивого, лучшего в мире. Родители мечтают о том, как они его примут, какое имя дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдёт в школу, будет получать хорошие оценки, и семья будет гордиться им… Мечты родительские «летят» ещё дальше: ребёнок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведёт в дом внуков, обеспечит им родителям, спокойную, согретую заботой и любовью старость…
И вот долгожданный день рождения малыша наступает. Кому-то уже сразу в роддоме, а кому-то со временем, спустя несколько месяцев, когда проявятся отклонения в развитии, врачи объявят: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети, ваш ребёнок будет инвалидом…» Это страшные слова…! Страх за будущее ребенка, боль от осознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути… Вместе с болью и страхом за малышаприходит чувство утраты мечтаний и ожиданий, связанных с его и своим будущим, с будущим семьи…
С рождением «особого» ребёнка происходит деформация отношений в семье и отношений семьи с окружающим миром. Между супругами начинаются конфликты, взаимообвинения, отчаяние, которое выплёскивается злостью на весь мир и друг на друга, отчуждение, когда каждый замыкается в себе, пряча свою боль, — всё это внезапно врывается в жизнь семьи.
Усмирить этот шторм — задача как семьи, так и тех, кто находится рядом с ней в это нелёгкое время. И в этот момент родителям необходимо понять, что очень важно не только обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включающим в себя элементы развития; максимально возможно привить ему навыки самообслуживания, способствовать социализации его в обществе, но и поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье, не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи, стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
Основная идея стратегии оказания психологической помощи семье, воспитывающей ребёнка с особыми потребностями, в рамках проекта «Радужный мост» состоит в:
- гуманизации и оздоровлении микросреды ребёнка;
- культурной и духовной реабилитации семьи;
- повышении психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.
Существует два подхода к работе с родителями: традиционный, когда функция психолога — всезнающий эксперт, нетрадиционный, когда основной функцией психолога является помогать, поддерживать, направлять.
Мы считаем, что в нашей работе наиболее эффективным является нетрадиционный подход, потому что он позволяет нам строить отношения с родителями на основе сотрудничества и доверия. При таком подходе родителям принадлежит ведущая роль впринятии решений, выборе способа реализации или выполнения рекомендаций.
Одним из условий эффективности психолого-педагогического сопровождения семей является трёхуровневаясистема взаимодействия:
- макроуровень — уровень коллективной работы;
- мезоуровень — уровень групповой работы;
- микроуровень — уровень индивидуальной работы.
Каждый уровень решает какие-то свои задачи. Например, на уровне коллективного взаимодействия (родительская школа, родительские собрания, беседы) решаются какие-то общие для всех родителей вопросы, но здесь не возможно реализовать индивидуальный подход, решать какие-то личные проблемы родителей. То же самое происходит и на других уровнях. Поэтому очень важно взаимодействовать с родителями на всех трёх уровнях.
Трехуровневая структура взаимодействия позволила нам определить основные направления в работе с семьёй, благодаря чему псйхолого-педагогическое сопровождение семьи стало комплексным, планомерным, а не ситуативным и отрывочным.
Основные направления в работе с семьей:
Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с довременными подходами к процессу воспитания. В результате у родителей формируется адекватное восприятие малыша, принятие своеобразия его (развития, меняется отношение к ребёнку и себе).
Мероприятия данного направления помогают снизить уровень психоэмоционального напряжения родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. В результате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.
Благодаря мероприятиям лого направления родители приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.
Все эти направления нашли своё отражение о проекте «Радужный мост»,
Цель данною проекта — помочь родителям создать и поддерживать такой климат в семье, чтобы ребёнку было комфортно.
Поставленные в проекте задачи, направлены на поддержку адекватных детско-родительских взаимоотношений, стилей семейного воспитания, оптимизацию супружеских взаимоотношений, развитие у родителей коммуникативных форм поведения, формирование у них навыков адекватного общения с окружающим миром.
Этапы реализации проекта достаточно традиционные. Так, на I этапе с помощью различных анкет, опросников, бесед изучались проблемы, с которыми сталкиваются родители, их запросы и т. д. Затем вся полученная информация обрабатывалась, разрабатывались программы, формы и методы работы, подбирались наиболее эффективные методики. В результате были созданы 3 психокоррекционные программы «Радужный мост», «Мир твоему дому» и «Школа женского счастья».
Приоритетом организацииработы с родителями стало сотрудничество, а средством — общение.
Методы общения были выбраны активные, потому что они:
- позволяют сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
- повышают готовность родителей к взаимодействию с. психологом;
- с их помощью проясняются родительские ожиданий, представления, реальные тревоги и страхи, поскольку диагностическая функция этих методов неочевидна и фактор социальной желательности не оказывает влияния на результат.
Не менее важным в работе психолога с родителями является использование многообразия психологических методик. На наших занятиях с родителям и мы используем телесно-ориентированную терапию, различные виды арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия,сказкотерапия, изо-терапия. Используем возможности цветотерапии и ароматерапии. И, конечно же, учитывая то, что компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной культуры, мы внедряем их в различные направления своей роботы с родителями.
Телесно-ориентированная терапия
Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». Телесно ориентированныеупражнения, которые мы родителям, помогают вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты. На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Зачем это надо? Каждая эмоция отражается в теле человека в виде зажимов определённых частей тела. Но если эмоции влияют на наше тело, значит и на эмоции можно повлиять через тело. Расслабилмышцы лица, шеи, спины, рук - и злость прошла,улыбнулся – и обижаться уже не хочется.
Использование телесно ориентированных упражнений позволяет родителям осознать собственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя, стать хозяином своего тела и как следствие – своей жизни, лучше узнать свою внутреннюю природу и начать жить в согласии с ней, активизировать жизненную энергию, расширить границы межличностного доверия, развить внимание к своим чувствам и чувствам партнера.
Музыкотерапия
Этот вид арт-терапии обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.
Мы используем два вида музыкальной терапии: активную и пассивную. Активная: человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (чаще всего это происходит вгруппе), и неважно, владеет он каким-либо инструментом или нет. Создавать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Пассивная: человек прослушивает музыку, которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.
Музыкотерапию можно использовать как индивидуально, так и в группе. Главная цепь в групповой работе – суметь влиться в коллектив, наладить коммуникативный контакт с другими участниками, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычное жизни настраивать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.
Песочная терапия
Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки?
Создание в песке сказочной страны - это проекция внутреннего мира. Песочная картина отражает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, его потребности и тревоги, страхи и мечты. С помощью песка можно выразить те чувства, о которых трудно говорить, те мысли, которые иногда невозможно выразить словами. Строя сказочные замки и создавая песочные замки, индивид постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возможности для улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отношения…
Разыгрывая на песке разнообразные сюжета, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песочный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определенные изменения.
Выстраивание песочных миров дает взрослому мощное ощущение себя хозяином собственной жизни.
Групповая работа в песочнице (парами, семьями, на групповых тренингах) способствует установлению контакта межу участниками, хорошо отражает групповую динамику. Коллектив сплачивается… Работа с песком и группе помогает учиться строить отношения с внешним миром.
Работая с родителями индивидуально, песочная терапия способна помочь им разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с ними происходит.
Индивидуальная работа с песком помогает:
- мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими;
- снять стрессовое состояние, обрести душевное равновесие и спокойствие;
- снизить агрессию и напряжение, расслабиться;
- обрести веру в себя и свои силы;
- освободиться от ощущения нереализованности.
Изотерапия
Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание.
Чаще всего на первом занятии многие говорят одну и ту же фразу: «Я не умею рисовать». Но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы человек смог выразить на листе бумаги своё внутреннее состояние.
В ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то — выявление творческих способностей.
Изотерапия помогает родителям «особого» ребёнка:
- лучше понять себя;
- абстрагироваться от внешних проблем;
- научиться выражать свои чувства;
- разрешать внутренние конфликты;
- найти решение в трудной ситуации;
- развить свою креативность;
- получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть,
Игровая терапия
В каждом из нас живёт внутренний ребёнок. Но мы настолько зажаты жёсткими рамками социальных норм, что прорваться к своему истинному «я» порой очень сложно.
На первые занятия в рамках игровой терапии родители приходят зажатыми, не только внутренне, но и внешне. Но спустя некоторое время они играют лучше детей. Наш внутренний ребёнок заставляет нас испытывать игровой азарт, непосредственность, забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуальному раскрепощению.
Кроме того, игровая терапия способствует:
- умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе;
- усвоению новых конструктивных поведенческих актов;
- выявлению и принятию человеком его переживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями.
Цветотерапия
Используется дня диагностики и коррекции эмоционального состояния с помощью цвета:
- помогает родителям осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными;
- позволяет снять мышечное и психоэмоциональное напряжение либо наоборот, активизировать его;
- создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями.
Использование различного цветного материала позволяет нам влиять на эмоциональное состояние человека не только через зрительный анализатор, но и кожные рецепторы. Наиболее интересны занятия с цветным тестом, цветными тканями.
Сказкотерапия
Сказка - это самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии. В сказках сосредоточена мудрость поколений о духовном пути души и социальной реализации человека,
Сказкотерапия использует сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, Занятия развивают креативность родителей, что помогает им в жизни видеть ситуацию с разных сторон, тренирует умение находить нестандартные решения в сложных ситуациях, пробуждает внутренние ресурсы. Сказки дают взрослым людям возможность мечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказочные образы помогают родителям обрести желанные состояния души и внутреннюю гармонию. А если человек по каким- либо причинам не готов говорить о своих трудностях напрямую, сказкотерапия позволяет находить дляобсуждения и работы над ситуацией безопасный путь, символический, сказочный.
Сказкотерапия — это легкая и ненавязчивая помощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.
Возможности сказкотерапии:
- учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности;
- указывает на возможные средства решения задач;
- создаёт ресурс для их решения;
- формирует позитивные ожидания.
Компьютерные технологии
Введение компьютерных технологий в работу педагога-психолога позволяет более полно реализовать задами, которые стоят перед психологической службой специального образования.
Для работы с родителями нами подобран пакет компьютерной диагностики семейных отношений, кризисных состояний личности и т. д.
Одним из немаловажныхфакторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов наши слушатели могут не только получить нужную информацию, но и просмотреть данный сюжет, фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями, при желании – скопировать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно, Использование различных клипов, роликов, слайд-шоу позволяет улучшить эмоциональный фоннастроения, снять психоэмоциональное и физическое напряжение, а также настроиться на позитивное восприятие мира.
Для релаксации используются и специальные релаксационные программы, такие как «Аура» и «Натура 2.0», которые воздействуют на определённые нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают. Для этих целей мы используем и программы по цветопсихологии: «Помощник» и «Давид».
Таким образом, многообразие применяемых методов позволяет более эффективно решать те задачи, которые стоят перед психологами специального образования в работе с родителями.
Активное вовлечение родителей во все аспекты работы центра и создание родительского комитета центра, классов и группыспособствует более эффективной совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.
Через проведение различного рода мероприятий, которые проходят как в традиционной, так и в нетрадиционной формах, педагоги центра показывают возможности особых детей, объясняют роль семьи в формировании жизненно-необходимых навыков.
Несмотря на то, что родительские собрания — традиционная форма работы с родителями, методы и приёмы, которые мы на них используем, являются интерактивными. Так. на одном из родительских собраний, папы и мамы в технике коллаж, выполняли групповое задание по оформлению гармоничных, уютных домов, одна из матерей защищала групповой проект.
Являясь не только активными участниками собрания, но и активными участниками в их подготовке, родители предоставляют видеоматериалы по теме собрания.
Мы практикуем (с разрешения родителей) съёмку занятий в центре с, последующей демонстрации ей на родительских собраниях. Папы и мамы с большим интересом наблюдают за тем, как их дети осваивают навыки приготовления пищи.
Все большуюпопулярность приобретает такая форма работы,как форум театр. Основная её идея — показать необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации зависит от них самих.
В основе метода «Форум-театр» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.
Основные задачи этой формы работы:
- устранение причин, способствующих конфликтной ситуации;
- разрешение проблемной ситуации;
- поддержка положительных появленийв поведении.
В процессе работы нам, педагогам, довелось познакомиться с замечательными семьями. Рождение «особого» ребенка не только не испортило семейных отношений, но и укрепило их, облагородило, открылодля семей новые возможности развитиях. Эти семьи обрели друзей, новые формы проведения досуга. Взрослые в этих семьях научились не переживать из-за мелочей, замечать повседневные радости.
Вот уже шестой год мы проводим семейные вечера различной тематики: «От всей души», «Рождественские встречи», «Что в имени твоём…», «Я, ты, он, она – вместе дружная семьям» и другие. Цель вечеров – дать возможность поверить в себя, в свои силы своего ребёнка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща. Формы взаимодействия с семьёй приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.