Базальная стимуляция и поддерживающая коммуникация как метод социальной интеграции
Принцип работы педагогов нашего центра можно выразить словами:
Жизнь человека с ограничениями должна быть организована «настолько нормально, насколько это возможно». Организуя работу с детьми со сложной структурой дефекта и множественными нарушениями, мы должны исходить из того, что развитие таких детей практически во всех областях затруднено. Они имеют много ограничений в следующих сферах:
- все виды чувственного восприятия;
- движения (моторика);
- речь;
- мышление;
- мотивация;
- Я-концепция;
- социальная интеракция.
Я хочу поделиться опытом работы специалистов нашего центра и рассказать о методе базальной стимуляции, который является наиболее эффективным в работе с детьми с ТМН.
Базальная стимуляция - это взаимодействие, игра между людьми,
которая содержит все базовые элементы коммуникации и интеракции.
Главная цель базальной стимуляции – стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, личностно-ориентированная передача человеку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире.
Задачи:
- развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);
- использование имеющихся двигательных возможностей;
- ощущение собственного тела, собственной личности;
- осознание окружающего предметного мира;
- установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию.
Развитие восприятия с помощью базальной стимуляции протекает в соответствии с актуальным уровнем психофизического развития, чтобы дать ребенку шаг за шагом проходить те же стадии развития, которые проходит нормально развивающийся ребенок в период становления восприятия.
ВИДЫ БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ:
- вестибулярная
(Обеспечивает ребенку восприятие и анализ пространственной информации.Вестибюлярный опыт ребенок получает очень рано, еще до рождения, находясь в утробе матери: он двигается вверх-вниз, вперед-назад, влево- вправо, вокруг своей оси. Такие же движения мы используем при осуществлении вестибулярной стимуляции.)
- соматическая;
- тактильно-осязательная
(Обеспечивает восприятие с помощью кожи, мускулатуры, суставов.Соматическаясуществляется на всем теле ребенка. Важно соблюдение трех принципов: симметричность в отношении парных частей тела, ритмичность, чередование напряжения и расслабления. Используются перчатки из различных тканей, мягкие платки, мочалки разной текстуры, мягкие игрушки, фен и пр.
- акустико-вибрационная
(Ориентирована на восприятие и обработку звуковых волн телом. Стимуляция костей черепа и грудной клетки может создать предпосылку для развития слухового восприятия. Это очень важно для слабослышащих и глухих детей. В результате стимуляции улучшается слух и повышается речевая активность.)
- оральная;
вкусовая и обонятельная
(У некоторых детей с ДЦП прием пищи вызывает болевые, неприятные ощущения, скорее это для них стресс, чем радость. Поэтому мы осуществляем оральную стимуляцию в области рта с особой осторожностью. Стараемся наполнить восприятие ребенка приятными ощущениями, развиваем способность различать вкус и запах, усваивая новые свойства и качества предметов).
- визуальная
Осуществляя визуальную стимуляцию мы используем различные физические характеристики окружающего мира: освещенность, цвет, форма, величина, объемность, удаленность, движение объектов. Кроме того, очень хорошо работать с ребенком перед зеркалом).
При стимуляции ребёнка, стоит быть чувствительным к его сигналам и реакциям. Необходимо дожидаться этих реакций, ведь зачастую они бывают очень слабыми и необычными. Все происходящее с ребенком должно восприниматься им как абсолютно безопасное действие, тем самым формировать у малыша чувство доверия к окружающему миру.
Для улучшения коммуникативных возможностей детей, речь которых очень тяжело понять, педагоги центра применяют поддерживающую коммуникацию.
Поддерживающая коммуникация – общение, в основе которого лежит передача значимых сигналов.
Областью социального взаимодействия (интеракцией) является коммуникация, которая предполагает обмен информацией между людьми, в основе которой лежит передача значимых сигналов, как вербальных, так и невербальных (мимика, жестикуляция, язык тела).
Учитывая неоднородность и различную степень тяжести воспитанников центра, в зависимости от их возможностей, учителя-дефектологи самостоятельно определяют плоскость педагогического воздействия.
СРЕДСТВА ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ:
- коммуникация при помощи предметов;
- коммуникация с помощью фотографий и изображений;
- коммуникация с помощью графических символов.
Метод базальной стимуляции предназначен для детей, которые не имеют никакой иной активной возможности для установления контакта. Если со временем появится осознанное коммуникативное поведение, целесообразно переходить к использованию более сложных средств поддерживающей коммуникации.