Текст

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 28.03.2024  Приезд ребят из Д\с №19 и СШ № 10

подробнее...

 

 27.03.2024  Мероприятие «Весенние чудеса»

подробнее...

 

 26.03.2024  Познавательная программа "Соловушка"

подробнее...

 

 26.03.2024  Театральная сказка «Тридевятое государство»

подробнее...

 

 25.03.2024  Мероприятие «К нам пришла весна»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckrir@uoslutsk.by

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Базальная стимуляция и поддерживающая коммуникация как метод социальной интеграции

Принцип работы педагогов нашего центра можно выразить словами:

Жизнь человека с ограничениями должна быть организована «настолько нормально, насколько это возможно». Организуя работу с детьми со сложной структурой дефекта и множественными нарушениями, мы должны исходить из того, что развитие таких детей практически во всех областях затруднено. Они имеют много ограничений в следующих сферах:

- все виды чувственного восприятия;

- движения (моторика);

- речь;

- мышление;

- мотивация;

- Я-концепция;

- социальная интеракция.

Я хочу поделиться опытом работы специалистов нашего центра и рассказать о методе базальной стимуляции, который является наиболее эффективным в работе с детьми с ТМН.

 

Базальная стимуляция - это взаимодействие, игра между людьми,

которая содержит все базовые элементы коммуникации и интеракции.

Главная цель базальной стимуляции – стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, личностно-ориентированная передача человеку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире.

Задачи:

- развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);

- использование имеющихся двигательных возможностей;

- ощущение собственного тела,  собственной личности;

- осознание окружающего предметного мира;

- установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию.

Развитие восприятия с помощью базальной стимуляции протекает в соответствии с актуальным уровнем психофизического развития, чтобы дать ребенку шаг за шагом проходить те же стадии развития, которые проходит нормально развивающийся ребенок в период становления восприятия.

ВИДЫ БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ:

- вестибулярная

(Обеспечивает ребенку восприятие и анализ пространственной информации.Вестибюлярный опыт ребенок получает очень рано, еще до рождения, находясь в утробе матери: он двигается вверх-вниз, вперед-назад, влево- вправо, вокруг своей оси. Такие же движения мы используем при осуществлении вестибулярной стимуляции.)

- соматическая;

- тактильно-осязательная

(Обеспечивает восприятие с помощью кожи, мускулатуры, суставов.Соматическаясуществляется на всем теле ребенка. Важно соблюдение трех принципов: симметричность в отношении парных частей тела, ритмичность, чередование напряжения и расслабления. Используются перчатки из различных тканей, мягкие платки, мочалки разной текстуры, мягкие игрушки, фен и пр.

- акустико-вибрационная

(Ориентирована на восприятие и обработку звуковых волн телом. Стимуляция  костей черепа и грудной клетки может создать предпосылку для развития слухового восприятия. Это очень важно для слабослышащих и глухих детей. В результате стимуляции улучшается слух и повышается речевая активность.)

- оральная; 

вкусовая и обонятельная

(У некоторых детей с ДЦП прием пищи вызывает болевые, неприятные ощущения, скорее это для них стресс, чем радость. Поэтому мы осуществляем  оральную стимуляцию в области рта с особой осторожностью. Стараемся наполнить восприятие ребенка приятными ощущениями, развиваем способность различать вкус и запах, усваивая новые свойства и качества предметов).

- визуальная

Осуществляя визуальную стимуляцию мы используем различные физические характеристики окружающего мира: освещенность, цвет, форма,  величина, объемность, удаленность, движение объектов. Кроме того, очень хорошо работать с ребенком перед зеркалом).

При стимуляции ребёнка, стоит быть чувствительным к его сигналам и реакциям. Необходимо дожидаться этих реакций, ведь зачастую они бывают очень слабыми и необычными. Все происходящее с ребенком должно восприниматься им как абсолютно безопасное действие, тем самым формировать у малыша чувство доверия к окружающему миру.

Для улучшения коммуникативных возможностей детей, речь которых очень тяжело понять, педагоги центра применяют поддерживающую коммуникацию.

Поддерживающая коммуникация – общение, в основе которого лежит передача значимых сигналов.

Областью социального взаимодействия (интеракцией) является коммуникация, которая предполагает обмен информацией между людьми, в основе которой лежит передача значимых сигналов, как вербальных, так и невербальных (мимика, жестикуляция, язык тела).

Учитывая неоднородность и различную степень тяжести воспитанников центра, в зависимости от их возможностей, учителя-дефектологи самостоятельно определяют плоскость педагогического воздействия.

 

СРЕДСТВА  ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ:

- коммуникация при помощи предметов;

- коммуникация с помощью фотографий и изображений;

- коммуникация с помощью графических символов.

Метод базальной стимуляции предназначен для детей, которые не имеют никакой иной активной возможности для установления контакта. Если со временем появится осознанное коммуникативное поведение,  целесообразно переходить к использованию более сложных средств поддерживающей коммуникации.