Роль воспитателя в формировании жизненно необходимых и социально-бытовых навыков у детей с ТМН в условиях ЦКРОиР
Формирование жизненно-необходимых и социально-бытовых навыков у детей с ТМН является одной из важнейших задач в работе воспитателя. Так же педагоги центра работают над решением ряда других задач в рамках данной темы:
- формирование у детей способности осознавать собственную обособленность, позволяющую проявлять самостоятельность, как в рамках самообслуживания, так и в отношениях с другими;
- накопление представлений у детей об окружающем мире, приобретение ими знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта;
- расширение границ взаимодействия детей с окружающей социокультурной средой в силу своих способностей;
- содействие развитию культурно-психологической сферы каждого ребенка, его индивидуальных потенциальных возможностей.
Формирование социально-бытовых навыков осуществляется на прогулке. Ценность прогулки заключается в том, что дети с ТМН учатся наблюдать объекты и явления окружающей действительности в реальных естественных условиях. Наблюдение на прогулке позволяет сформировать у детей самые элементарные представления об окружающих вещах и объектах, социальных отношениях, а также обеспечить детям данной категории широкий спектр возможных жизненно - практических умений и навыков. Для закрепления представлений об окружающей действительности мы проводим дидактические игры и упражнения с использованием собранного материала на прогулке. Применение данных игр способствует обогащению у детей социально-бытового опыта, формированию познавательных интересов к предметам и явлениям окружающей действительности. Ежедневные прогулки дают множество возможностей установления причинно-следственных зависимостей, например, дует сильный ветер - одеваемся тепло; идет дождь - берем зонт и др.
Педагоги нашего центра создали компьютерную игру « Соберемся на прогулку». Воспитанники центра с удовольствием выбирают предметы необходимые для прогулки зимой.
Формированию социально-бытовых навыков способствует и трудовая деятельность
- самообслуживание является основным видом труда для детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание позволяет эффективно решать задачи сенсомоторного воспитания, расширения представлений детей об окружающих предметах на основе чувственного познания, формирования коммуникативных умений, развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, умения принимать помощь взрослого (ориентироваться на образец, выполнять совместные действия, действия по инструкции, соблюдать их определенную последовательность). Приучение детей самостоятельно одеваться, умываться, кушать, убирать за собой игрушки формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых, уверенность в своих силах. Воспитатели центра работают над тем, чтобы каждому ребенку с ТМН помочь обрести независимость в рамках удовлетворения основных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслужить себя и проявить максимально возможную самостоятельность в быту.
-труд в природе создает благоприятные условия как для обогащения представлений об окружающем мире, так и для физического развития детей с ТМН. Воспитатели центра учат детей ориентироваться на сенсорные признаки предметов, тактильные ощущения, получаемые с помощью органов чувств. Так же труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда.
Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают элементарные сведений о росте и развитии растений.
-хозяйственно-бытовой труд имеет жизненно-практическую направленность, используется педагогами центра для коррекции недостатков физического и психического развития. Он как никакой другой труд дает возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.
Воспитанники центра младшего возраста выполняют простейшие поручения: помогают убирать игрушки, книги, раскладывать на столы материал для занятий. Можно судить о том, что умения и навыки хозяйственно-бытового содержания у детей с ТМН младшего возраста сформированы не в полной мере, они чаще всего выполняют задания по инструкции и с помощью взрослых.
С возрастом задания усложняются. Дети в 1-3-х классов помогают мыть игрушки, протирают пыль со стульев, дежурят по столовой, на уроках,
У детей 6, 7 классов появляются новые трудовые обязанности. Они наводят порядок в шкафу с материалами для уроков и пособиями, протирают мебель, пришивают пуговицы.
В работе с детьми старших классов большое значение имеет привлечение детей к труду взрослых. Мы практикуем включение детей в такую работу результаты, которой важны для центра. Например, помочь дворнику в уборке тротуарных дорожек; помощнику воспитателя - в получении пищи, уборке помещений. Приучение детей с ТМН соблюдению требований санитарии, гигиены и правил безопасной работы является важным звеном педагогической деятельности воспитателей в процессе хозяйственно-бытовой деятельности воспитанников центра.
Чтобы проследить мониторинг сформированности социально-бытовой компетенции детей с ТМН, педагоги центра разработали карты динамики формирования навыков. Красный цвет обозначает сформированность навыков.
Анализ работы педагогов центра над формированием жизненно-необходимых и социально-бытовых навыков позволяет сделать следующий вывод: у детей центра в результате индивидуализации обучения на основе компенсаторного подхода, с использованием всех доступных сенсорных систем наблюдается улучшение их социального опыта.
При формировании жизненно необходимых и социально-бытовых навыков мы используем элементы семейно-ориентированной модели PORTAGE, которая является наиболее эффективной в работе с тяжёлыми детьми. На ребенка пошагово разрабатываются этапы формирования навыка. Условным обозначением и цветом успехи и достижения фиксируем в индивидуальной карте. На ежемесячных встречах мы с родителями записываем и обсуждаем данные успехи и достижения, оговариваем перспективу работы.
Так же в своей работе по формированию социально-бытовых навыков у детей мы используем компьютерные технологии:
-компьютерные игры;
-ролики, клипы, слайд-шоу;
-обучающие мультфильмы .
Воспитанники центра с огромным удовольствием занимаются на компьютере.
Игры-развлечения с использованием компьютерных технологий проводятся нами во вторую половину дня, где закрепляются знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Наши дети с большим желанием посещают кружки: «Веселые мастера»- изготавливают поделки из глины, соленого теста, пластилина, «Разноцветная бусинка»- поделки из бисера. Дети являются активными участниками творческих выставок и конкурсов, где занимают призовые места и награждаются грамотами и дипломами.
Огромная работа по формированию трудовых навыков проводится в семье, где закрепляются навыки и умения, полученные в центре. Педагогами центра было проведено родительское собрание «Роль семьи и центра в трудовом воспитании особого ребенка», на котором были показаны формы работы с семьей при обучении детей с ТМН трудовым процессам.
Кропотливая, систематическая, планомерная работа воспитателей нашего центра способствует успешному формированию жизненно-необходимых и социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.