Текст

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckrir@uoslutsk.by

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Роль воспитателя в формировании жизненно необходимых и социально-бытовых навыков у детей с ТМН в условиях ЦКРОиР

Формирование  жизненно-необходимых  и социально-бытовых навыков у детей с ТМН  является одной из важнейших задач в работе воспитателя. Так же педагоги центра работают над  решением  ряда   других задач в рамках данной  темы:

- формирование  у детей способности осознавать  собственную  обособленность, позволяющую проявлять самостоятельность, как  в рамках самообслуживания, так  и в отношениях с другими;

- накопление  представлений  у детей  об окружающем мире, приобретение ими знаний и умений, необходимых для накопления  жизненного опыта;

- расширение  границ  взаимодействия  детей  с  окружающей   социокультурной средой в силу своих способностей;

- содействие  развитию  культурно-психологической сферы каждого ребенка, его индивидуальных потенциальных возможностей.

Формирование  социально-бытовых навыков осуществляется на прогулке. Ценность  прогулки заключается в том, что  дети с ТМН   учатся наблюдать  объекты и явления окружающей действительности  в реальных естественных условиях. Наблюдение на прогулке  позволяет сформировать  у детей самые элементарные  представления  об окружающих вещах и объектах, социальных  отношениях, а также  обеспечить детям данной категории  широкий спектр  возможных жизненно  - практических умений  и навыков. Для закрепления   представлений об окружающей действительности  мы проводим дидактические игры и упражнения  с использованием собранного материала на прогулке. Применение  данных игр  способствует  обогащению у детей  социально-бытового  опыта, формированию  познавательных интересов  к предметам и явлениям окружающей действительности. Ежедневные прогулки дают множество возможностей   установления  причинно-следственных зависимостей, например,  дует  сильный ветер - одеваемся тепло; идет дождь - берем зонт и др.

Педагоги нашего центра создали компьютерную игру « Соберемся на прогулку». Воспитанники центра  с  удовольствием  выбирают    предметы необходимые для прогулки зимой.

Формированию  социально-бытовых навыков  способствует и трудовая деятельность

- самообслуживание   является  основным видом труда  для детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Формирование  санитарно-гигиенических умений и самообслуживание позволяет эффективно  решать задачи  сенсомоторного воспитания, расширения  представлений детей  об окружающих предметах на основе  чувственного познания, формирования  коммуникативных умений, развития  тонкой моторики  и зрительно-моторной координации, умения принимать  помощь взрослого (ориентироваться на образец, выполнять  совместные действия, действия по инструкции, соблюдать их определенную последовательность). Приучение детей  самостоятельно одеваться, умываться, кушать,  убирать за собой игрушки  формирует   у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых, уверенность в своих  силах.  Воспитатели центра   работают над тем, чтобы  каждому ребенку с ТМН  помочь обрести независимость  в рамках удовлетворения  основных потребностей, овладеть необходимыми  умениями, позволяющими обслужить себя  и проявить  максимально возможную самостоятельность в быту.

-труд в природе создает  благоприятные  условия  как для  обогащения представлений об окружающем мире, так и  для  физического развития  детей с ТМН. Воспитатели  центра  учат  детей ориентироваться  на сенсорные признаки предметов, тактильные ощущения, получаемые с помощью  органов чувств. Так же труд в природе  связан  с расширением  кругозора детей, получением  доступных знаний, например, о почве, посадочном материале,  трудовых процессах,  орудиях труда.

Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают элементарные  сведений о росте и развитии растений.

-хозяйственно-бытовой труд   имеет  жизненно-практическую направленность, используется педагогами центра для коррекции недостатков физического и психического развития.  Он  как  никакой  другой  труд  дает возможность  воспитывать  у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.

Воспитанники  центра младшего  возраста выполняют  простейшие поручения:  помогают убирать игрушки,  книги,  раскладывать на столы  материал для занятий. Можно судить о том, что умения и навыки хозяйственно-бытового содержания  у детей с ТМН младшего возраста  сформированы не в полной мере, они чаще всего выполняют задания по инструкции и с помощью  взрослых.

С возрастом  задания усложняются. Дети в 1-3-х классов  помогают мыть игрушки, протирают  пыль со  стульев,  дежурят по столовой, на уроках,

У детей  6, 7 классов  появляются  новые трудовые  обязанности. Они  наводят порядок  в шкафу с  материалами для уроков и пособиями, протирают мебель, пришивают пуговицы.

В работе  с детьми  старших классов  большое значение имеет  привлечение  детей  к труду взрослых. Мы практикуем включение детей в  такую работу результаты, которой         важны для центра. Например,  помочь дворнику в уборке  тротуарных дорожек;    помощнику воспитателя  - в получении пищи, уборке   помещений. Приучение   детей с ТМН  соблюдению требований  санитарии, гигиены и  правил безопасной работы является важным звеном  педагогической деятельности воспитателей в процессе  хозяйственно-бытовой деятельности воспитанников центра.

Чтобы  проследить мониторинг сформированности  социально-бытовой  компетенции детей с ТМН, педагоги центра разработали карты  динамики  формирования  навыков. Красный  цвет обозначает  сформированность навыков.

Анализ  работы педагогов центра над формированием  жизненно-необходимых и социально-бытовых навыков  позволяет  сделать следующий  вывод: у детей центра в  результате  индивидуализации обучения   на основе компенсаторного  подхода, с использованием всех  доступных  сенсорных систем наблюдается    улучшение  их  социального  опыта.

При формировании жизненно необходимых и социально-бытовых навыков мы используем элементы семейно-ориентированной модели   PORTAGE, которая является наиболее эффективной в работе с тяжёлыми детьми. На ребенка пошагово  разрабатываются    этапы   формирования навыка. Условным обозначением и цветом   успехи и достижения фиксируем   в индивидуальной карте. На  ежемесячных  встречах  мы с родителями   записываем  и обсуждаем    данные успехи и достижения, оговариваем перспективу  работы.

Так же  в своей  работе   по формированию  социально-бытовых навыков  у детей   мы  используем    компьютерные технологии:

-компьютерные игры;

-ролики, клипы, слайд-шоу;

-обучающие мультфильмы .

 Воспитанники центра с огромным удовольствием    занимаются на компьютере.

Игры-развлечения с использованием  компьютерных технологий    проводятся нами во вторую половину дня, где закрепляются  знания, умения и навыки,  полученные на уроках.

Наши дети   с большим желанием посещают   кружки: «Веселые мастера»- изготавливают  поделки из глины,  соленого теста, пластилина, «Разноцветная бусинка»- поделки  из бисера.  Дети  являются активными участниками  творческих  выставок и конкурсов, где занимают  призовые места и награждаются грамотами и дипломами. 

Огромная работа по  формированию трудовых навыков проводится  в семье, где закрепляются  навыки и умения, полученные в центре. Педагогами центра  было проведено  родительское собрание «Роль семьи и центра в трудовом  воспитании  особого ребенка»,  на котором  были показаны формы  работы с семьей при  обучении  детей с ТМН   трудовым процессам.

Кропотливая, систематическая, планомерная работа  воспитателей нашего центра  способствует  успешному  формированию жизненно-необходимых  и социально-бытовых навыков   у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.