7 часть. Социальное развитие.

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckrir@uoslutsk.by

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

7. Социальное развитие

Теория

Интерес к людям

Ребенок с рождения проявляет к человеческому лицу больше интереса, чем к каким-либо другим предметам. Даже при ограниченном зрении новорожденный скоро начинает рассматривать лица (как реальные, так и их изображения) и устанавливать зрительный контакт.

В возрасте нескольких недель младенец, как правило, уже умеет улыбаться. Улыбка вызывает у взрослых немедленную положительную реакцию и привлекает их внимание к ребенку. Какой родитель устоит перед улыбкой малыша? То же действие оказывает младенческое воркование и лепет. Так ребенок получает важнейший урок: обнаруживает, что, улыбаясь и издавая звуки, привлекает внимание взрослых и получает то, что ему нужно. Кроме того, он понимает, что не может обойтись без других людей: это очень важно, поскольку именно с помощью окружающих дети получают первые знания о себе и о мире, в котором им предстоит жить.

Предвкушение знакомых занятий

Постепенно ребенок начинает понимать, что происходит вокруг, и по знакомым сценам и звукам предугадывать то, что должно произойти. Он понимает: шум воды, льющейся из крана, говорит о том, что предстоит купание, а вид пальто и ботинок означает, что ребенок сейчас отправится на прогулку. Родители замечают: ребенок предугадывает подобные события и выражает по этому поводу радость и нетерпение. Так, ребенок, заслышав шум воды и видя, что с него снимают рубашечку, начинает радостно повизгивать и дрыгать ножками в предвкушении купания.

Это кажется очевидным, но на самом деле умение предсказывать события очень важно; без него мы не могли бы понимать, что происходит вокруг нас, и чувствовать себя уверенно в окружающем мире. На этом навыке основывается наша способность управлять своей жизнью.

Понятие своего «Я»

Постепенно ребенок начинает понимать, что он – самостоятельное существо, отдельное от матери. Исследуя собственное тело, он узнает, что может сделать и что способен почувствовать. Он понимает, что способен контролировать собственные движения, но не может управлять движениями других людей что, если сунет свою ногу в рот, в ней возникнут какие-то ощущения, а если возьмет в рот пальцы отца, то этого не произойдет. Приблизительно в то же время дети усваивают концепцию постоянства объектов (об этом см. выше, в гл. 3). Поначалу ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты: ему кажется, что она исчезает навсегда. Но со временем он понимает, что мать продолжает существовать, хотя ее и не видно, и обязательно к нему вернется.

 

 

Соблюдение очередности

Приобретение этого навыка легче всего проследить в «разговоре» родителей с младенцем. Например, отец что-то говорит ребенку: тот «отвечает» воркованием, а затем замолкает, чтобы дать сказать отцу. Такая «беседа» с чередованием «реплик» может продолжаться довольно долго. Умение соблюдать очередность очень важно для приобретения речевых навыков, однако важно оно и для развития социальных навыков, поскольку полноценная жизнь в обществе невозможна без способности обращать внимание на окружающих и на их нужды.

Привлечение внимания взрослых

Новорожденный привлекает к себе внимание криком, предоставляя родителям самим разбираться, хочет ли он есть, спать, сменить подгузник или просто скучает без материнской ласки. Скоро родители начинают распознавать разные типы плача, обозначающие голод, боль, усталость или скуку. Позднее ребенок переходит к более утонченным методам общения. В различных ситуациях он издает разные звуки. Это еще не слова, но важные предшественники слов – осмысленные звуки, имеющие определенное значение и служащие для взаимодействия с другими людьми.

Можно привести такой пример: проснувшись утром, ребенок начинает не столько плакать, сколько кричать, таким образом сообщая родителям, что проснулся и хочет с ними пообщаться. Другой пример: когда мать играет с ребенком, он гулит и улыбается, сообщая, что доволен игрой и хочет продолжения.

Постепенно ребенок понимает, что способен влиять на окружающих и отчасти управлять их поведением. Он начинает понимать смысл социального взаимодействия, иными словами, осознает, что взрослые могут сделать для него то, на что не способен он сам. Если родители не интересуются ребенком и не отвечают на его попытки общаться, ребенок теряет интерес к людям, что самым пагубным образом сказывается на его развитии.

На ранних стадиях развития социальных навыков закладываются многие поведенческие проблемы. Ребенок, получающий внимание и интерес взрослых в награду за хорошее поведение, скорее вырастет понятливым и послушным, чем тот, на которого не обращают внимания, пока он не поднимает шум. Есть опасность, что этот второй и в будущем будет вести себя неадекватно, пытаясь привлечь к себе внимание.

Узнавание знакомых и боязнь чужих лиц

Новорожденный очень быстро начинает узнавать родителей по запаху и голосам, которые слышал еще до рождения. Поначалу младенцы не боятся незнакомцев, поэтому совсем маленьких детей спокойно показывают родне и знакомым. Однако позже ребенок начинает узнавать лица родителей, родных и друзей, часто бывающих в доме, а незнакомцев стесняется или пугается. Только со временем, когда ребенок понимает, что взрослые не причинят ему вреда, страх перед незнакомыми людьми проходит.

Совместная деятельность и подражание

Во время освоения ранних навыков физического развития, таких как умение садиться, ходить или класть предметы в коробку, ребенок обычно поглощен собой и экспериментирует в одиночку. Он только терпит вмешательство взрослых, но обращается к ним лишь тогда, когда ему что-то нужно.

Затем ребенок начинает действовать вместе сo взрослым: играет в простые игры типа «ладушек», выполняет простые просьбы («Иди сюда», «Дай чашку»). Он участвует в играх, предложенных взрослыми: например вместе с родителями кормит куклу или играет с ними в мяч.

В то же время ребенок начинает подражать взрослым прежде всего в их работе по дому, пытается так же, как они, вытирать стол или подметать пол. Он копирует жесты взрослых, например прикладывает палец к губам или машет рукой в знак прощания. Подражая манерам и поведению тех, кого видят вокруг себя, дети учатся жить в обществе.

Умение делиться и соблюдать очередность в игре

Когда ребенок осознает себя отдельной личностью и усваивает представление о постоянстве объектов у него развивается чувство собственности: он неохотно делится своими игрушками и иными вещами с другими детьми. Точно так же нет у маленьких детей умения делиться вниманием взрослых: ребенок может, например, требовать, чтобы книжку читали только ему, а не его братьям, сестрам и друзьям. Постепенно ребенок приучается делиться своими игрушками с товарищами и соблюдать очередность в играх, поскольку видит, что в конечном счете он остается в выигрыше. Если он дает другу поиграть своей игрушкой, та в конце концов обязательно к нему возвращается, а друг в ответ делится своими игрушками.

Проверка границ

По мере формирования своего «Я» у ребенка появляются собственные желания, далеко не всегда совпадающие с желаниями родителей. На раннем этапе бывает достаточно его отвлечь. Например, если ребенок хочет игрушку, которой сейчас играет кто-то другой, он может рассердиться, но тут же отвлечется, если дать ему другую, столь же интересную игрушку.

Позже ребенок становится более целеустремленным: легко отвлечь его не удается, а если ему противоречить, он может отвечать вспышками гнева.

Ребенку необходимо знать, каковы правила и границы приемлемого поведения. Он старается проверить эти границы и узнать, насколько они незыблемы. Обнаружив, что границы установлены раз навсегда и не подлежат изменению, ребенок успокаивается, чувствует себя в безопасности и в дальнейшем без труда следует установленным правилам. Если родители постоянны и настойчивы в своих требованиях к ребенку, он проходит через этот период достаточно быстро, а его чувство ответственности и любовь к родителям от этого возрастают. Если же родители часто меняют правила или смягчают свои требования, повинуясь капризам ребенка, такому ребенку гораздо труднее понять, как же надо себя вести.

Не стоит бояться «дурного» поведения ребенка в период проверки границ: нарушая правила, он познает окружающий мир и учится на своих ошибках.

Социальное взаимодействие

Ребенок учится помогать родителям в домашних делах (готовке, стирке, хождении в магазин, уходе за растениями). Ребенок радуется тому, что у него и родителей есть общие занятия, и получает удовольствие, видя результат.

Также у ребенка появляются знакомые вне семьи. Он играет с другими детьми и завязывает с ними дружбу. Поначалу дети играют с любым, кто готов участвовать в той же игре, но постепенно заводят себе настоящих друзей.

Понимание чувств окружающих

Ребенок чувствует радость, горе и гнев других людей. Став постарше, он начинает проявлять свое понимание выражением сочувствия или заботы: спрашивает, почему собеседнику грустно, что у него болит, не огорчен ли он тем или иным событием. От природы дети – эгоцентрики, но постепенно естественный эгоизм должен смягчаться развитием интереса к другим и способности к сопереживанию. Взрослому, сохранившему детский эгоцентрический взгляд на мир, живется очень трудно: он не может завести друзей, и окружающие не склонны долго терпеть его выходки.

Самостоятельная игра

Общение с окружающими должно уравновешиваться временем, которое ребенок проводит в уединении. Это позволяет расслабиться, дает простор для экспериментов и тренировок. Ведь и взрослый перед тем, как, например, выступать на публике, готовится и репетирует в одиночестве. Поначалу ребенок совсем недолго играет один, но постепенно периоды уединенных игр удлиняются, у ребенка возникает потребность в своем собственном пространстве для игры.

Правила поведения в обществе

Ребенок подражает родителям, любит действовать с ними вместе и старается заслужить их похвалу. Постепенно круг общения ребенка расширяется: у него появляются собственные друзья, и постепенно он узнает, какое поведение в обществе приветствуется, а какое не одобряется. Так ребенок учится подчиняться правилам и принимать во внимание интересы окружающих не только в семье, но и во внешнем мире.

Параллельное развитие

Личность ребенка

Каждый ребенок появляется на свет со своим темпераментом и своими неповторимыми личностными особенностями. Одни дети – интроверты, спокойные, молчаливые и замкнутые, другие – экстраверты, шумные, непоседливые, постоянно нуждающиеся в обществе. Не пытайтесь переделать ребенка: уважайте особенности его личности и относитесь к ним с пониманием.

Общение в игре

Поначалу дети играют наедине с собой, но со временем учатся взаимодействовать с другими в игре. Это происходит постепенно, и процесс можно разбить на несколько стадий, хотя эта классификация достаточно условна. Конечной стадией является продуктивное взаимодействие с окружающими, но ведь известно, что даже из вполне «нормальных» взрослых далеко не все на это способны!

Игра в одиночестве

Ребенок играет один – например катает машинку или складывает пазл.

Параллельная игра

Двое детей играют рядом (например, в песочнице), не взаимодействуя друг с другом. Они могут делать одно и то же, но не вместе, а по отдельности.

Наблюдение за чужой игрой

Ребенок начинает замечать то, что делают рядом другие дети, интересуется их игрой, но пока не решается присоединиться. Например, в детском саду, заметив, что другие дети строят башни из кубиков, ребенок прекращает свою игру и начинает наблюдать за ними. Эта фаза рассматривается как самостоятельная, но реально ребенок наблюдает за другими и на более ранних стадиях развития.

Вступление в игру

Дети играют вместе, но каждый – на своих собственных условиях. Они могут помогать друг другу одевать куклу или строить из кубиков, но очень часто такая игра кончается ссорой.

Продуктивное взаимодействие

При конструктивной совместной игре дети уважают желания друг друга и мирно решают возникающие несогласия. Каждый готов ждать своей очереди или делиться своими игрушками с другими. Дети играют в достаточно сложные игры, где от каждого требуется выполнение своей задачи (например, в прятки).

Ролевые игры

В ролевых играх дети «примеряют на себя» различные социальные ситуации. Они могут разыгрывать сцены, которые наблюдали сами или о которых читали в книгах, причем берут на себя различные роли. Важно, чтобы дети учились действовать сообща со сверстниками, разыгрывая всевозможные сценарии.

 

 

 

Игры и занятия

Интерес к людям

Некоторые дети с особыми нуждами погружены в себя и не проявляют интереса к людям: однако им необходимо понять, что в общении есть определенный смысл.

Играйте в игры, развивающие зрительный контакт с ребенком. В главе 4 перечислено множество таких игр. Не забывайте давать ребенку достаточно времени, чтобы отреагировать.

– Играйте с ребенком в игры, которые ему нравятся: это позволит ему увидеть смысл в общении с вами. Кроме того, если ребенок хочет поиграть еще, он должен как-то выразить это свое желание, т.е. вступить с вами в общение. Во время игры старайтесь почаще вступать в зрительный и физический контакт с ребенком.

– Смотритесь в зеркало вместе с ребенком. При этом подчеркнуто выражайте мимикой различные чувства, стройте рожи, издавайте забавные звуки. Игры с зеркалом развивают в ребенке интерес к своему собственному и чужим лицам.

– Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка.

– Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка.

– Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным.

Предвкушение известных занятий

В повседневной жизни старайтесь соблюдать режим: это помогает ребенку сформировать представление о последовательности ежедневных действий. Старайтесь помочь ребенку самому догадаться, что должно произойти в ближайшее время: например, обращайте его внимание на шум воды перед купанием, на накрывание стола перед едой и т.д.

Держите каждую игрушку на своем месте, чтобы ребенок привык к их постоянному месторасположению.

Говоря о ежедневных занятиях, всегда используйте одни и те же слова. Ребенку труднее вас понять, когда об одном и том же вы говорите по-разному.

Понятие своего «Я»

Играйте в игры, помогающие ребенку составить представление о своем теле и о своем «Я».

 

Соблюдение очередности

Игры на развитие навыков прогнозирования и соблюдения очередности описаны выше, в гл. 4.

 

 

Привлечение внимания взрослых

Неговорящий ребенок привлекает внимание взрослых различными способами: указывает на нужный ему предмет глазами, рукой или пальцем, приносит предмет взрослому, тянет взрослого за руку или за одежду, использует естественную жестикуляцию, кладет руку взрослого на нужный предмет, ведет взрослого куда-либо или издает определенные звуки. Все эти методы помогают ребенку и взрослым понять друг друга и указывают на желание ребенка общаться и взаимодействовать с окружающими.

Если ребенок пытается привлечь ваше внимание, ответьте ему немедленно. Дайте понять, что понимаете и цените его старания и дайте ему немедленный ответ (будь то «да» или «нет»). Не получая от вас ответов, ребенок замкнется в себе и потеряет интерес к общению. Если ваш ребенок пытается тем или иным способом взаимодействовать с вами:

– Отвечайте немедленно и, если возможно, делайте то, что он просит, чтобы поощрить его старания.

– Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: громко хвалите его, подчеркивайте свою реакцию голосом и мимикой, если рядом есть родные или друзья, позовите их, чтобы они разделили вашу радость.

Не всегда легко понять, действительно ли ребенок хотел привлечь ваше внимание (например, движениями глаз или жестикуляцией), но в случае сомнения всегда решайте вопрос в пользу ребенка. Даже если он ничего такого не имел в виду, ваша похвала подбодрит его, а вреда не принесет; в то время как, заняв негативную позицию, вы рискуете не заметить попыток ребенка с вами связаться.

Более подробные сведения о ранних коммуникативных навыках даются выше, в гл. 4.

Взаимодействие в игре со взрослым

– Просите ребенка давать вам игрушки и другие предметы. Протяните руку, попросите то, что сейчас в руках у ребенка и посмотрите, опустит ли он этот предмет вам на ладонь.

– Перекатывайте друг другу мячик или машинку.

– Играйте с ребенком в «Сороку-ворону» и побуждайте его в нужный момент протягивать вам руку.

– Играйте в любые игры, в которых движения ребенка должны отвечать вашим.

– Взяв руки ребенка в свои, хлопайте вместе с ним в ладоши («Ладушки», «Я пеку-пеку-пеку...» и др.).

– Напевая «Мама хлоп! Саша хлоп!», попеременно хлопайте в ладоши то себе, то ребенку.

– Возьмите ребенка за руки и изобразите греблю, напевая что-нибудь вроде:

 

 

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

– Выполните аналогичное упражнение для ног. Положите ребенка на спину, возьмите за щиколотки и покрутите «велосипед». Используйте различные стихи и песенки, например «Ехали медведи...» или «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

Веточка обломится–

Медведь за мной погонится!

– Посадите ребенка на колени лицом к себе, возьмите его за руки и спойте что-нибудь мелодичное, раскачиваясь вместе с ребенком в такт музыке.

– Используйте ритмичные стихи, под которые можно двигаться синхронно с ребенком (качаться, «грести»). Можно взять его на руки и, напевая, покачиваться в такт музыке.

– Играйте в перетягивание каната. Попробуйте надеть на веревку обруч и посмотреть, как он перемещается, когда каждый из игроков тянет веревку к себе.

– Используйте любую возможность для подобных игр с поочередными действиями партнеров. Например, если ребенок тянет вас за лямку рюкзака или за подол, подайтесь вперед и подождите, пока он снова потянет вас назад. Такие ситуации возникают естественно, хотя часто они вызывают у родителей раздражение. На самом деле это прекрасный повод для взаимодействия.

Подражание взрослым

В ситуациях социального общения показывайте ребенку, что от него требуется. Однако не ждите, что его хорошее поведение продлится долго. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером: если вы хотите, скажем, чтобы ребенок сидел спокойно и пил молоко, сядьте рядом и начните пить кофе. Всегда будьте для ребенка примером!

Другие идеи относительно подражания взрослым вы можете найти в гл. 3 и 4.

Умение делиться и соблюдать очередность

В совместной деятельности очень важны умения делиться своими вещами и соблюдать очередность. Родители должны настаивать, чтобы ребенок соблюдал правила общения, не отнимал игрушки у других детей, а, напротив, позволял другим играть своими игрушками. Убедитесь, что и другие поступают по отношению к нему подобным же образом – это необходимо, чтобы ребенок понял выгоду такого поведения. Будьте справедливы и беспристрастны и позаботьтесь о том, чтобы другие взрослые относились к вашему ребенку так же.

– Поиграйте в «кукольный пикник», пусть ребенок разделит угощение поровну между гостями куклы.

– Если вы вместе с ребенком кормите уток, бросайте крошки сначала одной, потом другой, потом снова первой и т.д., и обращайте на это внимание ребенка.

– Делите кушанья во время еды: кусок для Джона, кусок для Джейн, кусок для мамы, кусок для папы. Таким же образом учитесь делить орехи, конфеты, шоколадки, леденцы и т.п.

– Поощряйте ребенка играть с другими детьми (братьями и сестрами, друзьями – дома или в детском саду) в игры, в которых требуется соблюдение очередности. Это поможет ему усвоить простейшие социальные правила. Очень полезны в этом смысле детские сады и детские площадки, где ребенку приходится ждать своей очереди, чтобы скатиться с горки или покачаться на качелях, а также делиться своими вещами. Однако всегда следите за тем, чтобы «сделка» была честной.

Проверка границ

Различные методы регулирования поведения подробно описываются далее, в гл. 9.

Социальное взаимодействие

Побуждайте ребенка помогать вам в ежедневных делах по дому. Пусть он вместе с вами застилает постель, вытирает пыль, подметает, готовит и т.п. Когда идете в магазин, возьмите с собой ребенка и дайте ему нести какие-нибудь легкие покупки.

Понимание чувств окружающих

Используйте любую возможность: реальные события, прочитанные книги, видео, чтобы поговорить о чувствах людей.

Самостоятельная игра

Выберите игру, которая нравится ребенку и в которую он может играть без помощи взрослых. Оставайтесь в той же комнате, разговаривайте с ребенком во время игры, но не участвуйте в ней. Поначалу достаточно нескольких минут; затем постепенно удлиняйте период самостоятельной игры и сокращайте свое участие.

Найдите интересную книгу или фотоальбом и побудите ребенка посмотреть его самостоятельно. Однако сами оставайтесь неподалеку.

Правила поведения в обществе

Чтобы понять, какое поведение приемлемо, а какое неприемлемо в обществе, ребенку требуется время.

По возможности избегайте ситуаций, с которыми ребенок не может справиться. Нет смысла подвергать его и себя стрессу без настоятельной необходимости. Например, вовсе не обязательно идти с ребенком в дорогой ресторан, когда вполне подойдет и пиццерия. Подождите, пока поведение ребенка улучшится.

Однако существуют стрессовые ситуации, которых избежать невозможно, например поездка в поликлинику или покупка новых ботинок. Возможно, вам помогут следующие советы:

– В любой ситуации постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте ему (в самых простых выражениях), что происходит, и следите за тем, чтобы ему все время было на чем сосредоточиться. Например, если вы с ребенком ходите по магазину, рассказывайте ему, что вы покупаете, какого размера, цвета и т.п. и что будете покупать следующим. Возможно, на вас будут оглядываться, но пусть лучше косо смотрят на вас, чем на истерично вопящего ребенка.

– Найдите ребенку занятие, которое его отвлечет. Если ребенок всегда плохо себя ведет в определенном магазине, входя в этот магазин, давайте ему игрушку или что-то подобное.

– Перед походом в магазин составьте для ребенка собственный список покупок (с помощью надписей или картинок), чтобы он мог выбрать какие-то покупки сам.

– Если ребенку предстоят какие-то новые впечатления, например он едет с вами на отдых или ложится в больницу, подготовьте его заранее. Объясните, что его ждет, и сопроводите свой рассказ подходящими по теме картинками или фотографиями.

– Если ребенок не справляется с какими-то определенными ситуациями, попробуйте разыграть эти ситуации сначала у себя дома, потом в гостях у друзей и с их участием и только после этого воспроизводите освоенные навыки в реальности. Например, ребенку трудно спокойно сидеть и есть в незнакомом месте, так что вы не можете пойти с ним в гости или зайти в кафе. Для начала возьмите за правило: дома во время еды ребенок всегда сидит спокойно. Настаивайте на выполнении этого правила и тогда, когда к вам приходят друзья. Затем возьмите ребенка с собой в хорошо знакомый ему дом ваших друзей и там настаивайте на выполнении того же правила. Когда ребенок усвоит новый навык, можете протестировать его в более сложной обстановке, например на детском празднике или в кафе. При этом постепенно увеличивайте время сидения за столом.

Именно повторяющийся опыт позволяет ребенку понять, что допустимо, а что нет. Поэтому все, что вы можете сделать, – снова и снова повторять приемы регулирования поведения, подробно описанные в гл. 9, для того, чтобы закрепить хорошие результаты.

В первый раз, когда мы заказывали моему сыну очки, войдя в магазин «Оптика», он словно помешался: пытался примерить все очки подряд, хватал с полок растворы для контактных линз, пытался играть с кассой и т.п., хотя для детей в магазине была устроена очень милая игровая площадка. Но после полугода постоянных визитов (потому что он все время разбивал очки) он научился хорошо себя вести и теперь сразу отправлялся прямо на игровую площадку.

Полоролевые стереотипы

Не навязывайте вашему ребенку стереотипы. Дайте ему возможность играть с игрушками всех видов и пробовать различные занятия вне зависимости от его пола. Разрешайте мальчику и поощряйте его играть в куклы, готовить, а девочку – катать машинки, запускать заводные поезда.

Переход к совместной игре

Прежде чем побуждать ребенка к совместной игре с другими детьми, позаботьтесь о том, чтобы он овладел фундаментальными социальными навыками, такими как способность устанавливать зрительный контакт, соблюдать очередность и действовать вместе с другими.

Параллельная игра (игра рядом с другим ребенком)

Вначале ребенок предпочитает играть со взрослыми, поскольку взрослые более предсказуемы и управляемы, чем другие дети. Итак, если вы хотите научить ребенка играть рядом с другим, прежде всего научите его играть рядом с вами. Подражайте его действиям: если он ползает по полу, тоже становитесь на четвереньки и ползайте, если строит башню из кубиков, делайте то же самое.

Уважайте право ребенка на личное пространство. Размер личного пространства зависит от культурных факторов и индивидуальных предпочтений: некоторым детям с особыми нуждами, например с аутизмом, требуется более просторное личное пространство, чем другим.

Берите ребенка с собой на встречи матерей с детьми – такие встречи дают хорошую возможность играть рядом с ровесниками, причем ребенок чувствует себя в безопасности, поскольку родители всегда рядом.

Водите ребенка на детскую площадку и поощряйте скатываться с горки, кататься на качелях, каруселях, лазить по лесенкам и т.п.

Это также открывает большие возможности для параллельной игры.

Поощряйте ребенка играть в игру, которая ему нравится, когда другой ребенок рядом делает то же самое: например пусть дети рядом рисуют, раскрашивают, строят из кубиков, лепят куличики из песка, играют с водой. Вопреки ожиданиям дети лучше взаимодействуют друг с другом в присутствии взрослых, чем предоставленные собственной воле. Если у вашего ребенка есть братья или сестры подходящего возраста, они, скорее всего, станут его первыми товарищами по играм: их он уже знает, и домашняя обстановка предоставляет множество возможностей для совместных игр. Если такой возможности нет, организуйте игру с товарищами ребенка по детскому саду или детьми друзей, с которыми вы часто встречаетесь.

 

 

 

Вступление в игру

Если ребенок играет рядом с другими детьми и при этом чувствует себя спокойно и уверенно, очень вероятно, что отношения между ними завяжутся естественным путем.

Начните с простых и легких игр, таких как прятки или игры на соблюдение очередности (спускать шарики по желобку, скатывать с горки машинку и т.п.). Хорошо также попробовать игру, в которой есть взаимосвязь действий: один ребенок выполняет начало элемента игры, а другой должен его закончить. Например, один ребенок вставляет шарик в желоб, другой поворачивает ручку, чтобы шарик упал.

Когда ребенок с особыми нуждами находится в компании ровесников, вы должны следить за тем, как относятся к нему другие дети. Особым детям в компании «нормальных» грозят две опасности: их могут дразнить и травить или же чрезмерно опекать. Задача родителей и воспитателей – с самого начала установить верный тон, объяснить детям, что к ребенку с особыми нуждами необходимо относиться с участием и одновременно с уважением. Не бойтесь рассказывать детям о проблемах своего ребенка: зачастую дети не придают особого значения таким вещам