City of Equal Opportunities

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 14.03.2024  Экологическая акция «Мы кормим птиц! А вы?»

подробнее...

 

 11.03.2024  Фестиваль "Врановые птицы - птицы-интеллектуалы"

подробнее...

 

 22.02.2024  Рисование: «Грач»

подробнее...

 

 07.03.2024  8 Марта - Международный женский день!

подробнее...

 

 23.02.2024  «День безопасности»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

 

 

Пономарёва Инесса Михайловна, директор ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Окончила дефектологический факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького по специальности «Учитель и логопед вспомогательной школы. Олигофренопедагог дошкольного учреждения». Педагогический стаж – 26 лет. Награждена Грамотой Министерства образования Республики Беларусь

 

   

 

Город равных возможностей

Формирование толерантной среды в культурно-образовательном пространстве города

Толерантность – это принятие индивидуальности другого человека, уважение его как личности. Являясь и механизмом, и результатом формирования человеческих взаимоотношений, толерантная среда определяет возможности личностного саморазвития. Как способствовать принятию горожанами особенных детей? Как помочь детям найти себя в пространстве города? Поиску ответов на эти непростые вопросы был посвящен педагогический проект «Город равных возможностей».

В числе 62 тысяч 147 жителей города Слуцка – 1 тысяча 139 детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в возрасте от рождения до 18 лет. 1 тысяча 115 детей получают специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь в условиях 20 специальных групп, 9 групп интегрированного обучения и воспитания и 15 пунктов коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), созданных в 16 учреждениях дошкольного образования, а также в 44 классах интегрированного обучения и воспитания и 7 ПКПП, действующих в 10 учреждениях общего среднего образования. В районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) сформировано 5 классов, дошкольная группа а также группы обучающихся, получающих раннюю комплексную и коррекционно-педагогическую помощь.

Очевидно, что совместными усилиями руководителей и педагогов 27 учреждений образования города, в том числе специалистами ЦКРОиР и педагогическими работниками опорных учреждений образования (ГУО «Ясли-сад № 19 г. Слуцка» и ГУО «Средняя школа №13 г. Слуцка»), а также родителейсоздана исовершенствуется толерантная среда, необходимая для развития детей с ОПФР. Однако жизнь особенного ребенка не может быть ограничена порогом родного дома и школы.

Изучив специфику отношения отдельных категорий социума (педагогические работники, учащиеся, родители) к особенным детям, мы попытались изменить ситуацию, организовав работу по следующим направлениям:

информационно-просветительское (проведение разнообразных мероприятий, в том числе с участием особенных детей; тесное сотрудничество ЦКРОиР с редакциями районных газет);

организационно-методическое (организация системы взаимодействия с учреждениями образования Слуцкого района в рамках районного педагогического проекта «Образовательное пространство – территория толерантности» (2011–2014).

Отметим, что в результате проделанной работы значительно выросла активность участия в различных мероприятиях детей с ОПФР, родителей, волонтеров и представителей социума, и, соответственно, изменилось отношение детского и взрослого населения города к особенным детям от жалости к уважению [1]. В то же время значительной частью опрошенных замечено, что они принимают и понимают людей с ограниченными возможностями (61 %), но, как правило, не обладают опытом общения с ними, в том числе потому, что не настроены на общение «на равных» (72 % участников опроса).

Таким образом, оценка социальной ситуации показала, что созданные условия представляют собой лишь предпосылки для построения толерантной среды как процесса взаимодействия ЦКРОиР с субъектами культурно-образовательного пространства города. Организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического и среднего специального образования, спортивными учреждениями, государственными и общественными организациями города и был посвящен областной педагогический проект «Город равных возможностей» (2015–2017).

В ходе предпроектного этапа специалистами ЦКРОиР был проведен опрос педагогов приведенных выше типов учреждений образования, проявивший недостаточный уровень готовности большей их части к работе с детьми с ОПФР. К условиям данной готовности, по мнению педагогов УО «Слуцкий государственный профессиональный сельскохозяйственный лицей», относятся:

-     наличие в учреждении образовании необходимой материально-технической базы (специально оборудованных кабинетов, пандусов, специальных приспособлений – 84 % опрошенных);

-     научно-методическое обеспечение (специальные образовательные программы – 79 % участников опроса);

-     дополнительное кадровое обеспечение (67 %);

-     владение педагогами специальными знаниями (91 %), в том числе медицинского характера (52 %), а также навыками оказания психологической поддержки и предотвращения конфликтов (59 %);

-     принятие особенных детей и любовь к ним (78 % опрошенных).

Кроме того, педагоги отметили ряд несомненных положительных эффектов совместного образования: здоровые учащиеся научатся помогать другим, получат опыт сочувствия и сострадания и станут терпимее и добрее, расширят представление о жизни общества; в свою очередь учащиеся с ОПФР пополнят опыт взаимодействия с людьми, участия в жизни коллектива, получат возможность проявить свои способности в различных видах деятельности и почувствовать уважение сверстников.

Таким образом, оценка исходной ситуации помогла нам определить основные целевые группы, на которые будет ориентирована работа проектной команды, способы влияния на изменение исходных установок участников указанных групп и имеющиеся для этого ресурсы. Среди наиболее ценных для работы в проекте ресурсов отметим весьма благоприятные для эффективной совместной деятельности характеристики группы участников проекта (6 человек), выявленные на подготовительном этапе и помощью диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) и методики «Ориентационные стили деятельностного общения»:

-     преобладание делового мотивационного профиля (83 % участников);

-     высокая творческая активность (66 %), социальная полезность и общественная активность (34 %);

-     ориентация на людей (50 %), процесс, действие и перспективу (50 %).

Планируя деятельность на основном этапе проекта, мы сохранили характер направлений работы (информационно-просветительский и организационно-методический), но изменили их цели, и, соответственно, содержание.

Информация, представляемая в СМИ, конкретно нацеливала горожан на необходимость создания условий для общения с особенными людьми «на равных». Так, Интернет-журнал «Имена» (https://imenamag.by/) опубликовал статью «Оптимист» о 10-летнем незрячем мальчике из Слуцка Серёже Яцуке, который, скрывая от всех свою особенность, живет жизнью обычного мальчишки и учится в детской музыкальной школе искусств по классу фортепьяно. Журнал открыл общественности имя еще одного удивительного ребенка из Слуцка – 11-летней Полины Литвинович, которая, несмотря на тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, занимается вокалом и проявляет способности к рисованию. Районная газета «Инфо-курьер» представила данные о наличии в городе безбарьерной среды для людей-инвалидов (пандусы, широкие лифты, дверные проёмы и т.д.). В другом выпуске этой же газеты был размещен материал о проведении тренерами ФК «Слуцк» занятий с детьми с ОПФР и об их впечатлениях от этих занятий: «Сложно было вести тренировку, так как это мой первый опыт работы с детьми с особенностями. Ребята здорово сыграли в футбол, они с удовольствием считали, кто и сколько забил голов. Мне кажется, если ребята будут заниматься спортом, им будет легче идти по жизни».

Отметим, что среди значимых результатов достаточной (по мнению 68 % опрошенных) степени насыщения СМИ подобной информацией – привлечение горожан к оказанию спонсорской помощи детям-инвалидам и их семьям, а также регулярное участие в таких мероприятиях, как заключительный праздник «Шире круг», посвящённый Дню защиты детей, инклюзивный фестиваль, посвящённый Дню инвалидов, индивидуальных предпринимателей, сотрудников телеканала «Слуцк ТВ», представителей предприятий и организаций Слуцкого района, РК БРСМ.

Обратим внимание на то, что все мероприятия, проведенные в рамках проекта (78), были направлены на проявление творческих способностей особенных детей, что, несомненно, оказало влияние и на отношение к ним окружающих, и на отношение детей к самим себе.

Ощутив уважение и признание, дети стали более активно использовать возможности культурно-образовательного пространства города.

В 2017 году:

более чем в два раза (по сравнению с 2015 годом) увеличилось количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования детей и молодежи и спортивные учреждения: ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» (2015 год – 11 детей, 2017 – 23), ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» (2015 год – 6 детей, 2017 – 14), ГУ «Слуцкий центр туризма» (2015 год – 2 ребёнка, 2017 – 6), ГУО «Центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи» (2015 год – 2 ребёнка , 2017 – 7), ГУ «Слуцкая СДЮШОР» (2015 год – 9 детей, 2017 – 18);

выросло количество участников выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Я и окружающий мир» (129 детей с ОПФР из 36 учреждений образования Слуцка и Слуцкого района; в 2015 году – 98 детей из 23 учреждений образования) и количество представленных работ (108; в 2015 году – 87), выполненных в разных техниках декоративно-прикладного и изобразительного искусства
с использованием различных материалов;

в учреждении профессионально-технического образования ГУ «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» осуществляется обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью по специальности «отделочные и строительные работы: маляр-штукатур» (в 2017 году функционируют 2 специальные группы (первый и второй курс), в 2015 – 1 группа по специальности «производство продукции растениеводства: овощевод, садовод»).

В заключении отметим, что результаты нашего проекта проявляют не только количественные показатели. Они – в сердцах жителей города, открывших в себе способность помочь особенным детям найти себя в своем родном городе, и, конечно, в сердцах нашедших себя детей.

«Семь дорожек радуги… Они разные. Как и мы. Есть люди с ограниченными возможностями, которые смотрят на мир по-своему. Я думаю, что особенные дети не должны чувствовать себя одинокими или никому не нужными. Сотрудники ЦКРОиР пригласили нас поучаствовать в акции дружбы и милосердия «Семь дорожек радуги», и мы с радостью согласились. Я думаю, что эта акция подарила детям радость и много незабываемых впечатлений» (Валерия Гришковец, учащаяся 5 класса
ГУО «Средняя школа №4 г. Слуцка»).

«Не относя себя к тем людям, которые во всем дотошно ищут философию, я просто очень хорошо знаю, как хотела бы прожить эту жизнь. Почему? Вероятно, потому, что мне для достижения своих целей необходимо пройти большее количество ступенек, чем многим другим, и первая из них, самая шаткая, – преодолеть диагноз, ДЦП. Иногда я думаю о том, что, наверное, в какой-то степени это и везение тоже, ведь очень велика вероятность, что, имей я другую судьбу, то юность, а может и не только юность, но и вся жизнь моя были бы такими же, как и у многих молодых людей, которые по-настоящему не ценят, что имеют» (Айгюн Гулиева, студентка 4 курса филологического факультета БГУ, выпускница ГУО «Средняя школа №12 г.Слуцка»).

Литература

1. Пономарёва, И.М. Солнечная интеграция (Формирование образовательного пространства как территории толерантности) / И.М.Пономарёва // Образование Минщины. – 2016. – № 1. – С. 27-30.