Communication on an equal footing: how they work with "special" children in Slutsk

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 23.11.2021  Итоги районного фестиваля творчества детей–инвалидов «Зажги свою звезду»

подробнее...

 

 22.11.2021  «Бытовые отходы»

подробнее...

 

 22.11.2021  Итоги  районного тура областного этапа республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества «Калядная зорка

подробнее...

 

 18.11.2021  Районная акция «Осенние дни милосердия»

подробнее...

 

 17.11.2021  Районная  выставка-конкурс  «Лед. Цветы. Фантазия»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Газета "Минская правда"

Общение на равных: как в Слуцке работают с «особенными» детьми

25.02.2018

В Слуцком центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации не только помогают «особенным» детям стать частью общества, но и учат горожан общению на равных. За успешную реализацию масштабного проекта по итогам прошлого года центр признан лучшим учреждением специального образования Минской области.

Солнечные дети

Маленькая Надюша, воспитанница дошкольной группы, бежит к нам с искренней улыбкой и широко раскинутыми руками. Здесь такая традиция — обязательно обниматься при встрече.

— Наши дети — солнечные. Они любят всех, готовы каждому дарить свою радость. Для них все люди хорошие, ребятам не знакомы такие чувства, как зависть, злоба, лживость, — отмечает директор центра Инесса Пономарева.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — не простое учреждение образования. Это место, где детей с тяжелыми и множественными физическими и психическими нарушениями учат быть полноценными участниками общественной жизни, дают им необходимые навыки, помогают в реабилитации. Здесь созданы все условия: массажный кабинет и кабинет ЛФК, игровые и обучающие зоны, компьютерный класс. Штат учителей-дефектологов, педагогов-психологов, медицинских работников. Здесь даже оформление помещений соответствующее. На стенах — специальные тактильные панно, сделанные из различных по размеру и фактуре материалов.

— Цвета неба, солнца помогают формировать у особенных деток правильное представление об окружающем мире, — проводит экскурсию по центру Инесса Михайловна.

Поддержка для мам и пап

В одном из кабинетов оборудована кухня с электроплитой, мультиваркой, холодильником, микроволновкой, стиральной машиной. Здесь проходят самые главные уроки в жизни воспитанников центра — социально-бытовые. Благодаря таким занятиям ребята становятся более самостоятельными, учатся готовить, стирать, содержать дом в порядке и чистоте.

— Еще 20–30 лет назад родители, которые воспитывали деток с тяжелыми и множественными нарушениями, были привязаны к дому. Теперь же, благодаря существованию подобных центров, мамы и папы могут не замыкаться в своих проблемах и трудностях, а реализовывать себя: ходить на работу, общаться. Так что родителям мы нужны не меньше, чем их чадам.

В 2015 году на базе Слуцкого районного центра коррекционно-развивающего обучения был создан областной ресурсный центр по работе с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития. Помощь таким семьям оказывается с самого момента появления на свет «особенного» малыша и до его совершеннолетия.

— Молодым мамам и папам нелегко осмыслить, что их долгожданный ребенок родился не таким, как все. Кто-то сразу принимает помощь, открывается нам, делится проблемами и готов к совместному поиску их решения, — рассказывает директор Слуцкого ЦКРОиР. — Но бывает, что родители отказываются принимать реальность: закрываются дома, никуда не выходят, не признают нарушений у своего ребенка. Мы стараемся донести до их сознания, что малышу надо помогать адаптироваться в окружающем мире. Некоторые берут себя в руки за месяц, а у других на это уходят годы.

Город равных возможностей

Сегодня в Слуцке и Слуцком районе на 16 112 детей приходится 1502 ребенка с особенностями психофизического развития. Понятно, что далеко не все они являются воспитанниками центра, однако без внимания и участия никто не остается.

— Мы одно из немногих в стране учреждений подобного плана, которое своей деятельностью охватывает весь город и район, — объясняет Инесса Пономарева. — В проектах, которые мы реализуем, задействованы все учреждения образования, в которых есть классы, группы интегрированного обучения и воспитания.

Один из них — проект «Город равных возможностей», призванный помочь детям адаптироваться в социуме. Программа направлена не столько на ребят с особенностями психофизического развития, сколько на окружающих.

— Раньше к нам в центр приходили с концертами и спектаклями, а теперь мы выступаем перед большой аудиторией, — улыбается Инесса Пономарева. — Наши дети стали полноценными участниками фестивалей, творческих выставок. Важно, чтобы зрителями были не только родные и близкие наших артистов, но и другие люди. Мы привлекли к проекту учащихся учреждений образования города и района, сотрудников предприятий, индивидуальных предпринимателей. Важно не только учить детей жизни в обществе, но и обществу прививать толерантное отношение к людям с особенностями. Могу сказать, что у нас это получилось: сегодня Слуцк сделал большой шаг на пути к равенству.

Подобное взаимодействие много дает не только воспитанникам центра. Общение с особенными людьми помогает лучше осознавать ценность жизни, острее ощущать и переживать моменты счастья.

Ученица гимназии №1 Анна Саванович — частый гость в Слуцком ЦКРОиР. Волонтером девочка стала не случайно: еще в детском саду она сдружилась с Настей. Теперь подружку навещает и в центре.

— Мы учим воспитанников центра каким-то обычным вещам — пришивать пуговицы, мыть тарелки, мастерить поделки. А они нас учат тому, что им присуще в большей степени, — любви ко всему живому, безграничной доброте и надежде. Так что еще неизвестно, кому от такого общения больше пользы, — серьезно отвечает Анна.

Дополнительно

В практике Инессы Пономаревой были разные случаи, в том числе и такие, когда удавалось убедить семью не совершать ошибку. Однажды в центр обратилась мама, у которой родилась дочь с синдромом Дауна. И призналась, что решает сложную дилемму: оставить малышку или отдать в дом ребенка. Директор познакомила слутчанку с воспитанниками центра, показала, какая работа ведется с детьми с особенностями психофизического развития, и женщина ушла домой с твердой уверенностью, что никому и никогда не отдаст своего ребенка.

Екатерина СУРМА