Text

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 28.03.2024  Приезд ребят из Д\с №19 и СШ № 10

подробнее...

 

 27.03.2024  Мероприятие «Весенние чудеса»

подробнее...

 

 26.03.2024  Познавательная программа "Соловушка"

подробнее...

 

 26.03.2024  Театральная сказка «Тридевятое государство»

подробнее...

 

 25.03.2024  Мероприятие «К нам пришла весна»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Презентация «Командный подход в оказании ранней комплексной помощи специалистов ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР»:

Шешко В.В., учитель-дефектолог  государственного учреждения образования «Слуцкий районный  ЦКРОиР»

Курдюк Е.В. педагог-психолог государственного учреждения образования «Слуцкий районный  ЦКРОиР»

1. Слайд Тема выступления

Впервые взяв, на руки малыша и только-только свыкаетесь с ролью родителей, чувствуя ответственность за этого пока ещё беспомощного человечка, родители мечтают, что их ребенок станет самым – самым. Но бывает так, что он не совсем, такой как все.

2. Слайд Фото

Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь.

Как заметить изменения на этом пути? Где искать силы для преодоления трудностей? Как увидеть горизонты, которые могут быть открыты?

3. Слайд: цель работы задачи

В этом и заключается работа команды специалистов РКП. Наша служба является «первым ориентиром» для семьи особого ребенка.

4. Слайд: Дорожная карта

Наша работа с родителями начинается с составления дорожной карты. Это визитная карточка работы всех специалистов нашего центра.

Дорожная карта службы ранней комплексной помощи – это пошаговый сценарий развития направления работы с ребенком и с семьей, это графический план развития с учётом всех известных факторов.

5. Слайд: Система нашей работы.

Наша система реализуется по схеме.  Каждый шаг в ней очень важен и нужен. Как видите, мы не можем ни пропустить, ни переставить, ни одного шага, потому, что на каждой ступеньке решается своя важная задача.

И только в результате четкой последовательности этих шагов, мы сможем добиться хороших результатов.

Подготовительный

Углубленная диагностика

Разработка программ

Подбор команды специалистов

Основной этап

Мониторинг

Планирование дальнейшей работы

6. Слайд: Преимущество нашей системы

Целенаправленность – мы знаем, к чему мы должны прийти

Структурированность– нами выбран чёткий алгоритм действий

Многовекторность – Нашей службой используется многовекторный подход в работе с семьей. Мы включаем всю семью в работу и братьев и сестер симблингов (старших, младших), а также родственников.

Я предлагаю Вам подробнее остановиться на каждом шаге системы нашей работы.

7. Слайд: Подготовительный этап

На данном этапе происходит выявление детей, через взаимодействие с детской поликлиникой специалистами службы.Изучив списки, сотрудники службы РКП впервые знакомятся с семьей.

8. Слайд :ФОТО первой встречи

Первое посещение помогает выявить позицию родителей по отношению к ребёнку, выяснить уровень понимания родителями характера трудностей ребёнка и уровень адаптации семьи к тому, что у ребёнка имеется физическое и, или психическое нарушение, определить условия и микроклимат в семье, а также в ходе беседы расположить родителей к сотрудничеству, информировать о работе службы ранней комплексной помощи.

9. Слайд: Мы считаем, что информативным и полезным на этом этапе предложить родителям анкету «Изучение запроса родителей на психологическую помощь» (Вложить анкеты).

10, 11, 12. Слайд: результаты анкеты

По результатам анкеты родители, воспитывающие детей раннего возраста, предпочитают индивидуальную форму работы, групповой. 11,А также видно, что родители понимают значимость специалистов в развитии ребенка, 12не смотря на свою повышенную тревожность.

13. Слайд: Углубленная диагностика

Изучение состояния нервно-психического развития ребёнка и его возможностей осуществляется путём скрынинговой диагностики. В ходе неё родители могут получить ответы на волнующие их вопросы. В условиях ЦКРОиР оценка уровня развития ребёнка с особенностями проводится членами ПМПК в рамках обследования по основным линиям развития: физическое, сенсорное, эмоциональное, речевое, социальное.

14. Слайд: направления работы основного этапа

После проведения диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития ребёнка с особенностями психофизического развития определяются задачи и содержание работы по оказанию РКП – это основной этап

Мы выделяем следующие направления работы:

Диагностическое

Коррекционное

Образовательное

Консультативное

Информационное

15. Слайд :Коррекционное направление.

Хотелось бы подробнее остановиться на коррекционном направлении

Взаимодействуя с ребёнком, специалисты осуществляют работу по коррекции первичных нарушений и предупреждению вторичных, а также обучают родителей методам и приёмам коррекционной помощи в условиях семьи.

Основываясь на результатах первичной диагностики ребенка, мы определяем направления и вид помощи, составляем коррекционно-педагогическую программу

16. Слайд: Виды помощи

В своей работе мы используем следующие формы работы:

1. РКП в условиях ЦКРОиР

2. РКП в условиях семьи

3. индивидуализированное обучение ППС в условиях семьи

17. Слайд: Фото

На наш взгляд наиболее эффективной является ранняя комплексная в условиях ЦКРОиР. Т.К. в центре «Малютка» организованна развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей. Но при определении вида помощи мы осуществляем индивидуальный подход к семье. Если у родителей нет возможности приводить ребенка в центр: например, многодетная семья, двойня, а также семьи проживающие в районе, мы оказываем помощь в условиях семьи.

Наши члены ПМПК при необходимости могут выехать и провести диагностику на дому. О следующих напрвлениях расскажет моя колллега

18. Слайд: Фото

19. Слайд: Диагностика

А сейчас я хочу ознакомить вас с направлениями работы нашей службы с семьей воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР.

И начать бы мне хотелось с информативного направления для нашей работы – это диагностическое направление.

Диагностику родителей мы не проводим на специально организованных встречах, а проводим на консультациях, в рамках заседаний «Родительская школа».

20. Слайд: диагностики

Мы изучаем состояние внутрисемейных отношений, отношения симблингов, эмоционально-волевую, коммуникативную сферу родителей, модели семейного воспитания, тип родительско-детских отношений, а так же динамику этих отношений под воздействием коррекции.

21. Слайд: Методики

 Мы кроме общеизвестных методик изучения семей и личностных качеств родителей, мы используем методики Виктории Валентиновны Ткачевой ( Анкета «Психологический тип родителя», Методика «Лесенка для родителей», Социограмма «Моя семья»

№ 22. Примери «Моя голактика»

Так же мы  используем проективные методики, таких как «Универсальная цветодиагностика» И.Огнева и «Моя Галактика» моих коллег, которые позволяют выявить проблемы в системе межличностных взаимоотношений в семье.

23. Слайд: Образовательное направление

Предварительная диагностика показала, что родителям очень важно знать возрастные и психологические особенности детей, какое влияние они окажут на их развитие, а так же способы взаимодействия с ребенком.

Вопрос: Сможет ли ребенок с синдромом Дауна обучатся в школе?

24. Слайд: «Квадро»

Я предлагаю вам проделать это в таком формате: если вы согласны с высказыванием – поднимите зелёную карточку, если согласны, но с некоторыми оговорками – синюю, если категорически не согласны – красную, а если не согласны, но можете рассмотреть некоторые варианты – жёлтую.

Этот формат, в котором каждый из вас высказался, называется метод «Квадро». Очень удобно ведущему, он сразу видит согласных и несогласных, И еще один момент, когда мы работаем в группе не все участники  проявляют активновность,  высказываются, а данный метод он позволяет охватить, всю группу участников.

Далее можно предложить сесть по группам, обсудить этот вопрос и представителю от каждой группы высказать все соображения по этому поводу.

Этот метод хорошо работает, когда предлагается какой-то дискуссионный вопрос, и вы хотите направить его в конструктивное русло.

25. Слайд:  Консультативное направление

Мы проводим и индивидуальные, групповые и подгрупповые  консультации. Так же мы проводим консультации на базе, детской поликлинике, каждый вторник.

Наиболее актуальными являются на первых порах работы с семьей индивидуальные консультации, так как у родителей возникает много вопросов касающихся перспектив развития ребенка, уровня его возможностей, социальной помощи положенной семье и др.

26. Слайд Задачи

Поэтому мы проводим консультативную работу с семьей  по трех направлениях – это нормализация детско-родительских отношений, нормализации супружеских отношений, а также налаживание контакта семьей с обществом.

27. Слайд Информационное направление

Наши родители современные и молодые люди. Для информированности наши родителей мы используем интернет ресурсы: страничка на сайте рубрика «Советы специалистов»

Также мы практикуем обмен информацией по электронной почте, если у родителей нет возможности прийти к нам для консультации.

28. Слайд: Брошюры

И еще для информированности родителей у нас имеется стенд в малютке, разрабатываются брошюры, памятки, буклеты.

29. Слайд: эффективные формы работы с семье

Мы используем следующие эффективные формы работы с семье:

Для родителей, дети, которых будут посещать в дальнейшем наш центр, мы приглашаем на день «Открытых дверей». Где они смогут ознакомиться с условиями, в которых будет находиться их ребенок, какую помощь он будет получать, познакомиться с воспитателями.

30. Слайд: Родительская школа

Мы используем групповую форму работы: занятия с элементами тренинга «Родительская школа»

Благодаря диагностическому направлению мы устанавливаем ориентиры и те области, с которыми нам необходимо работать с родителями.

31. Слайд:В рамках этих встреч решаются следующие задачи:

В рамках этих встреч решается следующие задачи:

«Родительская школа» поможет родителям узнать, что они не одиноки в своем горе, принять опыт родителей уже справившихся с ним. Мы приглашаем родителей имеющий положительный опыт принятия особого ребенка, для демонстрации того, что жизнь семьи особого ребенка может быть яркой, интересной, насыщенной.

Заседания «Родительская школа» проводятся с периодичностью раз в месяц.

32. Слайд: Методы и техники «Родительская школа»

Приоритет мы отдаем методам, которые ставят родителя в активную позицию, благодаря которой он сможет поделиться своим опытом и пополнить его. Ведь родитель буде активно применять в жизни те знания и умения, к которым он пришел самостоятельно, но под руководством специалиста.

Родители, которые не могут посетить заседание «Родительская школа» смогут посетить виртуальную гостиную «Берегиня» на сайте нашего центра, и у них будет возможность ознакомиться с материалами и пожеланию выполнить предложенные задания.

С некоторыми техниками, методами и практическими упражнениями мы вас познакомим на практической части.

В нашей практике Многие из тех форм, которые были нетрадиционными, стали для нас для наших родителей доброй традицией Акция «новогодний сюрприз».

33. Слайд: Акция «Новогодний сюрприз».

Мы в преддверьях Рождества и нового года, переодеваясь в костюмы, (деда, мороза, снегурочки, снеговика) поздравляем наши семьи с праздниками, дарим им подарки, и теплые слова пожеланий.

А вы не забыли, что у нас осталась еще одна ступенька это заключительный этап. Мы совместно с родителями обсуждаем результаты и планируем направление работы на следующий период.

34. Слайд: Перспективы.

В ближайшее время мы начнем работу над Республиканским инновационным проектом. На тему:

Внедрение модели непрерывного сопровождения ребенка раннего возраста с ОПФР посредствам дистанционного обучения родителей.

№35. Слайд: Завершение.

Впереди нас ждет поиск новых форм и методов работы с семьей.
Ведь каждый ребенок достоин семьи, в которой царит тепло, гармония и уют.

Мастер-класс: «Применение коллегиальной супервизии в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ОПФР», «Использование интерактивных методов работы с семьей в рамках заседаний «Родительская школа»»

Курдюк Евгения Владимировна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Слуцкий районный  ЦКРОиР»

Уважаемые коллеги! Сегодня я вам хочу показать формы и методы работы которые мы используем в рамках заседаний «Родительская школа»

А для начала нам предлагаю познакомиться с друг другом и поприветствовать.

  1. Знакомство(3мин)

Цель: Познакомить участников с друг другом, снятие напряжения.

У вас на столах лежат стикеры. Возьмите себе по стикеру.

  1. Стол пишет свое имя
  2. Стол пишет имя и отчество
  3. Стол пишет имя в ласковой форме

Поздоровайтесь в своей подгруппе в заданной форме , обратите внимание, удобна ли вам токая форма обращения, комфортна ли вам когда так к вам обращаются, комфортна ли вам обращаться так к другим.

Какие чувства у вас вызывала ваша форма обращения. Обсуждение чувств и ощущений.

Конечно форма обращения зависит от того к кому мы обращаемся.

Имя притягивает собеседника к вам, подобно магниту, заставляет внимательно слушать ваши слова, верить им и принимать во внимание. Когда человек обращается по имени к своему визави, то он заставляет его почувствовать самые позитивные эмоции, которые зарождаются на подсознательном уровне. На основе этих ощущений между людьми возникает доверительная взаимосвязь, которая помогает лучше услышать друг друга, понять, прийти к позитивному и выгодному решению и обязательно найдет положительный отклик.

2.       Упражнение «Приветствия в разных странах».(3мин)

Цель: снятие напряжения:

Дорогие коллеги Вам необходимо разделиться на первый второй. Участники под номером один образуют внешний круг, а участники под номером 2 образуют внутренний круг,

У нас образовался внешний и внутренний круг. Участники внутреннего круга повернитесь лицом к внешнему кругу.

Мы знаем что в разных странах обычаи приветствия очень отличаются друг от друга, сейчас мы с вами познакомимся с традиционными приветствиями, после каждого приветствия внутренний круг остается на месте, а внешний перемещается по часовой стрелке на ход, и так:

Русские – пожимают руки;

Японцы – кланяются;

Полинезийцы – хлопают по руке;

Замбези – хлопают в ладоши;

Латиноамериканцы – обнимаются;

Ощушения?

 

3.Задание: «Рекламный проспект»

Уважаемые коллеги сейчас в ваших подгруппах, предлагаю вам разработать «рекламный проспект» презентация службы ранней комплексной помощи.

В технике «Коллаж» используя наши заготовки

  1. Стол Вам необходимо разработать «Рекламный проспект» службы РКП для БАННЕРА
  2. Стол: Вам необходимо разработать рекламу службы РКП для телевидения.
  3. Стол Вам необходимо разработать «Рекламный проспект» службы РКП для размещения ее в детской поликлинике.

Цель: презентация службы ранней комплексной помощи для родителей

Выберите по 2 представите для презентация своих рекламных проспектов.

4. ««Коллегиальная супервизия» в рамках работы с родителями воспитывающими детей в возрасте до 3-лет с ОПФР»

Сопровождается презентацией

Коллегиальная супервизия - это групповая форма работы, направленная на выявление проблем и поиска способа решения.

Сейчас мы свами используем данный метод, в практическом применении. Но в более сокращенной и упрощённой форме.

На ваших столах расположены ватманы, переверните их. Вам необходимо будет определить проблему, у каждого стола свои заготовки. Мы предложи ли вам определить данные проблемы, т.к. они в этом году являются наиболее распространёнными в нашей работе.

  1. Стол « Определить, какая проблема объединяет данные сказки: Золотая рыбка, Золушка, Двенадцать месяцев, Конек горбунок (Завышенные требование к ребенку)
  2. Стол «Пословицы на ошибки воспитания (Попустительское отношение к проблемам ребенка)
  3. Стол: «Кроссворд (с загадками и ответами)»

Выберите по два представителя от каждой подгрупп, которые будут представлять вашу проблему. Презентация проблем:

Проранжируйте данные проблемы «по острой боли» в общей группе участников (определите очередность их решения).

Что работа специалистов раннего возраста с семьей ребенка направлена на принятие ребенка, его особенностей.

Выход на работу с родителями по принятию ребенка.(30мин)

А сейчас я предлагаю вам следующие упражнения.

Упражнения

1. Упражнения: «Цветок»

Данное упражнение будет выполняться участниками семинара данного стола, а остальные участниками будут активнивными наблюдателями

Уважаемые коллеги прошу вас встать, выйти из-за стола, поделитесь на пары, определитесь кто из вас будет ведомым, а кто ведущим. Ведомые присядьте на стул, закройте глаза, представлять себя бутоном опишите свой цвет, форму, почву на которой растете. Ведущие представляют себя героем, который подходит к сидящему, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, оказывает поддержку этому бутону и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д. Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

  1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?
  2. В какой роли вы чувствовали себя комфортнее, почему?
  3. С какими трудностями вы столкнулись?
  4. Какую роль здесь играют ласковые слова?

2. Упражнение: Слепой-поводырь

Перейдем к следующему упражнению, Его будет выполнять участники данного стола. Не забывайте, остальные участники, являются активными наблюдателями. Уважаемые коллеги я попрошу вас встать и выйти в центр. Разделитесь пожалуйста на пары, определите ведомого и ведущего. Ведомых попрошу закрыть по честному глаза, представьте, что вы не зрячий человек, а ведущие будут вашим поводырём, будете вместе передвигаться по комнате, используйте по максимуму пространство и свои ощущения (тактильные (подкладываем предметы разной фактуры), и слуховые (включаем музыку)).

Анализ упражнения:

  • в роли ведомого или ведущего;
  • какая роль была более привычной;
  • на каких стимулах (слуховых, тактильных  и т.п.) концентрировалось внимание;
  • с какой ролью обычно ассоциируется роль родителя, каково быть в этой роли;
  • легко ли было находиться в роли ребенка и т.п.

3. Упражнение «Ладошки»

Перейдем к следующему упражнению, Его будет выполнять участники данного стола. Не забывайте, остальные участники, являются активными наблюдателями. Уважаемые коллеги я попрошу вас встать и выйти в центр, образуйте круг. Расположите руки ладонью вверх на уровне груди, так чтобы можно было положить на них руки другому участнику.

После того как вы закроете глаза я выберу ведущего, ему необходимо будет выбрать одного человека касанием ладоней и меняетесь местами.

А теперь я вас попрошу закрыть глаза.

Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.

  1. Скажите вы ждали, что подойдут именно к вам?
  2. Скажите какие чувства и ощущения испытывает человек до которого не дотронулись?
  3. Кто еще хочет высказаться?

4. Упражнение «Как тебе»

Сейчас мы перейдем к выполнению следующего упражнения. Выберите по 2 представителя от каждой подгруппы. Выйдите ко мне, определитесь, пожалуйста, кто будет ребенок, а кто родитель. Представьте, что ваш ребенок идет по перекладине, а родитель его переход сопровождает словами. Пожалуйста, начнем.

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Обсуждение ощущений и чувств, которые испытывали участники, а так же активные наблюдатели.

Вывод: Для приближения родителей к принятию своего ребенка, его особенностей им необходимо повысить свою чувствительность восприятия, прочувствовать все те ощущения, которые ребенок испытывает, оказавшись в той или ситуации, которая ему не понятна, пугает. Что бы родитель являлся помощником и верным другом для ребенка, родителю необходимо понять себя, понять на уровне чувств и ощущений.

Это позволит родителям установить контакт с ребенком, поможет лучше понимать и его и себя, а так же ребенок научиться, лучше понимать своих родителей, понимать те сигналы, которые родитель ему посылает на уровне чувств и ощущений.

А сейчас дорогие коллеги станьте, пожалуйста, в круг Вы оценили какое огромное значение имеет слово, оно вдохновляет нас, стимулирует на развитие. И в канун таких замечательных праздников как Рождества, Новый год давайте скажем друг другу теплые слова пожеланий.

Спасибо, присядьте, пожалуйста.

Наши предки большое внимание уделяли слову, они клали его в основу пословиц, поговорок и притч

Чтение притчи.

На высоком облачке, где жила его душа был праздник. Большой, веселый. Он радовался вместе со всеми. Ему было хорошо и светло...Он станцевал полонез, он прочел любимые стихи, он обнял друзей...И подошел к Ангелу.

-Тебе пора.

-Я знаю. Я готов.

- Но ты не знаешь, что я тебе приготовил.

-Ты мне говорил. Я буду особым ребенком. Трудным

- Порой невыносимо трудным, и при этом ты не сможешь помочь никому. Ибо сам постоянно будешь нуждаться в помощи. Ноги, руки - все тело тебя не будет слушать.

- Но душа ведь будет?

- Да. Это единственное, что будет работать неустанно. Только ...

-Никаких только. Душа моя открыта миру. Она вместит в себя всю его доброту

- И боль, и страдание - не забывай об этом.

- Я постараюсь справиться.

-Ты добрый и смелый. И в награду за эти качества я дарю тебе одну из лучших мам.

- Благодарю. Я ее еще не видел, но уже люблю...

- Помни, я буду рядом. Я буду помогать.

Ангел улетел, а он появился на Земле. Увидел, узнал, понял, что причинил боль, испугался и хотел вернуться.

- Мертворожденный младенец, - неслось в тишине.

Ангел рядом. Он погладил его по голове, и он задышал. Он спел песенку и он -заплакал. Заплакал от досады на страх, с которым не смог справиться. От того - что скажут его маме и что она расстроится, от того, что не сможет смахнуть слезинку с ее глаз...От того, что он трудный. Для всех.

- Ожил. Мальчик живой, - снова раздались слова.

И все обрадовались. Его новой жизни, ему самому. И он, почувствовав теплую радость любви, успокоился. Уснул.

Несколько дней он был как все. И это было удивительное ощущение единства с миром. Светлое, доброе, улыбчивое. Он вбирал его в себя. Он дарил его в ответ. Но однажды ответа не получил.

- У вашего мальчика ДЦП

Слезы. Боль. Обида.

Слезы. Боль. Улыбка.

Мама ему улыбнулась. Ему такому.

И понеслись недели, годы лечения тела. Саше, его нарекли этим именем, так хотелось помочь маме, сестре. Он так старался сам дойти до конца кровати, сам съесть вкусной маминой каши...Но...Душой он вытирал все слезинки с маминых щек, рисовал ей красивые картины, слагал стихи. И однажды мама все почувствовала. И жизнь стала светлее. Добрее к ним обоим. Обязательное пребывание в больнице несколько раз в год стало менее тягостным. Там даже друзья нашлись. Такие же почти неподвижные, но с такими легкими и светлыми душами...И так просто, и весело с ними. И боль уходит. И руки не очень-то нужны. Они дарят маме прекрасные воздушные цветы, поют гимны любви без слов и танцуют вместе танец жизни.

Детей сравнивают с цветами. Саша тоже цветок. Цветок полыни. Горький, но так необходимый для здоровья. Окружающих.

С символом грядущего года мы вам дарим подарочки. А в замен мы просим вас подарить нам свои впечатления от проведенного семинара, запишите их на новогодних игрушках и повесьте, пожалуйста, на елочку.