Признаки поведения ребёнка с РАС
Рождение, от 3 до 10 дня жизни
- Неизвестны какие-либо типичные симптомы аутизма, проявляющиеся при рождении ребенка в первые дни его жизни.
От 4 до 6 недели жизни
- Частые крики, которые не служат сигналом, отражающим самочувствие ребенка, например, голод.
От 3 до 4 месяца жизни
- Наблюдается отсутствие смеха или реактивной улыбки;
- отсутствует реакция на знакомые лица (не узнает лицо матери);
- нет обратной связи с матерью.
До 10 месяца жизни
- Наблюдаются следующие отклонения от нормы в том, как ребенок воспринимает близких и ведет себя с ними: ребенок долго плачет без видимых причин или наоборот, слишком тихий, не улыбается и кажется «серьезным ребенком», не реагирует на маму, не протягивает к ней ручки. Создается впечатление, что ребенок довольствуется самим собой;
- отсутствует потребность в контакте с близкими людьми;
- ребенок отворачивается и напрягается, когда его хотят взять на руки;
- в звуках, издаваемых ребенком, не слышно ни лепета, ни отдельных слогов;
- могут наблюдаться необычные привычки в том, что касается еды и питья.
От 10 до 21 месяца жизни
- У ребенка наблюдается отсутствие интереса к окружающим, он довольствуется самим собой;
- ребенок царапает или теребит поверхности предметов, «ввинчивает» в них пальчики, лижет предметы, не реагирует на громкие шумы;
- создается впечатление, что ребенок не ориентируется в помещении;
- социальное поведение характеризуется частым плачем или криком, после чего ребенок долго не может успокоиться;
- не играет, а только механически передвигает игрушки, не подражает другим и не смотрит на других людей;
- в моторике наблюдаются качающиеся движения (раскачивания вперед-назад), садится и начинает ползать позже обычного срока;
- монотонно лепечет или бессмысленно повторяет слова и шаблонные звуки, не произнося при этом ни единого слова, типичного для детского языка.
От 21 до 24 месяца жизни
- У ребенка наблюдается расстройство в виде беспробудного сна, трудности с ночным сном;
- не жует, принимает только жидкую или кашеобразную пищу;
- частые нарушения функции выделения;
- проявляет склонность к одинаковым и неизменным визуальным рисункам и картинкам;
- характерны стереотипные движения рук (вращение, стуканье, обмахивание, царапание), вялая мускулатура, частые падения;
- слабый или вообще отсутствующий зрительный контакт, закатывание глаз, вращение глазами;
- полное отсутствие любопытства;
- протест или страх перед изменениями в окружающей обстановке;
- эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение услышанного) явно заторможена.
3-4 годы жизни
- Смех или улыбка без причины;
- ходьба на носочках, подскакивание, своеобразные предпочтения в еде и необычная манера принимать пищу;
- стереотипные занятия с предметами;
- упрямое следование необъяснимым привычкам;
- незначительная реакция на боль или раздражение холодом;
- тенденция к нанесению себе телесных повреждений;
- пристальный взгляд («сверлит глазами»);
- принюхивание, прикасание губами (поцелуи), ощупывание и похлопывание при установлении контакта;
- затыкание ушей при определенных звуковых раздражителях;
- общение с окружающими без слов, при помощи действий (отталкивает или притягивает к себе, отводит или подводит к какому-либо предмету);
- использование окружающих (например, ребенок сам не берет игрушку, а ведет к ней за руку взрослого);
- с родителями контакт лучше (в случае телесного контакта прижимается незначительно), но очень плохой контакт с ровесниками, отсутствует подражание действиями;
- речевые навыки снижены, склонность говорить с собой, путаница в местоимениях, нарушение мелодики языка, общее отставание в речевом развитии.
PS: Документальный фильм "Люди дождя" (2011)
Эллен Нотбом,«1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом Аспергера», «10 вещей, о которых вам хотел бы рассказать ребенок с аутизмом» http://pro-autizm.ru/2012/07/rebenok-autizmom/#.UBLwTXzqQDA.facebook