Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью
Возраст до одного года
1. Гуление в три-четыре месяца не усложняется и не переходит в лепет, затем постепенно угасает. Это свидетельствует о серьезных нарушениях слуха.
Как можно скорее нужно обратиться к врачам-специалистам для обследования слуха ребенка. Наибольший положительный эффект даст в данном случае ранняя коррекционная работа. Если ребенку показан слуховой аппарат, его нужно использовать; с его помощью речь сможет развиваться достаточно успешно. Нельзя прекращать разговаривать с малышом. Давайте ему возможность видеть ваше лицо во время произнесения вами слов, чтобы развивалось его умение считывать с губ. Речь взрослых, окружающих малыша, должна быть неторопливой, с отчетливой артикуляцией.
2. Не развивается понимание речи при сохранном слухе к концу первого года жизни. Ребенок не включается в работу по подражанию, не активен в игре с игрушками. Такие показатели свойственны детям с недоразвитием интеллекта.
В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных процессов.
Два года
1. Отсутствие речи в два года при сохранном слухе.
Необходимо активное общение со взрослыми путем жестов и любых звуков. Если оно есть, то в ближайшем будущем должны появиться слова.
2. Ребенок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась.
Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребенка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.
Три года
1. Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.
Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.
2. На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и, как следствие, к заиканию.
Следует снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у логопеда.
3. Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов напоминающие заикание, но без судорог.
В данном случае главное – не фиксировать внимание ребенка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.