Региональная газета «Слуцкі край»
2 апреля – всемирный день распространения
информации об аутизме
2.04.2016
Ученые озабочены тем, что истинные причины аутизма до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное – численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.
Аутизм – болезненное состояние психики, погруженность человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром. При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы как в невербальной коммуникации, так и в общении при помощи речи. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях он гораздо выше, чем у его сверстников.
Ранний детский аутизм – понятие медицинское, поэтому его определяет врач – детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 – 3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше. Необходимо вовремя обратиться к специалистам. Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям.
Родители должны помнить, что аутичному ребенку очень важна размеренность и предсказуемость жизни – он гуляет по определенным маршрутам, носит одну и ту же одежду, кушает из определенной тарелки. Аутистам очень дороги старые игрушки, они любят части игрушек больше, чем целые игрушки. Отбирать обломки у малышей ни в коем случае нельзя, а новые игрушки следует предлагать осторожно, ни в коем случае не навязывая. Аутичные дети часто боятся больших игрушек. Походы в шумные места всегда испытание для аутичного ребенка, он не получает от них удовольствия. Часто аутисты избирательны в выборе цвета. Все это следует учитывать, стараясь помочь аутичному малышу. Родители должны суметь приспособиться к его особенностям и запастись терпением, только в этом случае возможно достичь улучшения. При осторожном ненавязчивом взаимодействии с ребенком его странности начинают исчезать, а спектр интересов и любимых вещей расширяется.
Сверхчувствительность аутистов заставляет быть с ними очень и очень внимательными. При разговоре не следует повышать голос, ни в коем случае нельзя создавать во время беседы тревожную обстановку. Аутисты не любят множества впечатлений, поэтому на первых порах можно взаимодействовать с таким ребенком исключительно голосом.
Тесно сотрудничая с детской поликлиникой, служба ранней комплексной помощи ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» выявляет детей с ранним детским аутизмом. Своевременная помощь педагога-психолога, учителя-дефектолога, выполнение рекомендаций врача и желание родителей, несомненно, дают заметные плоды. Специалисты центра проводят развивающие занятия с ребенком с учетом его особенностей, проводят консультации с родителями. По достижении 3-х лет дети с расстройствами аутистического спектра проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определяет образовательный маршрут. На базе учреждения дошкольного образования «Ясли-сад №19 г. Слуцка» функционируют 2 группы для детей с аутизмом.
Проблема аутизма в нашем обществе состоит и в неготовности принять таких детей. Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей.
Валентина ШЕШКО,
учитель-дефектолог ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР».