Text

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Психолог-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

В начале своего выступления я хочу предложить Вам небольшое упражнение. С давних времён известно влияние  произведений искусства  на здоровье и эмоциональное состояние  человека,потому что в них передаётся состояние физического и эмоционального здоровья автора. Представьте, что вы – композитор. Какое музыкальное произведение вам хотелось бы сейчас написать:  марш, польку, а может быть вальс, быстрый или медленный. Возьмите, пожалуйста, бланк. Запомните его номер. Подчеркните нужное слово. Если у Вас есть другой вариант ответа, Вы можете его дописать. Затем возьмите цветные карандаши и выразите ваше состояние с помощью цвета: раскрасьте по порядку 14 кругов. Не обязательно использовать все 7 цветов, можно лишь несколько. Сейчас вы написали мелодию Вашей души. Ведь каждому цвету соответствует определённая нота: красный – до, оранжевый - ре, жёлтый – ми и т.д.  Выражая своё состояние с  помощью цвета (и чаще всего это происходит  на бессознательном уровне: человек  просто берёт карандаши, как ему кажется, в любом порядке), он сочиняет мелодию, которая отражает его настроение.  Какая мелодия получилась у Вас, вы узнаете через полчаса. Я отдаю ваши бланки  музыкальному руководителю, который в течение некоторого времени  обработает их и попробует воспроизвести то, что Вы сочинили, и сыграет  Вам мелодии Вашей души.

А сейчас я представляю Вашему вниманию авторский проект психокоррекционного взаимодействия с родителями, воспитывающими «особого» ребёнка, проект с поэтичным названием  «Радужный мост», в котором отражён опыт работы педагогов-психологов нашего центра по работе с семьей. Заканчивается третий год работы по проекту и можно уже сделать некоторые выводы. Почему необходимо сопровождение этих семей? Чем они отличаются от обычных?

Представьте себе супругов, которые с нетерпением ждут появления на свет своего ребенка, самого красивого, лучшего в мире.

Родители мечтают о том, как они его примут, какое имя дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдет в школу, будет получать хорошие оценки, и семья будет гордиться им... Мечты родительские летят еще дальше: ребенок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведет в дом внуков, обеспечит им, родителям, спокойную, согретую заботой и любовью старость...

И вот долгожданный день наступает. Кому-то уже сразу в роддоме, а кому-то со временем, спустя несколько месяцев, когда проявятся отклонения в развитии, врачи объявят: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети, ваш ребенок будет инвалидом...»

Это тяжелые слова…! Страх за его будущее, боль от осознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути…

Вместе с болью и страхом за ребенка приходит чувство утраты мечтаний и ожиданий, связанных с его и своим будущим, с будущим семьи… И сразу возникает множество вопросов. Будет ли наш ребенок двигаться, бегать? Разговаривать? Сможет ли ходить в школу и учиться, как другие дети? Будет ли иметь друзей, семью? Приобретет ли специальность, найдет ли свое место в мире, обществе? И что с ним будет потом, когда родители состарятся и уже не смогут заботиться о нем, когда они умрут?..

С рождение «особого» ребёнка происходит деформация отношений в семье и семьи с окружающим миром, начинаются конфликты: взаимообвинения, отчаяние, которое выплескивается злостью на весь мир и друг на друга; отчуждение, когда каждый замыкается в себе, пряча свою боль. Все это внезапно врывается в жизнь семьи.

Усмирить этот шторм — задача, как семьи, так и тех, кто находится рядом с ней в это нелегкое время.

В идеале семья – это место, где человек может чувствовать себя абсолютно защищенным и любимым, несмотря ни на что. Это важно для любого ребёнка, но для детей с особенностями развития это  вдвойне. Именно для них семья является первым институтом социализации, активно воздействующим на формирование особенностей личности. Поэтому очень важно, чтобы в семье сложились благоприятные условия и доброжелательные отношения.

2 самые основные задачи, которые стоят перед семьёй:

1. Обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включающим в себя элементы развития; максимально возможно привить ему навыки самообслуживания; способствовать социализации его в обществе.
2. Поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье; не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи; стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
      Поэтому через весь проект красной нитью проходит основная идея стратегии оказания психологической помощи  семье, воспитывающей ребёнка с особыми потребностями:

- гуманизация и оздоровление микросреды ребёнка,

- культурная и духовная реабилитация  семьи;

- повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.

Существует 2 подхода к работе с родителями.Этотрадиционный, когда функция психолога: всезнающий эксперт. Он реализуется во время родительских собраний, консультаций, бесед. И нетрадиционный. Здесь основной функцией психолога является: помогать, поддерживать, направлять. Второй нам кажется наиболее эффективным, потому что именно такой подход позволяет нам строить отношения с родителями на основе сотрудничества и доверия. При таком подходе родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации или рекомендации.

Хотелось бы обратить ваше внимание на одно из условий эффективности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребёнка с особыми потребностями. Мы считаем, что одним из важных условий эффективности психолого-педагогического сопровождении семьи является трёхуровневая система взаимодействия:

1 уровень - макроуровень (уровень коллективного взаимодействия): «Родительская школа»;

2 уровень - мезоуровень (уровень групповой психокоррекционной работы):  психокоррекционные тренинги, направленные на решение психологических проблем самих родителей;

3 уровень - микроуровень (уровень индивидуальной работы): психологические консультации родителей.

Такая трёхуровневая структура  позволила нам определить основные направления в работе с семьёй, благодаря чему психолого-педагогическое сопровождение семьи стало  комплексным, планомерным, а не ситуативным и отрывочным.

Образовательное направление   

Мы считаем, что очень важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей,  с современными подходами к  процессу воспитания. В результате  у родителей формируется адекватное восприятие ребенка, принятие своеобразия  его развития, меняется отношение к ребенку и себе.

Психокоррекционное направление

Мероприятия данного направления  помогают снизить  уровень психоэмоционального напряжения родителей, сформировать позитивный образа будущего для ребенка и семьи в целом.    В результате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.

Социально-тренинговое направление

Помогает обучить родителей эффективным формам поведения  взаимодействия с ребёнком в различных социальных ситуациях и отношениях.  Благодаря чему родители приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Проект рассчитан на 3 года и охватывает все вышеперечисленные направления.

Целью данного проекта является поддержка благоприятного    психоэмоционального климата   в    семьях,    воспитывающих детей с особенностями развития, формирование положительных установок в сознании родителей.

Поставленные в проекте задачи направлены на  поддержку адекватных родительско - детских     взаимоотношений   и          стилей    семейного  воспитания, оптимизацию супружеских взаимоотношений;  развитие у родителей коммуникативных форм поведения и формирование у них навыков адекватного общения  с окружающим  миром.

Этапы реализации проекта традиционные. На первом этапе реализации проекта - информационном- с помощью различных анкет, опросников, бесед изучались проблемы, с которыми сталкиваются родители, их запросы и т.д. На аналитическом этапе  вся полученная информация обрабатывалась, разрабатывались программы, формы и методы работы, подбирались наиболее эффективные технологии. В результате были созданы 3 психокоррекционные программы: «Радужный мост», «Мир дому твоему» и  «Школа женского счастья».

Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные потому что:

Использование активных методов взаимодействия с родителями:

  • позволяет сделать родителей  активными участниками педагогического процесса;
  • повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;
  • с помощью активных методов проясняются родительские ожидания,   представления, реальные тревоги и страхи, а поскольку диагностическая функция этих методов неочевидна, то    фактор социальной желательности не оказывает влияния на результат.

Не менее важным в работе психолога с родителями является использование многообразия психологических технологий. Владение психолога большим количеством технологий позволяет ему выбрать наиболее эффективные.  На наших занятиях с родителями мы используем телесно-ориентированную терапию, различные виды арт-терапии, такие как: музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия. Используем возможности нетрадиционных технологий: цветотерапии, ароматерапии, литотерапии. И, конечно же, учитывая то, что компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования, мы внедряем их в различные направления своей работы с родителями.

 

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Это способ “исцеления души через работу с телом”,  с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Телесная терапия помогает вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты. На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Использование телесно-ориентированных упражнений позволяет родителям осознать собственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя,  стать хозяином своего тела и, как следствие, — своей жизни, лучше узнать свою внутреннюю природу и начать жить в согласии        с ней,   активизировать жизненную    энергию;  расширить    границы межличностного доверия, развить внимание к своим чувствам и   чувствам партнёра.

Кроме того, во время выполнения упражнений происходит происходит полная эмоциональная «перезагрузка» и расслабление мышц.

Фильм

Упражнение «Тепло наших рук» - во время выполнения этого упражнения происходит ломка пространственных и психических барьеров между участниками,  расширяются  границы межличностного доверия. Сами по себе телесные ощущения и движения дают массу положительных эмоций. Это своеобразная тонизирующая психологическая встряска, дающая толчок к новому ощущению мира и себя в этом мире.

Упражнение «Эхо»

Пропевание различных звуков снимает зажимы в различных частях тела, улучшает работу внутренних органов, и как следствие улучшение эмоционального состояния, активизация жизненной энергии.

«Я» - повышение уверенности в себе.

При произнесении звука «О» усиливается кровоснабжение сердца,

«И» - если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите лёгкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения.

Произнесение звука «А» благотворно  воздействует на область грудной клетки.

упражнение со звуком «У» оказывает положительное  воздействие на нижнюю часть живота, вызывает ощущение уверенности и значительности.

Упражнение «Дождик»

Простукивание позволяет расслабить тело, снять мышечные зажимы по всему телу, развить тактильные ощущения.

Упражнение «Свободный танец»

Способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих реакций, снятию скованности движений у пассивных и инертных родителей. У авторитарных родителей высвобождает скопившуюся агрессивность, раздражение и трансформирует их в физические упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения, сделать положительные эмоции более яркими и стойкими. Помогает стать более открытыми во взаимодействии, изменить качество контакта с другими людьми. Открывает скрытые возможности, личные ресурсы, помогает принять собственное тело.

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Значение музыкотерапии заключается в положительных эмоциях, получаемых при прослушивании музыкального произведения.

Мы используем  два вида музыкальной терапии: активную и пассивную.

Пассивная:  человек  прослушивает музыку,  которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.

Активная: при активной форме человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (чаще всего это происходит в группе), и неважно, владеет он каким-либо инструментом или нет. Создавать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний.

Музыкотерапию можно использовать как индивидуально, так и в группе.

Главная цель в групповой работе— суметь влиться в коллектив, наладить коммуникативный контакт с другими участниками, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычной жизни настраивать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

Вокалотерапия или хоротерапия представляет важный этап музыкальной релаксации. Использование этого приема способствует также снятию зажимов у родителей, развитию чувства свободы и самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию сплоченности группы, формирует чувство поддержки и эмпатии.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.

Помогает взрослому человеку:

- мягко разрешать внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими.

- снять стрессовое состояние, обрести душевное равновесие и спокойствие.

- снизить агрессию и напряжение, расслабиться;

- обрести веру в себя и свои силы;

-  освободиться от ощущения нереализованности.

Проводится индивидуально и в группе в зависимости от целей, которые ставит психолог.

Фильм

Групповая терапия:

парами, семьями, на групповых тренингах.

Групповая работа в песочнице полезна - она способствует установлению контакта межу участниками групповой работы хорошо видна  групповая динамика. Коллектив сплачивается... Работа с песком в группе  помогает  учиться строить отношения с внешним миром.

Индивидуальная работа:

Работая с родителями индивидуально, песочная терапия способна помочь им разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с ними происходит.

Создание в песке сказочной страны – это проекция внутреннего мира. Песочная картина отражает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, отражает его потребности и  тревоги, страхи  и мечты.  В песочнице можно выразить те чувства, о которых трудно говорить, те мысли, которые подчас невозможно выразить словами.  Строя сказочные замки и создавая песочные города, человек постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возможности для  улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отношения…

Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.  Он начинает применять в реальности свой песочный опыт. И через некоторое время  в жизни человека происходят определённые изменения.

Выстраивание песочных миров дает взрослому человеку мощное ощущение себя хозяином своей собственной жизни.

 

ИЗОТЕРАПИЯ

Это работа с рисунком. Человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание.

Чаще всего  на первом занятии  многие говорят одну и туже фразу: «Я  не умею рисовать», но цель  занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы человек смог выразить на листе бумаги свое внутреннее состояние. 

В  ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего  напряжения, а у кого-то - выявление  творческих  способностей.

Изотерапия помогает родителям «особого» ребёнка:

- лучше понять себя;

- абстрагироваться от внешних проблем;

- научиться выражать свои чувства;

- разрешать внутренние конфликты;

- найти решение в трудной ситуации;

- развить свою креативность;

- получить большой заряд положительных   эмоций;  отдохнуть.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

В каждом из нас живет внутренний РЕБЕНОК. И не так легко разбудить этого внутреннего ребёнка у взрослых людей. Мы настолько зажаты жесткими рамками социальных норм, что прорваться к своему истинному « Я» порой так сложно.

На первые занятия приходили  зажатые, не только внутренне, но и внешне.

Но зато теперьнаши родители играют лучше детей. Это так здорово, что наш внутренний РЕБЕНОК заставляет нас испытывать игровой азарт, непосредственность, на минутку забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуальному раскрепощению.

Игровая терапия:

- обучение умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе, что приводит к развитию и росту личности;

- усвоение новых конструктивных поведенческих актов;

- выявление и принятие человеком его переживаний и эмоций, их проявление социально-приемлемыми действиями.

 

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Используется для диагностика и коррекция эмоционального состояния с помощью цвета.

- помогает родителям осознать свои цветовые пристрастия, стать более  восприимчивыми и чувствительными;

- позволяет  снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, либо наоборот активизировать его;

- создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями.

Использование различного цветного материала позволяет  нам влиять на эмоциональное состояние человека не только через зрительный  анализатор, но и кожные рецепторы. Наиболее интересны занятия с цветным тестом, цветными тканями.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на авторской методике «Цветная музыка души». Это те кружочки, которые вы раскрашивали в самом начале.По тем мелодиям, которые получились, можно судить о душевном состоянии людей в группе. Сейчас музыкальный работник проиграет Вам те мелодии, которые получились.

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Скажите, помните ли вы сказку, которую вы просили маму или бабушку почитать вам ещё и ещё? Сказку, которая может быть стала частью вашей личности и повлияла на вашу судьбу? Возможно, сейчас вам трудно её вспомнить, но это уже неважно, она уже сыграла свою роль. Сказка- это самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии. В сказках сосредоточена мудрость поколений, о духовном пути души и социальной реализации человека.

Сказкотерапия использует сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.Занятия  развивают креативность родителей, что помогает им в жизни  видеть ситуацию с разных сторон, тренирует  умение находить нестандартные решения в сложных ситуациях,пробуждают внутренние ресурсы. Сказки дают взрослым людямвозможность мечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказочные образы помогают родителям обрести желанные состояния души и внутреннюю гармонию.

А если человек по каким-либо причинам не готов говорить о своих трудностях напрямую, сказкотерапия позволяет находить для обсуждения и работы над ситуацией безопасный путь, символический, сказочный. Сказкотерапия - это легкая и ненавязчивая помощь, подсказка и поддержка ваших поступков, решений и начинаний.

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Введение компьютерных технологий в   работу педагога-психолога позволяет более полно реализовать задачи, которые стоят перед психологической службой специального образования.

Для работы с родителями нами подобран пакет компьютерной диагностики семейных отношений, кризисных состояний личности и т.д. Оценивание людей, их поступков, личностных качеств является сложной и ответственной задачей. Компьютерные диагностические технологии позволяют психологу максимально соблюдать этические нормы своей профессии, принятые в работе психолога, такие как принцип конфиденциальности, ответственности, компетентности, благополучия испытуемого.

Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов наши слушатели  могут не только получать нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть важные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. А при желании могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно.

Использование в просветительской работе психолога CD-фильмов делает её более интересной и продуктивной.  В  фильмы включаются личные наработки (снятые занятия с детьми, а также заимствованные из Интернета или интересные моменты из телепередачи).

Использование различных клипов, роликов, слайд-шоу позволяет улучшить эмоциональный фон настроения, снять психоэмоциональное и физическое напряжение, а также настроить на позитивное восприятие мира.

Для релаксации используются и специальные релаксационные программы, такие как «Аура» и «Натура 2.0», которые воздействуют на  определённые нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают. Для этих целей мы используем и программы по цветопсихологии: «Помощник» и «Давид». Таким образом, многообразие применяемых технологий позволяет более эффективно решать те задачи, которые стоят перед психологами спецобразования в работе с родителями. И в конце я хотела бы предложить вашему вниманию песню-притчу «Брошенный камень».

Основной груз по уходу за ребенком-инвалидом чаще всего ложится на его мать. Именно от ее линии поведения, мужества, выдержки, уравновешенности зависит и судьба малыша, и общая атмосфера в семье. Видя свою маму бодрой и веселой, многие малыши способны научиться радоваться жизни даже в том непростом положении, в котором им суждено пребывать всю жизнь.
Осознание горького факта, что твой ребенок тяжело болен и что это может быть навсегда, невероятно болезненно и мучительно. Поэтому нередки и деструктивные настроения, и не совсем здоровые эмоции, которые способны привести к деформации личности матери, а в итоге — к дестабилизации обстановки в семье вплоть до ее разрушения.
При этом возможна (особенно поначалу) настоящая буря чувств, где наличествуют самые разнообразные настроения и эмоции, которые одинаково вредны и матери ребенка, и больному малышу, и окружающим. Вот несколько самых распространенных нездоровых психологических установок.
Неприятие ситуации: «Почему это случилось именно со мной? За что? Я не хочу! Я не могу! » — внутренний бунт, вследствие которого женщина впадает в болезненный эгоизм, где нет места любви и жалости к больному малышу. Такое отношение может оттолкнуть родных, а также повлечь за собой непродуманные шаги, о которых потом придется жалеть всю жизнь.
Поиск виноватых: «Это все наследственность мужа, у них кровь «гнилая», прадед был алкоголиком и пр. » — попытка снять с себя ответственность за жизнь больного ребенка. Такая позиция приводит к конфронтации между членами семьи, что еще больше усложняет ситуацию и фактически исключает взаимодействие и сотрудничество.
Перенос вины на ребенка: «Если бы он старался, был бы здоровее»; «На него столько денег тратишь, а он все делает назло». Приводит к конфронтации с ребенком и его изоляции в семье, вследствие чего ухудшается физическое и психическое состояние малыша.
Ложный стыд: «Это так стыдно, что у меня «ненормальный» ребенок. Нельзя «нагружать» им окружающих». Отчасти он вызван отсутствием в нашей стране традиций полноценной интеграции инвалидов в социум, что особенно опасно для больного, так как он рискует остаться оторванным от сверстников и общества.
Комплекс вины: «Это я виновата в том, что ребенок родился на свет, чтобы мучиться и страдать. Мой долг — искупить вину». Может проявиться в гиперопеке малыша, чрезмерном потакании капризам больного ребенка. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическим монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.
Самоуничижительные настроения: «Мне всегда не везет. У такой никчемной личности, как я, и не мог родиться нормальный ребенок. У меня все не как у людей» — проявление застаревших комплексов. Такая установка несовместима с конструктивным поведением и не ведет к улучшению ситуации.
Синдром жертвы: «Моя жизнь закончена, радости не для меня. До конца моих дней мне придется нести этот крест» — общая склонность к тому, чтобы «пострадать», демонстративность поведения; неумение разглядеть в ребенке существо, способное приносить радость, достойное привязанности и любви.
Мания «отличия»: «Мы не такие, как все, у нас особая жизнь, особые обстоятельства» — эгоцентризм, компенсаторная реакция от подсознательного «мы хуже других» к противоположному «мы — особенные, т.е. лучше других». Такие настроения могут привести к изоляции от общества, исключают помощь и поддержку со стороны других людей.
Потребительские настроения: «У нас беда. Нам все должны (сочувствовать, помогать, выделять пособия, во всем идти навстречу) » могут повлечь за собой привычку постоянно драматизировать положение, доказывая себе, окружающим и ребенку, что его состояние только ухудшается и пр. Исключают конструктивное поведение матери и полноценную социализацию больного ребенка. Подсозна­тельно мать может иметь установку: «Чем хуже, тем лучше».
«Убийственная» жалость: «Ай, бедненький, несчастненький беспомощный малыш, без меня он погибнет». Вызвана желанием самоутвердиться за счет больного ребенка, возвести уход за ним в единственную жизненную цель. Собственная значимость измеряется степенью нужности инвалиду. Как и в предыдущем случае, мать подсознательно не заинтересована в улучшении состояния ребенка, в его социализации, привитии ему навыков самообслуживания и самостоятельности.
Иногда достаточно поймать себя на ложных установках, чтобы задействовать самоконтроль и искоренить их из своей души. Бывает и так, что нужно часами обсуждать проблему с кем-то из близких, а порой никак не обойтись без помощи психолога и невропатолога. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Но что касается психологии и общих правил поведения, есть возможность дать несколько универсальных рекомендаций.
Конструктивный путь
Выделим вначале два основных направления, которые должны подчинить себе всю жизнь и все действия родителей ребенка-инвалида в обозримом будущем и способствовать сохранению и укреплению семьи.
1. Обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включающим в себя элементы развития; максимально возможно привить ему навыки самообслуживания; способствовать социализации его в обществе.
2. Поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье; не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи; стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
На первый взгляд может показаться, что это то же самое, что бежать в разные стороны. Однако эти направления так тесно взаимосвязаны между собой, что их полноценная реализация возможна только в комплексе. Незавидной будет участь ребенка-инвалида, если в семье будет напряженная драматическая обстановка, издерганные родители, недосмотренные младшие или старшие дети, обделенные вниманием и теплом старики. Лишенные внимания и любви другие члены семьи либо вовсе уходят из нее, либо начинают утешаться не совсем здоровыми способами (выпивка у мужчин, наркотики у подростков, уход в болезнь у стариков). В такой же мере проблематичной видится возможность здоровой семейной жизни и в том случае, если ребенок-инвалид искусственно изолирован в четырех стенах, а вся семья ограничена из-за него в передвижениях и контактах с окружающими.
На бытовом уровне объектом осуждения всегда является мужчина, оставляющий семью, в которой есть ребенок-инвалид. Однако часть вины за развод, как правило, лежит и на женщине, которая вовремя не сумела понять, что истинная забота о больном ребенке — это сохранение для него прочной здоровой семьи, в которой есть место радости и взаимной любви.

В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, |юждают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомление. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.