Text

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Роль воспитателя в формировании жизненно необходимых и социально-бытовых навыков у детей с ТМН в условиях ЦКРОиР

Формирование  жизненно-необходимых  и социально-бытовых навыков у детей с ТМН  является одной из важнейших задач в работе воспитателя. Так же педагоги центра работают над  решением  ряда   других задач в рамках данной  темы:

- формирование  у детей способности осознавать  собственную  обособленность, позволяющую проявлять самостоятельность, как  в рамках самообслуживания, так  и в отношениях с другими;

- накопление  представлений  у детей  об окружающем мире, приобретение ими знаний и умений, необходимых для накопления  жизненного опыта;

- расширение  границ  взаимодействия  детей  с  окружающей   социокультурной средой в силу своих способностей;

- содействие  развитию  культурно-психологической сферы каждого ребенка, его индивидуальных потенциальных возможностей.

Формирование  социально-бытовых навыков осуществляется на прогулке. Ценность  прогулки заключается в том, что  дети с ТМН   учатся наблюдать  объекты и явления окружающей действительности  в реальных естественных условиях. Наблюдение на прогулке  позволяет сформировать  у детей самые элементарные  представления  об окружающих вещах и объектах, социальных  отношениях, а также  обеспечить детям данной категории  широкий спектр  возможных жизненно  - практических умений  и навыков. Для закрепления   представлений об окружающей действительности  мы проводим дидактические игры и упражнения  с использованием собранного материала на прогулке. Применение  данных игр  способствует  обогащению у детей  социально-бытового  опыта, формированию  познавательных интересов  к предметам и явлениям окружающей действительности. Ежедневные прогулки дают множество возможностей   установления  причинно-следственных зависимостей, например,  дует  сильный ветер - одеваемся тепло; идет дождь - берем зонт и др.

Педагоги нашего центра создали компьютерную игру « Соберемся на прогулку». Воспитанники центра  с  удовольствием  выбирают    предметы необходимые для прогулки зимой.

Формированию  социально-бытовых навыков  способствует и трудовая деятельность

- самообслуживание   является  основным видом труда  для детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Формирование  санитарно-гигиенических умений и самообслуживание позволяет эффективно  решать задачи  сенсомоторного воспитания, расширения  представлений детей  об окружающих предметах на основе  чувственного познания, формирования  коммуникативных умений, развития  тонкой моторики  и зрительно-моторной координации, умения принимать  помощь взрослого (ориентироваться на образец, выполнять  совместные действия, действия по инструкции, соблюдать их определенную последовательность). Приучение детей  самостоятельно одеваться, умываться, кушать,  убирать за собой игрушки  формирует   у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых, уверенность в своих  силах.  Воспитатели центра   работают над тем, чтобы  каждому ребенку с ТМН  помочь обрести независимость  в рамках удовлетворения  основных потребностей, овладеть необходимыми  умениями, позволяющими обслужить себя  и проявить  максимально возможную самостоятельность в быту.

-труд в природе создает  благоприятные  условия  как для  обогащения представлений об окружающем мире, так и  для  физического развития  детей с ТМН. Воспитатели  центра  учат  детей ориентироваться  на сенсорные признаки предметов, тактильные ощущения, получаемые с помощью  органов чувств. Так же труд в природе  связан  с расширением  кругозора детей, получением  доступных знаний, например, о почве, посадочном материале,  трудовых процессах,  орудиях труда.

Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают элементарные  сведений о росте и развитии растений.

-хозяйственно-бытовой труд   имеет  жизненно-практическую направленность, используется педагогами центра для коррекции недостатков физического и психического развития.  Он  как  никакой  другой  труд  дает возможность  воспитывать  у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.

Воспитанники  центра младшего  возраста выполняют  простейшие поручения:  помогают убирать игрушки,  книги,  раскладывать на столы  материал для занятий. Можно судить о том, что умения и навыки хозяйственно-бытового содержания  у детей с ТМН младшего возраста  сформированы не в полной мере, они чаще всего выполняют задания по инструкции и с помощью  взрослых.

С возрастом  задания усложняются. Дети в 1-3-х классов  помогают мыть игрушки, протирают  пыль со  стульев,  дежурят по столовой, на уроках,

У детей  6, 7 классов  появляются  новые трудовые  обязанности. Они  наводят порядок  в шкафу с  материалами для уроков и пособиями, протирают мебель, пришивают пуговицы.

В работе  с детьми  старших классов  большое значение имеет  привлечение  детей  к труду взрослых. Мы практикуем включение детей в  такую работу результаты, которой         важны для центра. Например,  помочь дворнику в уборке  тротуарных дорожек;    помощнику воспитателя  - в получении пищи, уборке   помещений. Приучение   детей с ТМН  соблюдению требований  санитарии, гигиены и  правил безопасной работы является важным звеном  педагогической деятельности воспитателей в процессе  хозяйственно-бытовой деятельности воспитанников центра.

Чтобы  проследить мониторинг сформированности  социально-бытовой  компетенции детей с ТМН, педагоги центра разработали карты  динамики  формирования  навыков. Красный  цвет обозначает  сформированность навыков.

Анализ  работы педагогов центра над формированием  жизненно-необходимых и социально-бытовых навыков  позволяет  сделать следующий  вывод: у детей центра в  результате  индивидуализации обучения   на основе компенсаторного  подхода, с использованием всех  доступных  сенсорных систем наблюдается    улучшение  их  социального  опыта.

При формировании жизненно необходимых и социально-бытовых навыков мы используем элементы семейно-ориентированной модели   PORTAGE, которая является наиболее эффективной в работе с тяжёлыми детьми. На ребенка пошагово  разрабатываются    этапы   формирования навыка. Условным обозначением и цветом   успехи и достижения фиксируем   в индивидуальной карте. На  ежемесячных  встречах  мы с родителями   записываем  и обсуждаем    данные успехи и достижения, оговариваем перспективу  работы.

Так же  в своей  работе   по формированию  социально-бытовых навыков  у детей   мы  используем    компьютерные технологии:

-компьютерные игры;

-ролики, клипы, слайд-шоу;

-обучающие мультфильмы .

 Воспитанники центра с огромным удовольствием    занимаются на компьютере.

Игры-развлечения с использованием  компьютерных технологий    проводятся нами во вторую половину дня, где закрепляются  знания, умения и навыки,  полученные на уроках.

Наши дети   с большим желанием посещают   кружки: «Веселые мастера»- изготавливают  поделки из глины,  соленого теста, пластилина, «Разноцветная бусинка»- поделки  из бисера.  Дети  являются активными участниками  творческих  выставок и конкурсов, где занимают  призовые места и награждаются грамотами и дипломами. 

Огромная работа по  формированию трудовых навыков проводится  в семье, где закрепляются  навыки и умения, полученные в центре. Педагогами центра  было проведено  родительское собрание «Роль семьи и центра в трудовом  воспитании  особого ребенка»,  на котором  были показаны формы  работы с семьей при  обучении  детей с ТМН   трудовым процессам.

Кропотливая, систематическая, планомерная работа  воспитателей нашего центра  способствует  успешному  формированию жизненно-необходимых  и социально-бытовых навыков   у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.