Project "Educational Space - Territory of Tolerance"

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 18.01.2022  «Баба-Яга и ее приятель Тигр»

подробнее...

 

 14.01.2022  Рождественские поздравления от Слуцкого ГДМ

подробнее...

 

 14.01.2022  Акция «Наши дети»

подробнее...

 

 14.01.2022  Мероприятие «Птицы зимой»

подробнее...

 

 13.01.2022  Колядки

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Проект "Образовательное пространство - территория толерантности"

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе перехода к инклюзивному образованию  важнейшей стратегической задачей образования является формирование толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

С целью изучения представлений о лицах с ОПФР и отношения к ним специалистами ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) в социальной сети «ВКонтакте» был проведён социологический опрос молодёжи (16 - 18 лет) Случчины. Им были заданы следующие вопросы:

1) Знаете ли Вы, кто такие лица с ОПФР? (да, нет)

2) Если Вас попросит, о какой-либо помощи человек с ОПФР, поможете ли Вы ему? (да, нет, не знаю)

3) Как вы относитесь к лицам с ОПФР? (хорошо, как к обычным людям, с жалостью);

4) Возникают ли у Вас проблемы при общении с людьми с ОПФР?  (нет, не общались, да)

5) Знаете ли Вы знаменитых людей с ОПФР? (да, нет).

Анализ полученных данных показал, что, несмотря на то, что все опрошенные юноши и девушки знают, кто такие люди с ОПФР, большая часть молодёжи не имеет представления о возможностях и способностях людей данной категории, поэтому они вызывают  жалость у окружающих, но, тем не менее, не все готовы  оказать им помощь. Молодые люди не готовы также строить с ними отношения на равных, что очень необходимо для  лиц с ОПФР

Главная проблема «особого» ребенка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а также проблема негативного отношения к нему со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров.

Межличностные конфликты, которые возникают в диадах: «педагог - ребёнок с ОПФР»,  «педагог – родители здорового ребёнка», «нормально развивающийся сверстник - ребёнок  с ОПФР», «родители ребёнка с ограниченными возможностями – родители здоровых детей» и т.д., в первую очередь являются результатом неосведомлённости социума. И здесь значительную роль играет работа, направленная на формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР.

Поэтому одной из важнейших задач мы считаем  формирование толерантного отношения к детям с ОПФР не только у участников образовательного процесса, но и  со стороны социума.

Формирование толерантной личности является длительным, гетерохронным (разновременным) и многоэтапным процессом, включающим в себя создание инклюзивной среды и формирование толерантного поведения человека. Черты толерантной личности не сразу становятся устойчивыми характеристиками, и не все участники образовательного процесса в одинаковой динамике приобретают эти свойства. Разновременность становления различных черт толерантной личности предполагает не просто рост отдельных характеристик личности, а их качественное изменение, благодаря чему происходит скачок в становлении толерантности.

Воспитывать толерантную личность надо с ранних лет. На наш взгляд, именно образовательное пространство, помимо семьи, может стать той средой, которая научит детей милосердию, состраданию, доброте, терпимости, и т.д. к другим людям, в том числе и к людям с ограниченными возможностями. Создание информационного поля (выступления на педсоветах и родительских собраниях, и семинары для педагогов,  и консультации для родителей, и размещение материалов в СМИ, презентаций и видеороликов, специально подготовленных специалистами Центра) только облегчает процесс формирования установок на толерантное отношение, но не помогает в решении конфликтных ситуаций. Здесь нужны другие, более эффективные формы и технологии. И такой уникальной формой, на наш взгляд, явился форум-театр. Это инструмент, который благодаря сочетанию в нём социальных отношений и искусства сделал данную методику уникальной и инновационной в проблематике формирования толерантных отношений к детям с ОПФР.

Проект «Образовательное пространство - территория толерантности» был создан для интеграции принципов толерантности в образовательное пространство учреждений Слуцкого района и формированию толерантного сознания у всех участников образовательного процесса. В основу проекта  легла система работы ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития в учреждениях образования Слуцкого района.

Актуальность данной деятельности заключается в том, что рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства, как «территории толерантности».

Практическая значимость проекта. Представленные материалы могут использоваться педагогами социальными и педагогов-психологов, классных руководителей учреждений специального, дошкольного, общего среднего образования, для использования в работе с учащимися и родителями, направленной на формирование толерантного отношения к детям с ОПФР.

 

Цель проекта: создание толерантной среды в образовательном пространстве ЦКРОиР, учреждений дошкольного и общего среднего образования района через формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса к детям с ОПФР.

 

Задачи проекта:

-     способствовать созданию оптимально благоприятных условий для раскрытия и  развития  личности  детей с ОПФР в учреждениях  образования Слуцкого района;

-     формировать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;

-     создание позитивного образа ребёнка с ОПФР у всех участников образовательного процесса;

-     формирование у педагогов толерантных способов и методов взаимодействия с детьми с ОПФР;

-     вовлечение здоровых детей в совместную деятельность с детьми с ОПФР, требующую наличия толерантных установок, как гарантов успешности;

 

    Принципы реализации проекта:

-     принцип диалогичности и сотрудничества,

-     принцип опоры на активность участников программ,

-     принцип уважительного отношения к личности.

Выполнение Проекта должно привести к развитию у всех участников образовательного процесса черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.

 

Участники проекта:

Дети:

  • с особенностями психофизического развития;
  • здоровые сверстники.

Родители:

  • воспитывающие детей с ОПФР раннего возраста;
  • воспитывающие детей с ОПФР, обучающихся в группах интегрированного обучения и воспитания;
  • воспитывающие детей с ОПФР, обучающихся в классах интегрированного  обучения;
  • воспитывающие здоровых детей, обучающихся в группах интегрированного обучения и воспитания;
  • воспитывающие здоровых детей, обучающихся в классах интегрированного обучения  и воспитания.

Педагоги:

  • директора учреждений общего среднего образования;
  • заведующие учреждений дошкольного образования;
  • педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений общего среднего образования;
  • воспитатели учреждений дошкольного образования;
  • учителя-дефектологи учреждений образования;
  • учителя – предметники учреждений общего среднего образования.

 

Критерии оценки реализации проекта:

I этап  (подготовительный) – наличие знаний о проблеме толерантности у  педагогов, родителей, детей;

II (основной) этап – наличие отношения к проблеме толерантности у всех участников образовательного процесса, сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию;

III (оценочный) этап – анализ эффективности проекта, трансляция опыта работы для формирования устойчивой мотивации к проявлению толерантности в социуме. 

Сроки реализации проекта: 2011 - 2014 год

Этапы реализации проекта:

I этап  (подготовительный) (сентябрь-декабрь 2011):

- изучение ожиданий и опасений родителей, воспитывающих детей с ОПФР и родителей здоровых детей, проблем у педагогов во взаимоотношениях с детьми с ограниченными возможностями, а также уровень эмоционального выгорания и степень толерантности педагогов;

- составление программ тренингов, семинаров-практикумов для педагогов с целью профилактики эмоционального выгорания и формирования толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса с использованием современных интерактивных методов;

- проведение обучающих семинаров.

II (основной) этап (январь 2012 – январь 2014):

- организация и проведение круглых столов, тренингов, семинаров-практикумов; форум-театра, проведение занятий «Родительской школы», совместных культурно-массовых мероприятий со здоровыми сверстниками); - активное взаимодействие ЦКРОиР с представителями общественности, расширение социальных связей ЦКРОиР,

- обмен опытом по данной проблеме между специалистами.

- повышение компетентности педагогических кадров через семинары-практикумы, дискуссии, деловые игры.

III (оценочный) этап  (январь 2014 – май 2014):

- завершение непосредственной  просветительской и коррекционной  работы;

- отслеживание динамики в уровне развития толерантности педагогов и учащихся;

- подведение  результатов работы, анализ возникших проблем,  определение эффективности программы, трансляция опыта;

- определение приоритетных направлений дальнейшей работы.

 

Ожидаемые результаты.

Выполнение проекта должно привести кформированию позитивного образа ребёнка с особенностями психофизического развития у всех участников образовательного процесса, повышению у них культуры толерантного поведения, созданию в учреждениях образования комфортной среды для ребенка с ОПФР.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта;

- максимальное участие родителей, педагогов, учащихся учреждений общего среднего образования в проводимых мероприятиях;

- сформированности положительного климата в группах (классах) интегрированного воспитания и обучения;

- максимальное участие и помощь педагогов учреждений образования в различных мероприятиях  для детей с ОПФР и нормально развивающихся сверстников.

 

Оценка результатов.

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на итоговых педагогических советах. Уровень сформированности толерантности, как черты личности, установок на толерантное отношение у педагогов и родителей будет отслеживаться через анкетирование, устный опрос, тестирование, а также определяться степенью заинтересованности. В завершении реализации проекта будет составлена сводная диаграмма, отражающая уровень сформированности толерантных отношений у педагогов  учреждений образования.

Для улучшения положения детей с ОПФР в социуме необходимо менять не только среду, но и отношение общества к детям с особенностями развития. Поэтому возникла необходимость  продолжения работы в данном направлении, обеспечивающей создание толерантной среды не только в образовательном пространстве, но и в местном сообществе. Продолжением работы стало создание регионального проекта “Город равных возможностей”, в котором мы прописали систему мероприятий, направленных на формирование позитивного общественного мнения по отношению к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции в общество.Девиз данного проекта: «От ограниченных возможностей – к возможностям без границ» 

План реализации проекта

Подготовительный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Диагностика:

-    по выявлению уровня коммуникативной и профессиональной толерантности педагогов учреждений образования Слуцкого района;

-    анкетирование педагогов на предмет готовности к принятию детей с ограниченными возможностями;

-    анкетирование учащихся средних школ на принятие детей с ограниченными возможностями;

-    анкетирование родителей здоровых детей и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;

-    опрос молодёжи Случчины в социальных сетях на предмет изучения их информированности о  людях с ограниченными

1 этап – сентябрь- октябрь 2011 года

Педагоги-психологи: Капская А.Ю. Лебедь Н.М.

-     возможностями.

2. Анализ по результатам диагностики педагогов, анализ анкетирования родителей, воспитывающих детей с ОПФР, родителей, воспитывающих здоровых детей и учащихся школ.

 

Педагоги-психологи: Капская А.Ю. Лебедь Н.М.

3. Расширение информационного поля по проблеме толерантности (выступление на педсоветах, в СМИ и т.д.)

 

Педагоги-психологи: Капская А.Ю. Лебедь Н.М.

 

Основной этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Пополнение материальной базы Центр Привлечение дополнительных ресурсов

Приобретение технических средств

С сентября 2011 года.

Директор ЦКРОиР.

Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (РОО, спонсоров, участие в проектах т.д.)

В течение реализации программы.

Директор ЦКРОиР

Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ограниченными возможностями:

Форум-театр:

 - «Эффективное общение специалистов с родителями, воспитывающими детей с ТМН» (для специалистов ЦКРОиР);

 - «Право быть таким, как есть.

2012

Педагог-социальный Лукашевич И.И.

Формирование толерантного отношения к особым детям» (для специалистов учреждений дошкольного образования);

2013

 

Семинары-практикумы:

- «Все мы разные – все мы равные. Формирование толерантного отношения к особым детям» (для заведующих учреждениями дошкольного образования);

2014

Педагоги-психологи: Лебедь Н.М. Капская А.Ю.

- «Инновационные технологии, используемые в работе с педагогами, по формированию толерантного отношения к особым детям» (для директоров  школ района);

2014

 

- «Как строить отношения с особым ребёнком» (для учителей начальных классов)

2013

 

«Агрессивность, методы и приёмы её снижения у детей с ОПФР» (для специалистов учреждений дошкольного образования);

2013

 

«Как вести себя с гиперактивным ребёнком» (для специалистов учреждений дошкольного образования).

2013

 

 

Мастер-класс:

- «Форум-театр как разрешение конфликтных ситуаций в условиях включённого образования» (для классных руководителей и  учителей начальных классов интегрированного обучения и воспитания неполной модели);

2014

Педагог социальный Лукашевич И.И.

- «Роль педагога в создании благоприятного климата для детей с ОПФР в классе средней школы»(для педагогов учреждений дошкольного образования)

2014

 

Круглые  столы:

 - «Педагогический ресурс как фактор формирования толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития»(для специалистов специального образования Слуцкого района),

2014

Педагог социальный Лукашевич И.И.

- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР: опыт, проблемы, перспективы»(для педагогов социальных)

2015

 

Тренинги:

-«Психологическая толерантность к людям с ограниченными возможностями (для классных руководителей 7-8 классов школ района);

2013

Педагоги-психологи: Капская А.Ю., Лебедь Н.М.

- «Под тёплым крылом: формирование толерантного отношения к особым детям» (для педагогов учреждений дошкольного образования)

2014

 

Профилактика эмоционального выгорания

Тренинг «Сокровищница жизненных сил» (для педагогов ЦКРОиР)

В течение реализации программы

 

Формирование толерантных отношений к детям с ограниченными возможностями у здоровых сверстников, создание ситуации необходимости толерантных отношений между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми.

Классный час  «Все мы равные, все мы разные» форум-театр в классе интегрированного обучения и воспитания СШ №13

2013

Лукашевич И.И., педагог социальный

Флеш-моб для привлечения внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями «Я+ты = МЫ»

2014

Лукашевич И.И., педагог социальный

Районные выставки:

 - «Мир глазами  ребёнка с ограниченными возможностями»;

- «Я и мой друг»;

- «Добрые ладошки».

2013

Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели

Районные фестивали-акции:

«Семь дорожек радуги»;

«Подари улыбку детям».

2014

 

Районная акция-марафон

«Мы не рядом, мы – вместе» (с учащимися УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

2012 ежегодно

Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели

Фестиваль театрального мастерства «В гостях у сказки» (с участием здоровых сверстников, воспитанников ЦДТ, Молодёжного центра, городского Дома культуры).

2014

Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели

Фестиваль театральных постановок «Волшебный театр Буратино».

2014

Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели

Фестиваль игр ко Дню инвалидов «Мы хотим играть вместе».

Мастерская Деда Мороза «Наряд для нашей ёлочки» (с участием волонтёров)

2013

Лукашевич И.И., педагог социальный Жегало О.А., музыкальный руководитель

Создание танцевального коллектива «Дружные ребята» (воспитанники ЦКРОиР и учащиеся СШ №8)

2014

Лукашевич И.И., педагог социальный

Совместные спортивные праздники:

«Весёлые игры» (с учащимися СШ №2);

2013

Белинская О.Я., педагог социальный, воспитатели

«Богатырские забавы» (с учащимися СШ №4);

2014

Жегало О.А., музыкальный руководитель

«Путешествие на Паровозике из Ромашково» (с учащимися СШ №13);

2012

Лукашевич И.И., педагог социальный

«Её Величество – игра» (с учащимися Бокшицкая СШ);

2011

Жегало О.А., музыкальный руководитель

«Там на неведомых дорожках»; (с учащимися Лучниковская СШ)

2012

Казак С.Н., инструктор ЛФК

«Физкуль-ура!» (с учащимися Весейская СШ)

2012

 

«Перетягушки» (с воспитанниками социально-педагогического приюта);

2013

 

«Паруса победы» (с учащимися СШ №13)

2013

 

Социальная программа «У меня есть право» (с учащимися СШ №13)

2013

Белинская О.Я., педагог социальный

Экологический праздник

«Зелёная шляпа или Академия волшебников» (с участием учащихся станции юных натуралистов)

2013

Лукашевич И.И., педагог социальный

Праздничные концерты:

«Рождественская декада»; (с учащимися СШ №5);

2013

Жегало О.А., музыкальный руководитель

«Мы за чаем не скучаем» (с учащимися СШ №12);

2012

Лукашевич И.И., педагог социальный

«Детства островок» (с учащимися СШ № 6);

2011

Жегало О.А., музыкальный руководитель

«Будем знакомы» (с учащимися СШ №8);

2012

Лукашевич И.И.,педагог социальный

«ТВ Лето представляет» (с учащимися СШ №10);

2012

Белинская О.Я., педагог социальный

«Потехи час» (с учащимися СШ №11);

2013

Педагог социальный

Лукашевич И.И.

«Весёлое настроение» (с учащимися СШ №31);

2013

 

«Фабрика звёзд» (концертная программа СШ №6)

 

 

Совместные занятия в творческой мастерской при ЦДТ «Мастачок» (бумажная пластика, бисероплетение, коллективно-творческое дело (КТД).

Занятие «Уроки доброты кота Леопольда» (с учащимися Лучниковской СШ)

2013

Педагоги-психологи: Лебедь Н.М., Капская А.Ю.

Консультирование семей по проблеме формирования толерантности:

«Слагаемые воспитания особого ребёнка»;

«Принять, понять, помочь»;

«Дом, в котором я живу»

«Азы женской дипломатии»

2013 ежегодно

Лукашевич И.И., педагог социальный

Занятия «Родительской школы»:

«Кладезь народной мудрости для женщин»

«Моё счастье в моих руках»

«Спокойствие, только спокойствие»;

«Секрет счастливой семейной жизни».

В течение реализации программы

Педагог-психолог Лебедь Н.М. Лукашевич И.И., педагог социальный

 Родительские собрания: «Роль семьи в формировании трудовых навыков» (форум-театр «Воспитание толерантного отношения у родителей, воспитывающих детей с ОПФР, в процессе формирования трудовых навыков»);

- «Маленькими шагами – в большой мир»;

В течение реализации программы

Пономарёва И.М., директор ЦКРОиР Сидоренко Ж.В., воспитатель ЦКРОиР

Творческая гостиная

«Культура внутрисемейных отношений как фактор педагогической эффективности родителей»;

В течение реализации программы

 

Родительско-педагогическая конференция «Сотрудничество, партнёрство, диалог педагогов, специалистов и родителей»;

2012

Петрович И.В., директор ТЦСОН, Скриган Е.Р., врач-психиатр, Лукашевич И.И, педагог социальный ЦКРОиР

- Мини-лекция «На пути к толерантному обществу»

(выступление на родительском собрании).

2013

Педагог-психолог Лебедь Н.М.

Большая психологическая игра

«Приключение Буратино» (с участием отцов, чьи дети воспитываются в ЦКРОиР).

2013

Педагог-психолог Лебедь Н.М.

Привлечение родителей к организации районных праздников на темы:

«Ярмарка талантов»,

 «Дары земли Слуцкой»;

Создание и выставки семейных альбомов;

Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;

Оформление информационных стендов для родителей.

2013

Лукашевич И.И, педагог социальный

Гармонизация семейных отношений как условие толерантного отношения к детям в семье.

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2014

Педагоги-психологи, педагоги социальные

2. Участие в семинарах, конференциях по формированию толерантных отношений к детям с ограниченными возможностями;

2014

Педагоги-психологи, педагоги социальные

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов данной тематики;

2013

Педагоги-психологи

4. Создание картотеки:- Игры на развитие коммуникативной толерантности.

2014

Педагоги-психологи

5. Публикация наработок в СМИ;

2014

Педагоги-психологи, педагоги социальные

6. Создание методических разработок.

2014

Педагоги-психологи, педагоги социальные

 

Заключительный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и учащихся школ

1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в к детям с ограниченными возможностями;

Январь-май 2014

Психологи-психологи

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у родителей, педагогов и учащихся.

 

Психологи-психологи

3. Проведение КВН и интеллектуальных рингов для педагогов с целью выявления уровня толерантного отношения  к детям с ограниченными возможностями и реализации полученных знаний на практике.

 

Психологи-психологи

4. Подведение итогов реализации программы, определение дальнейших форм и методов работы по данной тематике

 

Психологи-психологи, педагоги социальные

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. : одобр. Советом Республики 22 декабря 2010 г. : зарегистр. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. №2/1795. – Мозырь, ИД «Белый ветер», 2011
  2. Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них : Постановление министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011 г., №136 // Зборнік нарматыуных дакументау. – 2012. – № 2. – С. 74-80.
  3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию. / А.Г. Асмолов. Москва, 2000
  5. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. Москва, 1998.
  6. Бондырев, С.К. Толерантность. Введение в проблему. / С.К. Бондырев, Д.В. Колесов — Москва: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. —240 с.
  7. Вачков, И.В. Такие разные учителя или новая типология педагогов / И.В. Вачков // Школьный психолог, 2000. № 3. —с. 8—9.
  8. Гурли Фюр «Запрещенное» горе / Гурли Фюр // Об ожидании и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития: учеб. пособ.; под ред. А.Н. Вараксин. – Минск, 2008. – С. 5-7.
  9. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности. / В.М. Золотухин  - Кемерово: Кузбасс. гос. техн. университет. 1999. —63 с.
  10. Иоффе, А.Н. Многообразие понимания толерантности. / А.Н. Иоффе – Москва, ИД «Камерон», 2004
  11. Ищенко, Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема / Ю.А. Ищенко  // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. № 4. —с. 48—60.
  12. Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / Т.С. Капелевич // В помощь социальному педагогу: под ред. Н.А. Кулагина. – Минск,2007. – 346 с.
  13. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем. / Н.В. Клюева — Москва: Сфера, 2000. –—120 с.
  14. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Мозырь, 2011. – С. 305-308.
  15. Кондаков, А.М. Формирование установок толерантного сознания / А.М. Кондаков // Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. — Москва: ИТАР-ТАСС, 1999. —с. 95—97.
  16. Кристалл, Г. Аффективная толерантность / Г. Кристалл  // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. —№ 3.
  17. Крутецкий, В.А. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. / В.А. Крутецкий, Е.Т. Балбасова — Москва: Прометей, 1991. —112 с.
  18. Крутова, K.B. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. / K.B. Крутова // Дисс. канд. пед. наук. — Волгоград, 2002.
  19. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Н.В. Кузьмина, Ленинград: изд-во ун-та, 1970. — 114 с.
  20. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина// Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ.; под ред. В.И. Селивестрова. – М., 2003. – Гл. 1– С. 6-20
  21. Наумчик, В.Н. Проблема «трудных» детей /В.Н. Наумчик// Социальная педагогика: учеб. пособ.; под ред. В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск, 2005. – Гл. 2– С. 37-42
  22. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность и её влияние на личность и коллектив / В.Н. Наумчик, Я.Д. Григорович, Н.В. Самерсова; под ред. В.Н. Наумчика // Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: учеб. пособ.; под общ. ред. В.Н. Наумчика. – Минск, 2004. – Гл. 2– С. 117-122
  23. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Ю.П. Поваренков // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И. Страхова. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. — Вып. 21. —256 с.
  24. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук— Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. — 192 с.
  25. Смирнова, И.А. Наш особенный ребенок/ И.А. Смирнова // Книга для родителей ребенка с ДЦП: под ред. М.О. Вайполина. – СПб., 2006. – 176 с.
  26. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – Москва, 2000.
  27. Уолцер, М. О терпимости. / М. Уолцер – Москва, 2000.
  28. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – Москва, 1998.
  29. Шалин, В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). / В.В. Шалин. — Краснодар: Периодика Кубани, 2000. —256 с.
  30. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе /Л.М. Шипицына // Социализация детей с нарушением интеллекта: учеб. пособ.; под ред. И. Авидон. – СПб., 2005. – Гл. 6 – С. 187-215