Part 4. Development of speech.

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 27.03.2024  Мероприятие «Весенние чудеса»

подробнее...

 

 26.03.2024  Познавательная программа "Соловушка"

подробнее...

 

 26.03.2024  Театральная сказка «Тридевятое государство»

подробнее...

 

 25.03.2024  Мероприятие «К нам пришла весна»

подробнее...

 

 21.03.2024  Флешмоб «В каждом ребенке – солнце!»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

  1. Развитие речи

Теория

Что такое развитие речи?

Дети учатся слушать и понимать то, что им говорят, воспроизводить звуки, а затем – произносить слова и использовать их в разных речевых комбинациях. Однако понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если человек не понимает языка жестов и мимики, не может использовать информацию, получаемую при зрительном контакте.

Хронологическое развитие

Новорожденный

Новорожденный не может существовать самостоятельно и нуждается в средствах коммуникации, чтобы сообщать о своих потребностях. Младенец кричит, чтобы сообщить, что хочет есть, испытывает неудобство или нуждается в общении. Новорожденный не ищет зрительного контакта, но и не избегает его. На самом деле ребенка больше всего интересуют лица окружающих его людей. Многие дети уже в очень раннем возрасте начинают копировать мимику взрослых, например высовывать язык.

Зрительный контакт

Ребенок учится поддерживать зрительный контакт с теми, кто о нем заботится; общаясь таким образом, он больше узнает о самом себе и познает окружающий мир. Установление зрительного контакта очень важно для полноценного развития речевых навыков. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо.

Улыбка и вокализация

Младенец учится улыбаться. Это его первый способ общения, не считая плача, и скоро ребенок замечает, что его улыбка вызывает у окружающих теплый отклик.

По мере развития способности управлять мышцами губ, языка и гортани ребенок начинает издавать звуки, отличные от обычного плача. Он гулит, воркует, «агукает», пускает пузыри. Эти звуки, предшествующие развитию речи, называются вокализацией.

Соблюдение очередности

Примерно в это же время ребенок начинает соблюдать очередность в «диалоге» со взрослым. Обычно это происходит почти незаметно. Во время кормления или игры с младенцем мать интуитивно начинает «разговаривать» с младенцем: копирует издаваемые им звуки, воспроизводит его гримасы. Ребенок отвечает гулением, воркованием и собственными попытками скопировать выражение ее лица. При этом он учится, «сказав» что-то, ждать ответа, затем снова «говорить» и снова ждать. Так закладывается основа способности к диалогу: понятие о соблюдении очередности и умение узнавать по лицу собеседника, когда можно говорить, а когда лучше помолчать. Этот навык очень важен, но родители, не осознавая его как самостоятельный навык, обычно не замечают его развития.

Лепет

Ребенок продолжает осваивать новые звуки по мере того, как учится пользоваться речевым аппаратом (ртом, гортанью). Прогресс в освоении звуков бывает связан с переходом на твердую пищу и умением ее пережевывать.

В определенный момент ребенок начинает особым образом «разговаривать» сам с собой, мелодично копируя звучание и интонацию речи взрослых. Такое интонирование называют детским лепетом. В нем можно расслышать различные сочетания звуков, иногда они напоминают слова, но в целом пока что непонятны для окружающих и не имеют осмысленного значения.

Звуки, которые издает ребенок, отчасти зависят от его позы. Лежа на спине, ребенок может издавать только гласные звуки, артикулируемые задней стенкой гортани («А-а-а-а!»); но, когда ребенок сидит, он уже способен произносить сочетания гласных и согласных звуков («баба», «дада», «мама»), называемые лепетом. Лепечущий ребенок обычно по много раз повторяет один и тот же слог: «Да-да-да-да!»

Подражание

Умение подражать другим жизненно необходимо для всякого обучения, в особенности для развития речевых навыков. Дело в том, что, подражая взрослым, ребенок учится произносить слова, затем словосочетания и, наконец, составлять целые предложения. В то же время он учится копировать жесты взрослых (например, машет рукой или хлопает в ладоши) и различные звуки, особенно издаваемые животными («му-у», «бе-е» и т.п.).

Понимание речи

Ребенок не сразу понимает, что изображение машины символизирует реальную машину. Чтобы сообразить, что вот это пятно на бумаге и вон тот рычащий четырехколесный зверь на дороге в каком-то смысле одно и то же, требуется развитие логического мышления. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что «звуки», т.е. слова, тоже отражают и представляют реальные предметы. Для человека, который не понимает нашего языка, слово «собака» – просто набор звуков; но для нас в этом слове заключен образ лохматого четвероногого животного, виляющего хвостом.

Когда ребенок слышит, как в определенных ситуациях снова и снова повторяются одни и те же слова, он ассоциирует их с определенными предметами и понимает, что слова имеют значение. Всякий раз, когда в поле зрения появляется собака, его папа произносит: «Собака», и в сознании ребенка слово связывается с этим животным.

Итак, первые слова, которые начинают понимать дети, – слова с конкретным значением, которые ребенок слышит изо дня в день, названия хорошо знакомых предметов и имена членов семьи. Первым ребенок начинает узнавать собственное имя и слова, которые слышит чаще всего: «мама», «папа», «нет», имена братьев и сестер и т.п. Давно замечено, что эта закономерность действует у всех народов и во всех культурах.

Свое понимание речи ребенок демонстрирует, отвечая на простые вопросы, например, на вопрос: «Где кошка?» показывает на кошку пальцем, рукой или глазами. Кроме того, он начинает исполнять простые указания, например: «Иди сюда» или «Дай чашку».

К тому моменту, когда ребенок готов заговорить, он понимает значение довольно большого числа слов.

Довербальная коммуникация

Не умея говорить, ребенок вынужден сообщать о своих нуждах другими способами. Вначале он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, затем рукой, позднее учится показывать указательным пальцем.

Кроме того, ребенок использует для коммуникации естественные жесты, например машет на прощание или тянет вверх ручки, когда хочет, чтобы его взяли из кроватки.

Первые слова

Часто первым словом ребенка становится какое-либо звукоподражательное междометие, например «му-у», «гав», «чу-чу».

Первые слова ребенка зачастую непонятны никому, кроме родителей, которые по контексту догадываются, что «пепе» значит «печенье», а «ато» – автобус (для этой стадии развития речи характерно, что ребенок воспроизводит только начало слова).

Первыми словами обычно становятся названия хорошо знакомых предметов, домашних животных, а также слова, обозначающие членов семьи. Во вторую очередь ребенок выучивает названия еды и одежды. Часто ребенок первым начинает называть того члена семьи, которого видит реже, например, если с ребенком сидит мама, а папа весь день на работе, очень возможно, что первое слово ребенка будет «папа», а не «мама». Это связано с тем, что, разговаривая с ребенком, мать редко говорит в третьем лице о себе и гораздо чаще о папе: «Папа на работе», «Папа пришел» и т.п.

Ребенок еще не умеет строить фразы и использует одно слово как замену целого предложения. Например, «папа» может означать: «Папа ушел», «Папа здесь» и «Хочу к папе». Понять смысл таких слов-предложений можно только из контекста.

Часто ребенок употребляет свои первые слова в сильно расширенном значении: все мужчины оказываются у него «папами», все средства передвижения – «машинами», а все животные – «кошками».

Фразы из двух слов

Со временем ребенок не только расширяет свой словарный запас, но и начинает использовать одни слова в сочетании с другими, составляя более сложные высказывания: «Еще сока», «Папа шел» (ушел). Двухсловные фразы тоже не всегда понятны без контекста.

Интересы ребенка ограничиваются настоящим (понятие о прошлом и будущем формируется позже). Его занимают вещи, люди, особенно – близкие, события повседневной жизни, еда, одежда, животные и средства передвижения. Этим предметам обычно и посвящены высказывания ребенка.

Чаще всего в высказываниях ребенка сочетается существительное и глагол: «Дядя идет», «Собачка кушает», «Мальчик бежит». Также встречаются сочетания существительного и прилагательного: «Большая машина», «Красный автобус».

Фразы из трех слов

К комбинации существительного и глагола добавляется еще одно существительное – получается фраза из трех слов: «Девочка пьет молоко», «Дядя ведет машину».

Дальнейшее развитие

После того, как ребенок освоил сочетания из трех слов, он приступает к совершенствованию грамматической структуры речи. Происходит это в следующей последовательности:

– Ребенок задает вопросы к подлежащему («кто?» «что?») и употребляет местоимения группы «я», «ты».

– В речи появляется больше местоимений («его», «ее»), а также множественное число («лошадки», «машинки») и предлоги («в», «на», «под»). Ребенок может поддерживать простой диалог, употреблять прошедшее и настоящее время. Задает вопрос «где?»

– Ребенок задает вопросы «почему?», «когда?» и «как?»

К началу школьного возраста речь ребенка обычно приобретает фонетическую и грамматическую правильность.

Параллельное развитие

Использование языка

Дети начинают использовать язык, чтобы прокомментировать окружающее («Смотри, машина!») или сообщить о своих потребностях и желаниях («Печенье!»). Со временем они начинают говорить распространенными предложениями (используя все больше слов), а затем переходят к такой гибкой и сложной речевой форме, как вопрос («Где папа?»). Теперь дети могут получить информацию («Почему идет дождь?»), привлечь к себе внимание («Как это делается?») и договориться с окружающими («Я возьму этот шнурок, а ты возьми тот»).

Произношение

Со временем ребенок учится правильно произносить самые «трудные» звуки и различать их на слух. Однако к началу школьного возраста ребенок еще может не выговаривать и путать на слух некоторые звуки, например «р» и «л».

Концентрация внимания

Вместе с развитием языка развивается и способность к концентрации внимания. В раннем детстве ребенок легко отвлекается: он может увлеченно играть в железную дорогу, но достаточно поставить рядом симпатичную машинку, чтобы он бросил предыдущую игру и перешел к следующей.

Позднее ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться на одном занятии и отсекать все отвлекающие факторы. В этот период он не терпит никакого вмешательства, поскольку еще не умеет делать два дела сразу.

Постепенно ребенок учится воспринимать простую информацию, советы и т.п., не отвлекаясь от своего дела. Он способен выполнять свою задачу, одновременно следуя простым и непосредственно относящимся к делу указаниям. Эта способность развивается, и постепенно ребенок становится способен воспринимать все более сложные указания (см. сноску на с. 57).

Игры и занятия

Общие рекомендации

Для начала – общие рекомендации, которые помогут ребенку лучше вас понимать:

– Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используйте сложных конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать ножом по столу» скажите просто: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубик в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда».

– Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

– Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

– Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, поэтому при разговоре с маленькими детьми взрослые часто непроизвольно меняют тембр и говорят тоненьким голосом. Продолжайте пользоваться этим приемом, даже если ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста.

– Разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно.

– Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и интонация выражали то же, что и слова. Общение включает в себя не только понимание устной речи: из интонации и языка тела собеседник получает информацию, важную для понимания сообщения в целом. Маленький ребенок не может понять смешанное сообщение, поэтому, если вы говорите «нет» с широкой улыбкой на лице, он просто теряется и не знает, что думать. (Позднее ребенок научится понимать и неоднозначные сообщения.)

– Во время разговора с ребенком используйте естественные жесты, это облегчит ему понимание.

– Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

– Не спешите поправлять ребенка, когда он неверно произносит слова. Постоянные замечания могут внушить ему робость и страх перед речью. Просто говорите: «Да» и повторяйте то, что пытается сказать ребенок. Например, если он говорит: «Пепе», отвечайте: «Да, печенье».

– Пойте для ребенка. И дети, и взрослые обладают врожденной музыкальностью, и это стоит использовать. Некоторые дети плохо воспринимают обычную речь, но гораздо лучше реагируют на инструкцию или информацию, если ее пропеть.

– Логопеды считают, что употребление слов «спасибо» и «пожалуйста» не относится к речевым навыкам первой необходимости. Им следует учить ребенка лишь тогда, когда он уже говорит уверенно, и его словарь достаточно велик. Иначе может возникнуть совершенно бессмысленная ситуация, когда ребенку что-то нужно, но он не способен сказать ничего, кроме «Пожалуйста». Прежде всего необходимо научить его таким словам, как «кушать», «пить», «пи-пи» и т.п.

– Если у вашего ребенка нарушение слуха и иных проблем нет, необходимо определить, какой подход к его коммуникативному развитию является оптимальным. По этому поводу посоветуйтесь с логопедом или специалистом по нарушениям слуха у детей.

Хронологическое развитие

Зрительный контакт

Если ваш ребенок не поддерживает зрительного контакта, над этим надо работать. Даже если в остальном он хорошо развивается, следует учитывать, что зрительный контакт жизненно важен для развития навыков речи.

Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него, чтобы он смотрел прямо на вас. Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложитесь на пол. Не вынуждайте ребенка задирать голову или оглядываться, чтобы посмотреть на вас. И никогда не заставляйте смотреть на вас силой, даже если продвижение идет очень туго.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт. Установив контакт, немедленно вознаграждайте ребенка новой игрушкой или интересной игрой.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу. Вы можете, например:

– Широко и часто улыбаться.

– Строить рожицы – морщить нос, поднимать брови.

– Издавать забавные звуки.

– Надевать экстравагантные шляпы, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос.

– Надевать маски.

– Раскрашивать лицо.

Вы можете привлечь внимание ребенка, если легонько подуете ему в щеку. Или даже если просто будете сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем самая кипучая активность.

Возьмите предмет, который заинтересовал ребенка, и поднесите его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех с тем же или другим предметом.

Еще одна игра: попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит зрительный контакт, и затем показать игрушку. Используйте любимые игрушки ребенка, ложку (во время еды) или игрушку-пищалку. В последнем случае звук вызывает дополнительный интерес ребенка.

Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку. Используйте следующие вещи:

– шарфы (обычные или из полупрозрачного шифона);

– кухонные полотенца;

– банные полотенца;

– простыни, когда перестилаете постель;

– белье, сохнущее на веревке;

– шторы;

– мебель и двери;

– одежду, когда одеваете и раздеваете ребенка;

– нагрудник или фартук, когда его надевают или снимают с ребенка;

– свои руки – закрывайте ими лицо ребенка или свое собственное;

– руки ребенка – закрывайте ими лицо ребенка или свое собственное.

Во время игры, когда ребенок прячется за шарфом, напевайте что-нибудь вроде:

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду тебя искать!

Где ты прячешься? Тук-тук,

Отворяй скорей на стук!

Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел прямо на вас, и пойте ему. Например:

Ехали мы ехали,

Далеко заехали.

На дороге ямка,

Саша в ямку – бух!

Подбрасывайте ребенка на коленях вверх-вниз, затем «уроните в ямку». Используйте многочисленные вариации на эту тему:

Поехали, поехали

За грибами, за орехами

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку

И в ямку – бух!

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке

На одной ножке

В старом лапоточке

По рытвинам по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку – бух!

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила!

Я рыжая лисица.

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку – бух!

Тюшка-тутушка.

Прыгала лягушка

На крутую горку,

Где живет Егорка.

Бух! – покатилась!

С горки свалилась!

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот–

Задом наперед!

Ребенок лежит на спине, колени согнуты. Возьмите его за щиколотки и покрутите ногами вперед-назад, имитируя езду на велосипеде.

Если ребенок предпочитает играть один, сядьте рядом и повторяйте его действия с такими же или похожими игрушками. Можете разговаривать с ним, но не бойтесь и помолчать.

Ожидание

В качестве подготовки к играм на соблюдение очередности попробуйте начать развивать у ребенка навыки концентрации внимания. Предлагайте ребенку занятия, в которых от него требуется не немедленный ответ, а ожидание – хотя бы в течение двух-трех секунд. Например:

– Играйте с ним в игры, в которых мячик или машинка катится по трубе («тоннелю»), исчезает из виду и спустя несколько секунд появляется снова.

– Пускайте мыльные пузыри не спеша, чтобы ребенку приходилось несколько секунд ждать появления каждого следующего пузыря.

Соблюдение очередности

Помните, что для ответа ребенку с особыми нуждами требуется больше времени, чем вы думаете. Если вам кажется, что прошло достаточно времени, а ребенок не отвечает, сосчитайте до десяти – дайте ему еще подумать.

– Посадите ребенка напротив себя или к себе на колени. Если он станет произносить какие-либо звуки или состроит рожицу, скопируйте их в подчеркнутой, преувеличенной, манере и подождите его ответа. Для попыток коммуникации с ребенком хорошо подходит также время еды или несколько минут перед сном.

– Толкните мячик или машинку по направлению к ребенку и подождите, пока он толкнет игрушку обратно. Если вы играете в эту игру, сидя за столом напротив друг друга, это хороший повод установить зрительный контакт.

– Многие игры можно превратить в тренировку на соблюдение очередности: например по очереди класть кубики в коробку, складывать пазл, рисовать и т.п. Выберите для этого игру, которая особенно нравится ребенку.

– Кормите с ребенком по очереди животных – реальных или игрушечных.

Понимание значения речи

Ребенку необходимо осознать, что звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение. Следующие игры помогут ребенку понять, что слова указывают на что-то интересное.

Игры с элементами прогнозирования

Стихи и песенки, слова которых сопровождаются соответствующими действиями:

В БАССЕЙНЕ

Бассейн – подходящее место для следующих игр:

– «Шалтай-Болтай» (посадите ребенка на бортик бассейна и помогите ему в нужный момент спрыгнуть в воду).

– «Баба сеяла горох» (держа ребенка за руки, побуждайте его приседать и подпрыгивать в воде).

– Побуждайте ребенка по команде делать в воде различные движения, пускать пузыри, подпрыгивать и т.п.

Вы можете сами придумывать самые разнообразные игры, в которых определенные слова («вверх-вниз», «скок-поскок» и т.п.) соответствуют определенным действиям.

«ЩЕКОТАЛКИ»

Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест, молока не пьет,

Того забодает-забодает-забодает!

Убыстряя темп, «шагать» пальцами вниз по ноге, на последних строчках пощекотать ребенку пятки:

Паучок шел по стене,

Вез подарки на спине:

Всем девчонкам по лапчонкам,

Всем мальчишкам по лаптишкам!

«Ехали мы, ехали...» (игры на коленях у взрослого)

Ехали мы, ехали,

Далеко заехали.

На дороге ямка,

Саша в ямку – бух!

Ехал пан, ехал пан!

Ехал шагом, шагом, шагом!

Ехал пан, ехал пан!

Ехал рысью, рысью, рысью!

Ехал пан, ехал пан!

Ехал махом, махом, махом!

Да свалился – покатился!..

медленно, плавно

покачивая на колене: Вот так скачут казаки, казаки, казаки,

убыстряя темп: Вот так скачут егеря, егеря, егеря,

мелкой трусцой: Вот так едут мужики, мужики, мужики

С кочки на кочку и в ямку – бух!

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне,

И вся королевская конница

Вся королевская рать

Не могут Шалтая, не могут Болтая,

Шалтая-Болтая, Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая – собрать!

Втаскивать малыша на колени, потом скидывать:

Пришел медведь к броду,

Влез на колоду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис!

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду...

Бултых в воду!

Посадить ребенка на подушку, ритмично подбрасывать, потом скинуть на кровать:

Тушки-тутушки, сели на подушке,

Пришли подружки, столкнули с подушки.

Подниму дочушку на круту горушку.

Бух! Покатились, с горки свалились.

Баба сеяла горох.

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок.

Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела —

Опять пошла!

Раз подскок!

Два подскок!

Высоко потолок!

Я скачу, я лечу,

Стать большим я хочу.

«На старт, внимание, марш!»

Сопровождайте игру словами: «На старт, внимание, марш!» так, чтобы ребенок понял: вслед за словом «марш» обязательно происходит что-то интересное. Например, при слове «марш» бросайте мячик, катите машинку, толкайте вперед коляску с ребенком или обрушивайте башню из кубиков. Делайте все, что угодно, лишь бы ребенку это нравилось. Растягивайте паузу между «внимание» и «марш», чтобы увеличить сосредоточенность ребенка и усилить радостное предвкушение события. Затем поощряйте ребенка по команде «Марш!» выполнять задание, например бросать мячик или толкать машинку самому.

Пойте ребенку

Выберите мелодию, которая вам нравится, и пойте ребенку, подставляя вместо текста песни подходящие к случаю слова. Например: «Мы едем, едем, едем / На кухню кушать суп...» Постепенно это войдет в привычку и при случае поможет разрядить ситуацию. Дети обожают «живые концерты», а разницу между вами и Паваротти ребенок еще долго не заметит. Так что пойте, как можете, и не стесняйтесь, даже если у вас нет ни голоса, ни слуха.

Харриет очень расстраивается, когда просит добавки и не получает. Слова «Хватит» и «Больше нельзя» на нее не действует. Но я обнаружила, что если эти же слова пропеть, обе мы успокаиваемся и начинаем улыбаться друг другу.

Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией и жестами. Например, вместо простого «нет» говорите, картинно мотая головой: «Не-е-е-ет!»

Подражание

Дети учатся подражать вам, когда видят, как вы подражаете им.

Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, вы должны показать ему, как это делается, – воспроизводить те звуки, которые произносит он. Постепенно он начнет в ответ копировать вас. Когда ребенок гулит или воркует, «отвечайте» ему теми же звуками.

Иногда вы можете начинать «разговор» первыми и смотреть, ответит ли вам ребенок. Для этого лучше всего подходят прогулки, поездки на машине и время купания, когда вокруг ребенка мало отвлекающих факторов и ему легче сосредоточиться.

Используйте естественные жесты: например машите рукой на прощание, прикладывайте палец к губам, требуя тишины, прикладывайте руку к уху, когда хотите что-то услышать, зажимайте нос пальцами при виде испачканного подгузника.

Другие игры, развивающие стремление к подражанию, вы найдете выше, в гл. 3.

Стимуляция звуков

Разные дети наиболее «разговорчивы» в различной обстановке. Некоторые любят «поговорить» за едой или сразу после еды, размяв соответствующие мышцы, другие предпочитают издавать звуки во время прогулки в коляске или поездки в машине, где их ничто не отвлекает. Следуйте желаниям ребенка. Поскольку речь невозможна без развития мышц рта и гортани, играйте с ребенком в игры, тренирующие эти мышцы, – пусть даже многие из этих игр, как кажется, не имеют никакого отношения к речи.

– Щекочите ребенка – пусть посмеется! Для младенца смех – следующий после плача и улыбки способ общения.

– Издавайте забавные звуки, стройте смешные рожицы и побуждайте ребенка вам подражать. Если ребенок начинает подражать вам, громко хвалите и щедро вознаграждайте его.

– Попробуйте повторить то же самое перед зеркалом, чтобы ребенок видел одновременно и ваше, и свое лицо.

– Играйте в игры, в которых требуется дуть. Выдувайте пузыри в воду через соломинку, передвигайте обрывки бумаги и т. д., дуя на них. Свистите в свисток, играйте на губной гармошке, трубите во всевозможные рожки, дудки и т.д. Дуйте на обрывки бумаги, кусочки тканей, легкие газовые шарфы, мыльные пузыри, перья, игрушки-мобили и смотрите, что произойдет. Задувайте свечи на пироге во время дней рождения. Булькайте под водой в ванне или бассейне. Дуйте на одуванчики.

– Научите ребенка пить через соломинку.

– Поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, леденцы и т. д.), слизывать крошки с губ. Научите приклеивать стикеры и марки и заклеивать конверты, облизывая их языком.

– Кормите ребенка твердой пищей, которую нужно жевать, – это хорошая тренировка для мышц нижней челюсти, а также упражнение, помогающее осваивать новые звуки. Поощряйте ребенка переходить с полужидкого, кашеобразного питания на твердое. Если у ребенка возникают проблемы с приемом твердой пищи, обратитесь за советом к логопеду.

– Во время игры или чтения произносите побольше звукоподражательных слов: «му-у-у», «мяу», «гав-гав», «тик-так», «хлоп-хлоп» и т.д. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.

– Играя в игру, которая нравится ребенку, время от времени останавливайтесь и ждите, когда он звуками попросит вас продолжать. Тогда скажите: «Еще раз» или: «И снова» и продолжайте игру. Найдите для этого занятие, которое действительно увлекает ребенка, будь то щекотка, физическая игра или пение.

– Пойте ребенку такие песенки:

Вот тихо-тихо мышка идет,

А кот лежит на кровати,

И если мышка не пискнет сейчас...

(Ребенок: «Пи!»)

Сразу схватит!

– Гуси-гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

В гости нас звала принцесса

Кушать пудинг сладкий.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго – Гав-гав!

Два котенка – Мяу-мяу!

Два утенка – Кря-кря!

Две лягушки – Ква-ква!

Два цыпленка – Пи-пи-пи!

Два теленка – Му! Му!

Две овечки – Бее! Бее!

Два козленка – Мее! Мее!

– Напевайте без слов что-нибудь мелодичное, вроде колыбельной.

У Наташи с рождения язык высовывается изо рта. К трем годам она не могла произнести ничего, кроме «Э-э-э!» – с открытым ртом и высунутым языком. Чего мы только не перепробовали, чтобы научить ее сжимать губы: массировали ей рот, нажимали под подбородком, пытаясь вызвать глотательный рефлекс, говорили, чтобы она закрыла рот, смазывали губы всевозможными лакомствами... Однажды я лежала на кровати, положив Наташу к себе на живот. На заднем плане играла какая-то негромкая музыка. Я начала подпевать, «мыча» себе под нос и вдруг услышала, что то же самое делает Наташа! Теперь, шесть месяцев спустя, она уже говорит «мама» и «баба».

– Купите или возьмите где-нибудь на время игрушки, включающиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивацию для упражнений в речевом мастерстве.

Ранние навыки общения

Понятие «язык» включает в себя не только речь, но и другие средства общения. Все мы надеемся, что рано или поздно ребенок заговорит; однако, пока он не заговорил, приходится искать другие способы коммуникации. Это даст ребенку возможность развивать умения и навыки, а также поможет снять напряжение в ситуации, когда ребенок не может сообщить о своих потребностях и желаниях, а родители не могут его понять. Кроме того, развитие предречевых способов коммуникации повышает вероятность развития речи. Если ребенок не говорит, поощряйте его общаться с вами другими способами. Увидев выгоды общения, он сам захочет поскорее научиться говорить.

– Встречайте любые попытки общения ободрением, похвалой, щедро вознаграждайте ребенка. Если вам кажется, что он пытается установить с вами контакт (например, когда издает звуки или указывает глазами на какой-то предмет, см. с. 94), решайте все сомнения в пользу ребенка и не стесняйтесь лишний раз похвалить его за сообразительность.

– Если ребенок пытается что-то вам сообщить, немедленно реагируйте. Дайте понять, что заметили его усилия и что вам интересно с ним общаться. Например, если ребенок указывает глазами на книгу, сразу дайте ему книгу. Если издает нечленораздельные звуки при виде кошки, скажите: «Да, это кошка». Если что-то просит, необязательно каждый раз выполнять просьбу, однако непременно нужно показать, что вы понимаете ребенка и цените его попытки общаться. В противном случае общение потеряет для него привлекательность.

Третьим Эмма выучила знак «печенье». Мы были в восторге и, разумеется, всякий раз вознаграждали ее печеньем, чтобы она поняла, какое выгодное занятие общение. Однако после пяти печений (даже разломанных на мелкие кусочки) пришлось начать говорить «Нет»!

– «Переводите» сообщение ребенка на язык слов. Например, если ребенок указывает глазами на питье или приносит вам чашку, отвечайте: «Джейн хочет пить? Сейчас дадим пить».

– Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь просьб. Дайте ему возможность осознать, что он голоден или намочил подгузник, и заявить об этом. Если вы предвосхищаете все желания, у ребенка не будет стимула о них сообщать.

Ниже мы опишем несколько способов общения, которые употребляются неговорящими детьми.

Плач

Младенец выражает свои потребности и желания плачем. Скоро родители начинают по характеру плача определять, что нужно ребенку: кушать, сменить подгузник, спать, или просто хочется, чтобы мама его приласкала. Поскольку этот метод эффективен, дети с проблемами общения могут использовать его и выйдя из младенческого возраста.

Смех

Смехом ребенок сообщает, что ему хорошо и весело. Это тоже эффективный способ коммуникации, поскольку родители, естественно, стараются повторять действия, встречающие у ребенка такой хороший прием.

Признаки предвкушения

Еще одна ранняя форма общения – движения, выражающие предвкушение чего-то приятного. Например, услышав первые слова песенки: «Щекотики-щекотики...», ребенок начинает радостно вертеться, потому что понимает: сейчас начнется что-то интересное!

Указывание глазами

Часто дети, чтобы выразить свое желание или ответить на вопрос, просто указывают глазами на предмет. К этому виду коммуникации родители должны быть очень внимательны: его не так легко заметить и отличить от обычных движений глаз. Если вы просите ребенка показать на картинке собаку, он может указать на нее не пальцем или рукой, а глазами. Это означает, что он понимает вас и отвечает вам. Аналогично ребенок может указывать глазами на предметы, которые хочет получить. Если ребенок смотрит книгу, сидя у вас на коленях, вам трудно проследить за его взглядом, поэтому во время чтения или игры лучше сажать ребенка напротив себя.

Указывание рукой и пальцем

Чтобы ответить на вопрос или объяснить, что им нужно, дети часто указывают на предмет пальцем или всей рукой. Таким же образом неговорящие дети задают вопросы об окружающем мире. Чтобы поощрить развитие этого навыка, используйте следующие приемы:

– Поместите лакомство или игрушку вне пределов досягаемости ребенка и поощряйте его тянуться, указывать или другим способом дать понять, что ему нужно.

– Пойте «Ладушки-ладушки» и т.п. с соответствующими жестами (см. выше, гл. 3).

– «Дразните» ребенка игрушкой: протягивайте и тут же отодвигайте, чтобы ребенок тянулся за ней.

– Возьмите руку ребенка в свою и указывайте на картинки в книжках.

– Нарисуйте или сфотографируйте то, что нравится ребенку (любимые блюда, игрушки), и просите ребенка показать, что он хочет.

Лайаму не дается речь, но мы обнаружили, что он может высказать просьбу с помощью картинок. Я сфотографировала множество знакомых предметов, прежде всего игрушек и других вещей, которые ему особенно нравились, заламинировала их и прикрепила липкой лентой к доске, которую мы повесили на кухонной двери. Теперь, чтобы о чем-то попросить, он приносит нам картинку. Единственная проблема: всякий раз, проходя мимо кухонной двери, он выбирает фотографию с пачкой печенья! Но мы научились с этим справляться: после двух или трех печений просто снимаем эту фотографию с доски. Эти картинки очень помогли и Лайаму, и нам.

Другие идеи вы можете найти далее, в гл. 5.

Прямой подход

Если ребенок не может сообщить о своих нуждах вербально, часто он просто приносит взрослому тот или иной предмет, чтобы сообщить, что от него требуется. Например, если ребенок приносит книжку, это значит «Почитай мне», если пустую чашку, это значит «Я хочу пить».

Другой способ – взять взрослого за руку и подвести к нужному предмету или положить его руку на нужный предмет. Это очень эффективный способ коммуникации, если ребенку не хватает умения сказать: «Пожалуйста, достань мне игрушку вон из того шкафа».

Жесты

При общении дети используют естественные жесты: например поднимают руки, когда хотят, чтобы их взяли на руки. Вы также можете помогать себе естественными жестами при разговоре с ребенком.

Знаковые системы

Знаковые системы представляют собой естественное развитие языка жестов. Детей с проблемами общения часто обучают «Мака-тону» и «Сигналонгу» – системам, в которых произносимое слово сопровождается знаком. Знаки «Макатона» и «Сигналонга» взяты из Британского языка глухонемых и модифицированы с целью большей простоты и выразительности: в этих системах используются широкие, размашистые движения рук, доступные и детям с нарушениями тонкой моторики. Ребенок воспринимает речь мультисенсорным путем: одновременно слышит слово и видит соответствующий знак.

Многие родители опасаются, что, освоив язык знаков, ребенок никогда не заговорит. Однако это не так. Все свидетельствует о том, что использование знаков способствует развитию речи. Хотя доказать успешность или неуспешность знаковых систем невозможно, исследования показывают, что дети используют знаки лишь по мере необходимости и оставляют их, как только начинают говорить. Некоторые пользуются «Макатоном» совсем недолго, другим для развития речи требуется больше времени, и общение знаками чрезвычайно помогает и им, и их родителям в повседневной жизни, для кого-то такая система оказывается недейственной.

Как «Макатон», так и «Сигналонг» воспроизводят лишь ключевые слова в высказываниях. Например, чтобы спросить ребенка: «Хочешь ли ты пить?», достаточно сделать знак, означающий «пить».

Для нас «Макатон» стал спасителем. В два года Кристофер выучил свои первые знаки – «пить» и «птичка». В два с половиной – еще два знака: «печенье» и «еще», а в три года его словарь уже заметно расширился. «Макатон» был нужен Кристоферу не для того, чтобы понимать взрослых, а для того, чтобы изъясняться самому. Однако в четыре года он начал издавать первые осмысленные звуки. До овладения «Макатоном» Кристофер не мог объяснить нам, чего хочет, и часто сердился и досадовал из-за этого; использование «Макатона» помогло нам до какой-то степени снять напряжение. Николас, младший брат Кристофера, начал пользоваться знаками, когда ему был год. Должна признаться, поначалу я испугалась, но по мере развития словесной речи Николас отказывается от знаков, а способность разговаривать и словами, и знаками делает его необычайно общительным.

«Макатон» и «Сигналонг» несколько отличаются друг от друга, но основные идеи у них схожие. «Макатон» используется более широко, но в разных местностях его варианты несколько различаются. Если вы хотите использовать «Макатон», узнайте, какой вариант используется в вашей местности, чтобы ваш знаковый язык соответствовал тому, который будет использоваться логопедом или учителями в школе.

Как разговаривать с ребенком знаками

Если вы хотите общаться с ребенком при помощи знаковой системы, вам необходимо пройти курс обучения «Макатону» или «Сигналонгу». Однако, если вы хотите начать немедленно, можете просто попросить кого-нибудь показать вам несколько знаков.

– Выберите три-четыре слова, наиболее важных для ребенка. Это должны быть слова, необходимые ребенку в повседневной жизни, например «кушать», «пить», «еще», «собака». Нет смысла учить ребенка таким словам, как «сигарета», «работа» или «начальник». Выучите знаки, обозначающие нужные слова, и не стесняйтесь использовать их при любой возможности.

– Всякий раз, когда используете в разговоре одно из этих слов, делайте соответствующий знак. Попросите всех, кто общается с ребенком – родных, друзей, воспитателей в детском саду, – делать то же самое.

– Знаки – не замена словесной речи. Делая знак, всегда одновременно произносите соответствующее слово.

– Прежде чем делать знаки, убедитесь, что ребенок смотрит на вас, иначе вы зря потеряете время.

Когда ребенок начнет понимать и использовать первые знаки, вы можете ввести три-четыре новых. Выбирайте слова, наиболее важные и необходимые для ребенка.

Понимание значения слов

Когда ребенок никак не может заговорить, родители часто заставляют его копировать звуки и называть различные предметы. Однако гораздо более важно научить ребенка понимать значения слов, ибо понимание – ключ к речи.

– В повседневной жизни сведите свою речь к очень простым словам, как описано выше, в разделе «Общие рекомендации». Не поддавайтесь соблазну заполнить паузы в разговоре пустой болтовней. Снова и снова повторяйте одно и то же. Для вас это может быть очень утомительно, но ребенок, снова и снова слыша одно и то же слово в связи с одним и тем же предметом, действием или понятием, начинает понимать, что между ними существует связь.

– Говорите только о том, что происходит здесь и сейчас. У маленького ребенка не развиты представления о прошлом и будущем. Не рассуждайте об абстрактных понятиях, не витайте в облаках: говорите только о тех предметах и делах, которые значимы для ребенка в настоящий момент.

– Помните, что называние предметов само по себе ребенка не привлекает: он ведь понимает, что взрослые и так знают их названия. Если вы хотите, чтобы ребенок называл предметы, поставьте эту просьбу в естественный контекст: например, дайте ребенку коробку с несколькими предметами, отвернитесь и попросите, чтобы он доставал предметы из коробки один за другим и говорил вам, что это.

– Если ребенок выражает свои желания невербально, например знаками или указыванием, «переводите» его сообщения на язык слов: «Ты хочешь молока», «Это молоко», «Хочешь посмотреть видео».

– Во время игры или повседневных процедур (купание, смена подгузников) и т. п. объясняйте вслух, что вы делаете. Говорите коротко, очень простым языком; но «сюсюкать» и коверкать язык не следует.

– Сделайте альбом с фотографиями любимых игрушек и знакомых предметов: кукол, мишек, детского стульчика, ванны, домашнего животного, членов семьи и т.п. Расположите на каждой странице не более двух-трех фотографий. Просматривайте альбом вместе с ребенком и просите его показать вам одну фотографию из двух или трех.

– Сделайте самодельную «книжку в картинках», вырезав из книг, журналов или цветных каталогов изображения предметов, привлекающих ребенка. Выбирайте то, что его особенно занимает: животных, средства передвижения и т.п. Иллюстрированные детские книги, которые можно найти в магазинах, часто бывают полны картинок, для ребенка неинтересных.

– Рассматривайте вместе с ребенком книжки с картинками. Поначалу иллюстрации должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Особенно хорошо подходят фотографии (например, как в серии «Что это такое?», издаваемой «Кемпбелл Букс»). Указывайте на каждую картинку, называйте то, что на ней изображено, а затем просите ребенка выбрать эту картинку из двух или трех. (Если на странице слишком много картинок, прикройте лишние ладонью.) Начинайте всегда с любимой картинки ребенка, а затем двигайтесь дальше, чтобы закрепить успех.

– Используйте повседневные события для развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:

1) одевая ребенка, называть ему предметы одежды;

2) вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать из них книжку;

3) одевать мишку или куклу;

4) предоставлять ребенку выбор (например: «Какую рубашку ты наденешь?»);

5) спрашивать, где тот или иной предмет одежды;

6) притворяться, что забыли название того или иного предмета одежды, и ждать от ребенка «подсказки»;

7) задавать очень простые вопросы («Где мячик?», «Где мама?»). Давать простые задания («Дай ложку», «Дай мишку»). Если ребенок не отвечает, отвечать за него: «Вот мячик», «Мама здесь», «Я взяла ложку»;

8) делать забавные «ошибки». Например, надевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил. Или натянуть на ноги ребенка свои носки, а его носки попытаться надеть себе;

9) называть части тела в естественных ситуациях, например при одевании или в ванне, во время игры «щекотушки». Другие идеи вы найдете ниже, в гл. 8, с. 192–193.

Первые слова

Вы не можете заставить ребенка произнести первые слова. Чтобы заговорить, ему необходимо понимание слов, способность произносить соответствующие звуки и подходящий случай. Если ваш ребенок не говорит, сконцентрируйтесь на играх и занятиях, описанных выше, в разделах «Понимание значения слов» и «Стимуляция звуков». Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, научите его нескольким ключевым знакам систем «Макатон» или «Сигналонг» – все это способствует развитию речи.

Переход к фразам из двух слов

Прежде чем использовать фразы из двух слов, ребенок должен научиться их понимать. Если словарный запас вашего ребенка уже достаточно развит, пора переходить к словосочетаниям. Логопеды замечают, что одного лишь называния предметов для нужд общения явно недостаточно. Мало сказать: «Дом»; чтобы тебя поняли, нужно добавить: «Большой дом» или «Хочу в дом». Поэтому, помимо существительных, следует обратить внимание на понимание и использование глаголов (гулять, кушать, спать, давать) и предлогов (в, на, под), а также, во вторую очередь, прилагательных (большой, красный, горячий и т.д.).

Важно понять, что под «фразой из двух слов» имеются в виду два слова, обладающие значением: союзы и междометия в счет не идут. Кроме того, необходимо убедиться, что ребенок действительно понимает значение фразы, а не угадывает его по контексту. Если, когда вы даете ребенку куклу и чашку и говорите: «Кукла хочет пить», ребенок немедленно принимается «поить» куклу – это еще ничего не значит: ведь у него нет особого выбора. Чтобы убедиться, что ребенок понимает значение этой фразы, дайте ему куклу, мишку, чашку и гребешок.

– Всякий раз, когда ребенок произносит одно слово, добавляйте к нему второе. Если он говорит: «Собачка», отвечайте: «Собачка кушает» или «Собачка спит». Если он просит: «Еще!», отвечайте: «Еще морковки» или «Еще молока».

– Описывайте то, что происходит вокруг вас, используя простые фразы из двух слов, например: «собачка бежит», «птичка летит», «малыш плачет», «кошка спит», «машина стоит».

– Чтобы убедиться, что ребенок понимает двухсловные фразы, используйте простые команды из двух слов. При этом убедитесь, что ребенок не может понять значение команды из контекста. Например: «Поцелуй бабушку!» (если в комнате есть кто-то еще), «Возьми мячик» (если рядом есть и другие игрушки).

– Рассматривайте книжки с картинками и обсуждайте, что делают изображенные на них люди, животные и предметы.

– Используйте картинки, на которых люди совершают различные простые действия, например мужчина пьет, женщина ест, ребенок плачет. Просите ребенка выбрать из двух-трех картинок нужную и сказать, что на ней нарисовано.

– В повседневных ситуациях старайтесь употреблять два слова вместо одного. Вместо «Кушай», «Пей» говорите: «Кушай хлеб», «Пей молоко» и т.п.

– Используйте кукол или мишек для сюжетной игры, отражающей повседневную жизнь ребенка, и описывайте игру простыми фразами из двух слов: «Кукла кушает», «Кукла читает», «Мишка спит».

Понимание абстрактных понятий

Для освоения абстрактных понятий ребенку необходимо разнообразие ситуаций, иначе он может так и не осознать их абстрактного значения.

– Как можно чаще, при любой возможности называйте ребенку абстрактные понятия: горячий–холодный, верх–низ, внутри–снаружи, открытый–закрытый, высокий–низкий, тяжелый–легкий.

– Читайте вместе с ребенком книги, в которых рассматриваются и иллюстрируются эти понятия.

Переход к фразе из трех слов

Как и в случае с фразами из двух слов, ребенок должен знать значение всех трех информативных слов, а не догадываться по контексту.

– Когда ребенок уверенно пользуется фразами из двух слов, начинайте прибавлять к двум словам третье. Например, вместо: «Папа ушел» говорите: «Папа ушел на работу» или «Папа уехал на машине».

– Говорите о предметах и действиях, интересных ребенку. Например, если он любит играть в железную дорогу, употребляйте слова: поезд, вагоны, паровоз, станция, пассажиры, поехать, остановиться, вверх, вниз, через, мост, тоннель и т.п.

– Затевайте вместе с ребенком такие занятия, о которых можно поговорить. Если вы вместе идете в магазин, расскажите ребенку, что собираетесь купить, какого цвета, какого размера, что потом будете с этим делать. Если вы вместе садовничаете, рассказывайте ребенку о растениях, цветах, насекомых, птицах и т.п.

– Читайте ребенку книги, обсуждайте с ним сюжет и иллюстрации.

– Играйте вместе: это основной путь развития речи ребенка.

– Разговаривайте с ребенком о событиях повседневной жизни.

– В спальне, в ванной или когда папа или мама приходят домой, разговаривайте с ребенком о том, что случилось за день.

Дальнейшее развитие речи

После того, как ребенок освоил фразы из трех слов, его речь вероятнее всего продолжает развиваться в сторону достижения грамматической правильности. Дальнейшее развитие речи – специфический предмет, которому мы не станем посвящать место на страницах этой книги; однако, возможно, идеи, изложенные выше, помогут вам и при обучении ребенка более сложным высказываниям.

Параллельное развитие

Подход Кэролин Смит

Доктор Кэролин Смит, педагог и психолог с острова Уайт, на основе работ Дж. Брюнера и собственных исследований в области ранних коммуникативных навыков разработала терапевтический подход, основные принципы которого изложены в ее книге. Доктор Смит подчеркивает необходимость вернуться к основам речевых навыков: зрительному контакту и умению соблюдать очередность, поскольку без уверенного владения этими навыками коммуникация невозможна.

Идеи для игр

Понаблюдайте за ребенком во время игры и выясните, чем он любит заниматься самостоятельно. Возможно, ему нравится трясти погремушку, складывать кубики в коробку, рисовать, играть с куклой или водить по рельсам игрушечный поезд. Если вам кажется, что это что-то слишком простое и «примитивное», – не страшно; это занятие должно послужить для ребенка путем к развитию речи.

Выяснив, какая игра особенно нравится ребенку, купите два одинаковых или очень похожих набора соответствующих игрушек, чтобы иметь возможность повторять действия ребенка, например две коробки с кубиками. Сядьте напротив ребенка, достаточно близко к нему. Дайте ему одну коробку, а другую оставьте себе. Точно повторяйте все его действия. Не комментируйте действия ребенка, не давайте ему указаний – просто повторяйте, как в зеркале. Помните: вы стараетесь вызвать его интерес и привлечь его к сотрудничеству.

Заметив, что вы заняты тем же, что и он, ребенок будет заинтригован и начнет смотреть на вас: так вы установите зрительный контакт. Старайтесь добиваться зрительного контакта как можно чаще и продлевать его как можно дольше. Можете начать говорить о том, что вы делаете. Говорите очень скупо и очень просто, чтобы облегчить ребенку понимание: «Кубик сюда», – большего не нужно.

Так вы подводите ребенка к мысли о соблюдении очередности. Положив очередной кубик, он оглядывается на вас и ждет, когда вы повторите его действие. Вы делаете это и смотрите на ребенка, чтобы узнать, что он будет делать дальше. Между вами происходит молчаливый «диалог».

Ребенок понимает, что своими действиями может влиять на ваши действия. Умение подобным образом взаимодействовать с окружающими также жизненно необходимо для развития речи и общения.

Через некоторое время вы можете поменять правила игры: начните делать что-то другое и посмотрите, станет ли ребенок повторять ваши действия. По мере того как развивается его понимание, можно начать использовать в игре более сложный язык.

Когда ребенок научится играть со взрослым, вы можете ввести в свою «компанию» другого ребенка, чтобы ваш ребенок учился играть и общаться со сверстниками.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия позволяет детям и взрослым использовать музыку как средство самовыражения и общения. Детям с особыми нуждами, чьи проблемы не позволяют им общаться, взаимодействовать и выражать свои чувства посредством речи, прослушивание музыки и игра на музыкальных инструментах может дать стимул к речевому общению. Музыкальные терапевты используют музыку, чтобы привлечь внимание, заинтересовать ребенка и наладить с ним отношения.

Проще всего выделить в ежедневном расписании несколько минут для занятий музыкой. Пойте ребенку песенки, ритмично хлопайте в ладоши и побуждайте ребенка играть на таких музыкальных инструментах, как барабан, бубен или колокольчики. Пусть ребенок прислушивается к звукам, которые извлекает из музыкальных инструментов. Возьмите другой такой же инструмент и повторяйте его действия, чтобы донести до него идею очередности. Поощряйте ребенка «петь» без слов или аккомпанировать песням и музыке.

Занятия музыкой развивают у ребенка умение слушать, соблюдать очередность и произносить звуки. Все это очень важно для последующего развития речи.