Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.
В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Занятия и игры для детей раннего, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Так же незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий, телесно ориентированные игры. Для формирования осознания ребёнка того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала мягкий, затем – всё твёрже, вплоть до глины).
Работая с супермягким пластилином нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом, делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Можно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилинографии (например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна; взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики).
Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь выполняя точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируется положение рук. Тут стоит обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».
Для развития движений запястья ребёнок может играть в «Ладушки» и аналогичные игры. Можно наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.
Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе мама катает по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потому нужно учить ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.
Можно сделать интересные пособия из подручного материала. Например: тренажёр – лента. На плотную трубку (например, середина рулона туалетной бумаги) наклеивается атласная лента. Такой тренажёр научит ребёнка заматывать и разматывать ленту на основу. При этом лентыдолжныбыть разной длины и ширины, чтобы ребёнку было интереснее.
Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.
Колечко кольцеброса научит ребёнка просовывать через колечко разные предметы, от мелких шариков до мягких игрушек и тряпочек. Также можно учить ребёнка катать снежки или скатывать крупные шары из теста, свернуть бумагу в шар.
Играя с музыкальными детскими инструментами, рекомендовано приобрести погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки. Много интересных шумовых игрушек можно приобрести в музыкальных магазинах. Помогают в формировании моторики музыкальные занятия на пианино.