Использование интерактивных форм групповой работы с семьей, направленных на повышение уровня родительской компетентности
Родительское собрание традиционно остается самой распространенной формой взаимодействия с семьёй. Это позволяет решать целый комплекс педагогических задач, стоящих перед нашим коллективом. В результате общения родители не только получают ценную информацию по вопросам воспитания, но и определяют способы решения возникающих трудностей, намечают пути преодоления конфликтных ситуаций, учатся применять на практике лучшие педагогические инновации в общении со своим ребенком. Успех проведения качественного родительского собрания зависит от его подготовки.
Родительские собрания организуются и проводятся не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы и класса.
В начале учебного года с родителями согласовывается примерная тематика встреч на учебный год, с кем бы они хотели встретиться, какую получить консультацию. Утверждается план совместной работы на год. Помощь в подготовке родительских собраний оказывает родительский комитет.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ
Текущие – результаты учебно-воспитательного процесса.
Тематические – просвещение родителей, направленное на расширение знаний родителей в области воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Итоговые – подведение итогов за определенное время (один раз в год).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Традиционная:
- родительская конференция;
- собрание-диспут;
- семинар по обмену опытом;
- семейная викторина;
- круглый стол;
- час вопросов и ответов;
- вечер общения;
- презентация;
- деловая игра;
- собрание-практикум.
Нетрадиционная:
(интерактивная, с использованием методов активного взаимодействия)
Организация работы групп:
- «Чудесный мешочек»;
- «Ромашка»;
- «Визитка».
Организация обмена мнениями:
- «Карусель»;
- «Бумеранг».
Организация дискуссии:
- «Торнадо»;
- «Клубок вопросов»;
- «Пустой стол»;
- «Острое блюдо»;
- «Слово-эстафета»;
- «Интересный вопрос»;
- «Сказочные превращения»;
- «Айсберг»;
- «Шапка» вопросов.
Как правило, родительское собрание состоит из двух частей:
- общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.);
- индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1) Выбор темы собрания.
2) Определение целей родительского собрания:
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и ЦКРОиР;
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность групп и классов;
- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в семье и ЦКРОиР, обеспечить интеграцию усилий семьи и специалистов центра в деятельности по обучению и воспитанию ребенка с ОПФР;
- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
- подвести итоги совместной деятельности специалистов ЦКРОиР, воспитанников и родителей за учебный год.
3) Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4) Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
5) Проведение анкетирования родителей.
6) Приглашение родителей и других участников собрания.
7) Изготовление оригинальных памяток на тему собрания.
8) Подготовка конкурсов, фотовыставок, видеофрагментов, презентаций по теме собрания.
9) Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
10) Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Основные этапы и приёмы проведения родительского собрания
- Просмотр видеоматериалов по теме.
- Форум-театр как эффективная форма работы с семьёй, направленная на повышение уровня родительской компетентности (теоретическая часть).
Цель: осознание стереотипов воспитания, гармонизация
межличностных отношений в семье, повышение уровня
родительской компетентности.
Задачи:
- Содействовать осознанию деструктивности определённой воспитательной позиции посредством моделирования конкретной ситуации;
- Способствовать выработке адекватного представления о возможностях и потребностях человека, занимающего иную точку зрения;
- Определить конструктивные способы взаимодействия.
«Театр – это искусство наблюдения самих себя»
Августо Боаль
Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп.
Основная идея форум-театра – показать обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих. Технология позволяет эффективно менять ситуацию в локальных общественных группах, при этом их спектр может быть очень широк: в настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ.
Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.
«Театр – это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего»
Августо Боаль
История возникновения
- Основоположником техники является бразильский режиссер Августо Боаль, создатель Народного Театра Угнетенных. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
- На первом этапе Боаль привлекал зрителей к обсуждению представления после его окончания, затем было введено правило, по которому зрители могли остановить представление и предложить актерам изменить свое поведение. Однажды в 1960 году во время одного из представлений произошел курьезный случай – одна из зрительниц была так взволнована представлением, что не смогла внятно объяснить актерам, как она видит изменения их действий. Чтобы донести свою идею, женщине пришлось выйти на сцену и продемонстрировать это.
- В течении 12 лет в Париже Августо Боаль преподавал свой революционный подход к театру и организовал несколько центров «Театра Угнетенных». 1981 году состоялся первый международный фестиваль форум-театра. После падения военного режима в Бразилии, Боаля приглашают вернуться на родину, где он организует головной центр «Театра угнетенных». С того времени Боаль занимался развитием общества и внедрением социальных изменеий в Бразилии занимая различные государственные посты. Так же он занимается развитием «Театров Угнетенных» или форум-театров по всему миру
Для чего нужен форум театр
- Форум театр это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшению общества через изменение своего поведения. Задача представления – подтолкнуть зрителей к активному решению своих проблем, поднять дискуссию в обществе.
- «Вторичные» результаты – позитивные изменения в актерской группе, изменения личности актеров. Здесь форум-театр пересекается с психодрамой и социодрамой, однако следует помнить, что он предназначен для более широкой задачи и направлен на общество в целом или большую целевую группу
Каких результатов помогает достигать форум-театр
- В Бразилии и ряде других стран форум-театр способствовал инициированию социальных и экономических реформ со стороны населения. Военный режим в Бразилии был свергнут благодаря усилению активности сельских жителей в защите своих интересов.
- Форум театр успешно используются общественными организациями и активистами во всем мире для разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и др.
«Театр не имеет ничего общего со зданиями... Театр, или театральность – это способность, это человеческое качество, которое позволяет человеку наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приобретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) другого субъекта (того, кто исполняет роль). Это позволяет человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может наблюдать себя в момент наблюдения, в момент действия, в момент ощущения и в момент осмысления. Ощутить себя тем, кто ощущает, и подумать о себе, который думает...»
Августо Боаль
Из чего состоит форум театр?
Форум-театр состоит из четырех функциональных компонентов: целевые аудитории, актеры, сценарий и модератор. Рассмотрим их последовательно:
Целевые аудитории
- Первые показы форум-театров Августо Боаля проходили в среде бразильских крестьян нередко прямо на рыночной площади («форум» переводится с латыни «площадь»)
- Современные форум-театры демонстрируются как на улице, так и в аудиториях учебных заведений, учреждений и организаций. Нередко форум театр используются рамках самых разнообразных образовательных программ.
- Работа по технологии форум-театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифицируют себя с жертвами угнетения и насилия.
Актеры
- На первом этапе работы форум-театра у Августо Боаля актерская группа состояла из представителей разных социальных слоев (чаще всего крестьян), которые не были профессиональными актерами.
- Актерами современных форум театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества.
Сценки и сценарии
- При разработке сценариев необходимо учитывать, что основой любого драматического действия является конфликт. В форум-театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты.
- Решение конфликта не дается в сценарии
- Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни – задача аудитории, «активных зрителей» форум театра.
Модератор
- Роль модератора заключается в организации процесса подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляет работу с аудиторией во время показа.
Как это работает?
Работа форум-театра состоит из следующих этапов: формирование группы, «вводный инструктаж», подготовка актеров, подготовка сцены, показ сцены и замены.
Приступая к тренингу, нам следует разбить работу с группой на 2 основных этапа: подготовка актеров и подготовка сцен. Этап подготовки актерской группы занимает половину времени тренинга. Вторую половину времени делят на 3 части. Первая часть посвящается обсуждению ситуаций нарушения прав и свобод, угнетения, которые произошли с участниками или свидетелями которых они стали. Из этих ситуаций разрабатывается сценарий для представления. Вторая часть посвящена репетициям мизансцен и спектакля в целом с использованием актерских техник. Третья часть – театр-форум. Пространство комнаты делают похожим на сцену и зрительный зал, участники поочередно представляют свои сцены, остальные группы принимают на себя роль зрителей, предлагают возможные варианты замен, помогают улучшить сцены.
МАСТЕР-КЛАСС
«Форум-театр как эффективная форма работы с семьей» с участием родителей детей нормально развивающихся и с ОПФР.
РЕФЛЕКСИЯ.