Региональная газета «Слуцкі край»
3 декабря в Беларуси отмечают День инвалидов
03.12.2021
Услышать их сердцем
Они экспрессивно жестикулируют и смотрят новости с сурдопереводом – вот, пожалуй, и все, что мы знаем о тех, кто не слышит. «Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей», – писала американка Хелен Келлер, известная слепоглухая писательница. Этим все сказано.
Жизнь перенасыщена звуковой информацией: утром встать по будильнику, в магазине объясниться с продавцом, в учреждении поговорить со специалистом. Этот мир глухим не доступен. Да, для них выпускают специальные будильники с вибро- и световыми сигналами. В транспорте помогает бегущая строка с названиями остановок. Субтитры к фильмам и считанным телепередачам делают понятным происходящее на экране.
Но менее очевидных трудностей гораздо больше. Во дворах нужно постоянно оборачиваться и смотреть, не едет ли сзади машина. От человека, спрашивающего что-то на улице, приходится отмахиваться, а врача – просить снять маску, чтобы читать по губам.
Как правило, встреча с глухим человеком приводит слышащих людей в замешательство. Они не знают, как себя вести, стараются громко говорить и даже кричать на ухо. Бесполезно – глухой не услышит…
Чтобы найти общий язык, помните, что ваш собеседник «слышит глазами»: глухие – кто лучше, кто хуже – умеют читать по губам. Правда, артикуляция, как почерк, бывает как четкой, так и неразборчивой. Глухих часто называют глухонемыми. С точки зрения способности к коммуникации это некорректно: вместо голосового общения они используют жестовые языки. Глухие говорят – просто не так, как слышащие. Но существует и много других стереотипов. Одни считают глухих умственно неполноценными. Других пугает, что они тоже водят машину. Кого-то удивляет, что они любят музыку: поют на жестовом языке, зажигают в клубах под звуковую вибрацию. Шаблонные представления – это зачастую все, чем оперирует общество, взаимодействуя с «иными». Немного реальности – в истории реального парня.
Паша родился совершенно здоровым малышом в 1993 году в одном из агрогородков Слуцкого района. В три года переболел менингитом. Долгое лечение, реабилитация и страшный диагноз: «Ваш ребенок полностью потерял слух на оба уха. Это навсегда». Общаться с близкими мальчик научился по губам. Подошло время идти в школу. Выбор пал на Кобринскую школу-интернат для детей с нарушениями слуха. Чужой город, внезапная разлука с родителями, другие люди, непонимание происходящего...
В 2012 году школа окончена с отличием, только в другом городе, Пинске. После Павел поступает в Минский государственный колледж электроники. Учеба дается смышленому парню легко, и уже в 2016 году он имеет два диплома со специальностями: оператор ЭВМ и инженер-программист. Вернуться в родной город было большой удачей. С 2016 года и по сегодняшний день Павел Сергеевич Сергеев работает инженером-программистом в ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
В учреждении созданы специальные условия для работы Павла. Организовано рабочее место, полностью соответствующее индивидуальным потребностям молодого человека. Организациями-спонсорами был приобретен компьютер. Павел ответственен и аккуратен в работе. Женат, воспитывает двоих детей.
Как бы банально это не звучало, но правда такова, что наша общая задача – услышать их сердцем, разрушить стену между глухими и слышащими людьми. Стену, которую, к глубокому сожалению, мы создали сами. Но знаете, что радует? У глухих своя субкультура, свой язык, традиции. И это надо научиться уважать. Как справедливо утверждает Павел: «Все ограничения – только в нашей голове!».
И еще, он тоже водит автомобиль…
Наталья ВАЛЕТКО,
учитель-дефектолог Слуцкого ЦКРОиР.