New

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

«Слуцкі раённы цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная Skip Navigation Links
 

 22.04.2024  «День Земли»

подробнее...

 

 20.04.2024  Закрытие районного фестиваля детских экологических клубов «Слуцкие соловушки»

подробнее...

 

 20.04.2024  Республиканский субботник 2024

подробнее...

 

 17.04.2024  Районный экологический флешмоб «Сохраним сон-траву в Беларуси»

подробнее...

 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

Кантактная інфармацыя

223610
Мінская вобл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (дырэктар)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема праезду: карта

Cтатыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

ТОЧКА ОТСЧЁТА: АУТИЗМ – СДЕЛАЙ ШАГ НАВСТРЕЧУ

Сделай шаг навстречу,

Руку протяни,

С нежностью в ладошке,

С солнышком в груди.

И весенний дождик

Каплями добра

Пусть наполнит души

Всех «детей дождя».

 

Теплотой укутает

Сердце обнажённое.

И согреет радостью,

Миром сотворённое.

 

Сделай шаг навстречу,

Руку протяни,

Маленьким «дождятам»

Счастье подари.

 

Капская А.Ю.

 

«Дети дождя» - так называют детей с медицинским диагнозом «аутизм». «Дождята» - не совсем обычные дети, они отличаются от своих сверстников. Их отличие в том, что они живут в своём мире: любые правила для них не существуют, им сложно понять, что делают их сверстники, ведь для них это неинтересно. Они не так играют, как обычные дети, чаще всего они закрыты для окружающих, их не интересует внешняя жизнь. У Бога на этих детей свои планы, их развитие идёт по особому пути: очень часто из них вырастают талантливые люди в разных сферах: программисты, спортсмены, художники, музыканты, поэты, актёры и т.д., в общем то успешные люди. Но может быть и по-другому, спектр аутистических нарушений разнообразен. Очень, очень разнообразен. Как говорят: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"?

Почему мы сегодня говорим об этом? Начиная с 2007 года, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ежегодно, 2 апреля является Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, которая до недавнего времени считалась довольно редкой, а сейчас во всех странах говорят о настоящей «эпидемии» аутизма.

Я считаю, что говорить надо чаще и больше. Мир аутизировался. Я даже не буду приводить здесь цифры. Посудите сами: наши дети не умеют общаться, и не хотят общаться. Они живут в виртуальном мире, мире гаджетов. Им не нужны теперь реальные люди для общения. И даже, если они выходят на улицу, то просто чтобы «потусоваться» или посидеть вместе в тех же телефонах. Нынешнее поколение не знает, как себя вести в обществе, с трудом принимает принятые в обществе правила, испытывает трудности в общении. А это, кстати, один из признаков аутизма. Но это приобретённый аутизм, формирующийся в нынешних условиях.

Цель этой статьи - не выставлять аутизм трагедией, не запугивать, я просто мягко прошу узнать больше об аутизме и понять, что, несмотря на то, что аутичные люди отличаются от всех остальных, их диагноз не делает их «другими», «инопланетянами», «особенными». Все мы разные, все мы особенные. В мире нет двух абсолютно одинаковых людей. Каждый из нас особенный, но мы все равны перед Богом и людьми. И если видны какие-то отличия у людей с аутизмом, то только потому, что мы очень мало знаем об аутизме. А незнание страшит больше, чем диагноз. Нам дети с аутизмом кажутся странными, необычными из-за их поведения: они не смотрят тебе в глаза, могут подолгу размахивать руками, кружиться на месте, задавать монотонным голосом один и тот же вопрос. И мы не знаем, как с ними взаимодействовать. Вот этому и надо учиться. Поверьте, им с нами не легче. Для них наш мир — это как путешествие в другое измерение. И они тратят немало сил, чтобы жить среди нас, чтобы адаптироваться к окружающим звукам и зрительным образам, и даже просто понять, о чём мы говорим.

Да, люди с аутизмом не умеют демонстрировать свои эмоции и чувства, они закрыты для нас, потому что у них «обнажённые сердца», но поверьте, любовь, привязанность, тёплые отношения нужны им так же, как и нам. А может быть и больше! И мы должны пойти им навстречу, дать каждому из них те ключи, которые им нужны. А дальше рука об руку помочь им пройти этот нелёгкий путь. Или быть светом маяка, чтобы они не брели в темноте.

Как понять, что у ребёнка аутизм? Во-первых, такой диагноз могут поставить только в медицинском учреждении после специального обследования, поэтому любой другой специалист может только предполагать о наличии данного нарушения.

Во-вторых, вы можете предположить, что у ребёнка аутизм по следующим признакам:

• безразличное отношение к другим людям, отрешённость;

• не смотрит в глаза собеседнику;

• присутствие шаблонной речи, когда ребёнок говорит о себе во втором или третьем лице, например: «Лиза хочет пить»;
• эхолалия. Например, на вопрос «хочешь есть?», следует ответ: «хочешь есть», на вопрос: «пойдём гулять?», отвечает: «пойдём гулять». Иногда наблюдается полное отсутствие речи;
• предпочитает играть в уединении;
• интерес вызывают не творческие игры, а монотонные занятия: выкладывание кубиков в ряд, составление узоров, классификация предметов по цвету, форме, величине, складывание пазлов, мозаики и т.д.;
• любит крутить предметы или наблюдать за предметами, которые крутятся (например, юла, волчки и т.д.);
• одно из любимых занятий - хождение по кругу (например, обход помещений и т.д.);
• характерны следующие манипуляции: постукивание, царапанье или иная манипуляция с частями тела или с предметами;
• повторяющиеся удары по голове или нанесение себе других повреждений;
• визг, слёзы, смех без видимой причины;
• настойчиво требует следовать определённым маршрутом в определённые места;
• заинтересованность определёнными темами, например, электричеством, астрономией, птицами или расписанием поездов.

Данные признаки могут указывать только на то, что ребёнок находится в группе риска и его необходимо обследовать, чтобы убедиться в том, что у него нет нарушений аутистического спектра.

И чем раньше удастся распознать это расстройство, то в дальнейшем,применяя специальные методы, терапию, модели обучения и существующие технологии, можно помочь детямс аутизмом выразить в полной мере потенциал своего нетипичного ума.Но и здесь всё неоднозначно.Некоторые аутисты могут вести относительно самостоятельную жизнь, а другим на протяжении всей жизни требуется помощь специалистов. Надо понимать, что исправить это нарушение невозможно, но вот помочь им приспособиться к окружающей действительности, насколько позволяют их возможности, вполне реально. 

А вы знаете, что самое сложное для родителей детей-аутистов? Понять, что твой ребёнок не такой, какого ты ожидал и принять это. Они понимают, что ребёнок не виноват в том, что не соответствует их ожиданиям. Многие проходят долгий путь, чтобы научиться с этим жить. Ведь следующая проблема – научиться всем членам семьи быть счастливыми, несмотря ни на что.

Что я могу сказать родителям детей с расстройствами аутистического спектра? Да, аутизм - это расстройство развития ребёнка, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Но своевременная диагностика и ранняя коррекционная помощь даст свои результаты: поможет адаптировать ребёнка к жизни в обществе; научит его справляться с собственными страхами; контролировать свои эмоции.

И самое важное - не стремитесь маскировать диагноз ребёнка за "более благозвучным" и "социально приемлемым". Я знаю маму, которая говорила окружающим: «У моего ребёнка высокофункциональный аутизм», чтобы не дай бог окружающие не подумали, что у ребёнка проблемы с интеллектом, поэтому он так ведёт себя. Я понимаю, что это защитная реакция мамы. Но от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это всё равно аутизм. Не стоит убегать от проблемы, но и фиксировать всё своё внимание на негативных аспектах диагноза: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее, тоже не стоит.

Что делать? Без колебаний отказаться от иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Согласна, это тяжело, но можно. Принять своего ребёнка таким, каков он есть на самом деле, с его особенностями и возможностями. Создавать вокруг ребёнка атмосферу любви и доброжелательности, и тогда он ответит вам невероятным прогрессом. Организовывать его мир столько, сколько нужно, до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно. Помогите ему научиться тем правилам и нормам, которые чрезвычайно сложны для его понимания.

И помните, что без вашей поддержки ему сложно будет выжить. А ещё сложнее ему будет чувствовать себя счастливым, потому что у таких детей есть уникальная способность – чувствовать, когда они являются причиной несчастья своих родителей. Поэтому будьте активными участниками его будущей счастливой жизни. Сломаться или стать сильным и счастливым – выбор каждого. 

Но работа по воспитанию и развитию «детей с аутизмом не ограничивается только семьёй, родительским домом. В каждом конкретном случае работа ведётся индивидуально и не одним специалистом: невролог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель – и это неполный список тех специалистов, помощь которых может стать неоценимой. Главное – быть терпеливыми, человечными, верить в успех и надеяться на лучшее, чтобы научить «дождят» жить в этом мире такими, какие они есть, научить их быть счастливыми.

А ещё я хочу обратиться к жителям нашего города. Возможно, рядом с вами живут семьи, которые воспитывают детей с аутизмом. Им нужна ваша поддержка, поддержка общества. И речь идёт не столько о деньгах, сколько о психологической поддержке. Психологами проводилось исследование, во время которого было установлено, что родители детей с аутизмом испытывают аналогичный стресс, как и солдаты на передовой. Но есть и отличия: бой, в конце концов, заканчивается, а ребёнка нужно поддерживать 24 часа в сутки. Это тяжёлая эмоциональная и психологическая нагрузка. А представьте, что им ещё приходится и защищать своих детей от оценок социума, которое не понимает поведения этих детей и негативно относится. Поэтому не усугубляйте своим отношением, своими оценками положение этих семей. Но и ваша жалость им не нужна. Им нужно ваше понимание, ваша поддержка, ваша доброта и ваша терпеливость.

2 апреля, в день Всемирного распространения информации о проблеме аутизма, во многих странах проводятся различные акции. Например, с 2008 года ежегодно 2 апреля в знак солидарности с людьми с аутизмом, и их семьями, а также для привлечения внимания граждан к проблемам аутизма проходит акция "Зажги синим".  В этот день в странах, присоединившихся к акции, здания подсвечивают синими прожекторами. В России данная акция проводится с 2013 года. Недавно к международной акции "Зажги синим" присоединился и ЮНИСЕФ в Беларуси, организовав информационную кампанию "Просто дети». А станет ли Слуцк участником данной акции и в каком формате? Кто готов сделать шаг навстречу? Время пошло.

 

Капская Алла Юрьевна, педагог-психолог

ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации»