Интерактивные методы работы с семьями, воспитывающими детей с ОПФР
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Хочу познакомить Вас с интерактивными методами, которые используют специалисты нашего центра в работе с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития.
В любой семье родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливыми. К сожалению, далеко не каждого ребенка природа наделила сильным здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем их желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом мире наравне со всеми.
В работе с родителями, воспитывающими особенного ребенка, нужно очень серьезно относиться к каждой родительской реакции, чтобы выработать общую платформу и способствовать подлинному сотрудничеству в семье.
Очень важно при взаимодействии с семьей опираться не только на рекомендации по воспитанию, но и на создание таких условий, которые максимально стимулировали бы активное решение возникающих проблем. Поэтому работа специалистов строится в соответствии со следующими целями.
- способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
- совместный поиск методов эффективного взаимодействия с ребенком в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом конструктивного взаимодействия ребенка и родителей
Почему в своей работе с родителями мы отдаем предпочтение интерактивным методам?
Потому что они:
- ставят родителей в активную позицию;
- повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
- выполняют диагностическую функцию;
- позволяют углубить воздействие педагога на родителей.
Работа с родителями проводится по следующим направлениям:
- образовательное;
- психокоррекционное;
- досуговое.
Через проведение различного рода мероприятий в рамках образовательного направления педагоги Центра показывают возможности особых детей, объясняют роль семьи в формировании жизненно-необходимых навыков.
Данные мероприятия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у них практических навыков. Это:
- родительские собрания;
- социально-ролевые тренинги;
- родительская школа;
- семинары-практикумы;
- индивидуальные и групповые тематические консультации;
- и т.д.
Несмотря на то, что родительские собрания являются традиционной формой работы с родителями, методы и приемы , которые мы на них используем, являются интерактивными. Предлагаю Вашему вниманию фрагмент видеофильма основной части родительского собрания.
Вы видите, как родители работают в технике коллаж, выполняют групповое задание по оформлению гармоничных, уютных домов. Одна из мам защищает групповой проект.
Являясь не только активными участниками собраний, но и активными участниками в их подготовке, родители предоставляют видеоматериалы по теме собрания. Вы видите домашнее видео одной из семей.
Мы практикуем (с разрешения родителей) съемку занятий в центре с последующей демонстрацией на родительских собраниях. Родители с большим интересом наблюдают за тем, как их дети осваивают навыки приготовления омлета.
А сейчас вы видите, как родители и педагоги формируют дерево достижений; плоды – яблоки – это те навыки, которыми, по их мнению, овладели наши учащиеся.
А сейчас совместная работа по формированию дерева наших будущих достижений – цветочки, которые со временем превратятся в плоды, это навыки которыми еще необходимо овладеть нашим воспитанникам.
Активное вовлечение родителей во все аспекты работы центра и создание родительского комитета центра, классов и группы способствует более эффективной совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.
Всё большую популярность приобретает такая форма работы, как форум – театр
Основная идея Форум-театра – показать необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации зависит от них самих.
В основе метода «Форум – театр» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.
Основные задачи:
- устранение причин, способствующих
конфликтной ситуации;
- разрешение проблемной ситуации;
- поддержка положительных проявлений в поведении.
В процессе работы нам, педагогам, довелось познакомиться с замечательными семьями. Рождение «особого» ребенка не только не испортило семейных отношений, но укрепило их, облагородило, открыло для семьи новые возможности развития
Эти семьи обрели друзей, новые формы проведения досуга. Взрослые в этих семьях научились не переживать из-за мелочей, замечать повседневные радости.
Вот уже шестой год мы проводим семейные вечера различной тематики: «От всей души», «Рождественские встречи», «Что в имени твоём..», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» и другие. Цель вечеров: дать возможность поверить в себя, в свои силы, своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща.
Уже традиционными в нашем Центре стали следующие мероприятия (представлены на слайде)
Психокоррекционное направление позволяет нам датьвозможность родителям поверить в себя, в свои цели, своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща всем миром.
Владение большим количеством технологий позволяет выбрать наиболее эффективные. На занятиях с родителями специалисты центра используют телесно-ориентированную терапию, различные виды арт-терапии, такие как: музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия. Используют возможности нетрадиционных технологий: цветотерапии, ароматерапии. И, конечно же, учитывая то, что компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования, мы внедряем их в различные направления своей работы с родителями.
Видео
Я предлагаю Вашему вниманию фрагмент занятия с родителями с использованием телесно-ориентированной терапии.
Использование телесно-ориентированных упражнений позволяет родителям осознать собственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя, стать хозяином своего тела и, как следствие, — своей жизни, лучше узнать свою внутреннюю природу и начать жить в согласии с ней, активизировать жизненную энергию; расширить границы межличностного доверия, развить внимание к своим чувствам и чувствам партнёра.
Формы взаимодействия с семьёй приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.
Спасибо за внимание!