Тэкст

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

«Слуцкі раённы цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная Skip Navigation Links
 

 22.04.2024  «День Земли»

подробнее...

 

 20.04.2024  Республиканский субботник 2024

подробнее...

 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

Кантактная інфармацыя

223610
Мінская вобл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (дырэктар)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема праезду: карта

Cтатыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

Толерантное отношение к детям как одна из составляющих адаптивного пространства

Формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последние годы все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней.

Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. В нашей республике в понимании проблем людей с особенностями в последнее время, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с особенностями.

Готово ли наше общество к принятию других людей, не таких как все? На мой взгляд, именно Беларусь может стать примером толерантности для других. Белорусов называют толерантным народом. Наш менталитет и национальный характер уникален и неповторим. За время существования белорусского этноса наш народ не развязал ни одной войны. Мы терпеливы, миролюбивы.

Но всегда ли наш социум готов оказать поддержку, внимание и заботу людям с особенностями? Чтобы узнать представления подростков нашего региона о своих сверстниках с ограниченными возможностями, сотрудниками центра был проведён социологический опрос в социальной сети  «ВКонтакте». Было опрошено 252 респондента в возрасте от 16 до 18 лет.

Анализ полученных данных показал, что, несмотря на то, что все опрошенные юноши и девушки знают, кто такие люди с особенностями, большая часть молодёжи не имеет представления о возможностях и способностях таких людей, поэтому они вызывают жалость у окружающих, но, тем не менее, не все готовы оказать им помощь.

Молодые люди не готовы также строить с ними отношения на равных, что очень необходимо для людей с особенностями. «Мне всё время кому-то приходится доказывать, что я не пришелец. Это безумно противно и обидно…». (Айгюн, 18 лет, случчанка, нарушение опорно-двигательного аппарата). Это свидетельство недостаточной осведомлённости  социума о возможностях и проблемах людей-инвалидов.

С целью изучения сформированности толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями мы также провели диагностическое исследование всех категорий участников образовательного процесса.

- заведующие учреждений дошкольного образования,

- директора учреждений общего среднего образования,

- педагоги-психологи и педагоги  социальные учреждений образования,

- учителя-дефектологи,

- воспитатели учреждений дошкольного образования,

- учителя-предметники трёх школ района (гимназия №1, СШ №5 и СШ №13),

а также  разные категории родителей:

- родители, воспитывающие детей раннего возраста с особенностями психофизического развития,

- родители, воспитывающие  детей дошкольного возраста с ОПФР,

- родители, воспитывающие детей школьного возраста с ОПФР,

- родители здоровых детей, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания,

- родители  здоровых детей, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания.

Для нас очень важным было узнать, насколько педагоги учреждений образования Слуцкого района готовы к принятию детей с ограниченными возможностями. Какие страхи и опасения существуют у родителей, воспитывающих детей с особенностями и родителей здоровых сверстников, обучающихся в группах и классах интегрированного обучения и воспитания? Готовы ли ровесники данной категории детей принимать их и взаимодействовать с ними?

В обследовании использовались различные методы: тестирование, анкетирование, опрос, интернет-опрос.

Подводя итоги проведённого исследования, можно отметить  недостаточную, а в некоторых случаях  и низкую готовность педагогов, родителей и нормально развивающихся сверстников конструктивно взаимодействовать с детьми данной категории, принимать их такими, какие они есть.

Результатом неосведомлённости социума являются и межличностные конфликты между участниками  образовательных отношений. Поэтому, мы считаем, что крайне важным для интеграции детей с особенностями в  социум, является создание инклюзивной среды и формирование толерантного отношения каждого участника образовательного процесса.  Мы хорошо понимаем, что формирование толерантной личности является длительным, гетерохронным (разновременным) и многоэтапным процессом.

Кроме того, мы считаем, что начинать работу по формированию толерантного отношения к детям с особенностями, необходимо с создания соответствующего информационного поля.  Это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, и семинары для педагогов,  и консультации для родителей, и демонстрация по местному телевиденью специально подготовленных специалистами Центра презентаций и видеороликов. Именно систематическая работа по освещению проблем детей с особенностями  в региональных СМИ позволила наметить положительную тенденцию изменения  общественного мнения со стороны местного сообщества к людям с инвалидностью.

Благодаря сотрудничеству  с журналистами региональных газет “Слуцкий край” и “Инфо-курьер” жители Случчины смогли увидеть видеоинтервью с нашим маленьким незрячим “Паваротти” – Савеня Даниилом, узнать, о чём мечтает девушка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Гулиева Айгюн, во что верит и как преодолевает трудности, оставаясь полным оптимизма и устремлённости  в реализации своих жизненных планов Гудков Владислав. Тут есть чему поучится их здоровым сверстникам.

Но создание такого информационного полятолько облегчает процесс формирования установок на толерантное отношение, ноне помогает в решении конфликтных ситуаций. Здесь нужны другие, более эффективные формы и технологии. И такой уникальной формой, на наш взгляд, явился форум-театр. Это инструмент, который благодаря сочетанию в нём социальных отношений и искусства сделал данную методику уникальной и инновационной в   формировании толерантных отношений к детям с ОПФР.

До сих пор эта форма работы использовалась в образовании для достижения  других целей и задач, например, профилактики наркомании, табакокурения, СПИДа, и не находила себе применения в специальном образовании. В отличии от других форм работы, участие в форум-театре позволяет участникам не только проанализировать, проработать конфликтную ситуацию, но и способствует приобретению опыта проявления личной инициативы, а это способствует формированию активной позиции в вопросе толерантного отношения к детям с особенностями, а не пассивной наблюдательности.

С целью формирования  толерантного сознания всех участников образовательного процесса в учреждениях образования  Слуцкого района   была создана программа  «Образовательное пространство - территория толерантности». В основу данной программы легла система работы коллектива нашего центра.

Актуальность  данной программы  заключается в том, что рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства, как «территории толерантности» и использованию форум-театра, как инструмента, который позволяет реализовывать цели по формированию толерантного отношения к детям с особенностями и решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе интеграции детей данной категории в общество.

Так как толерантную личность может воспитать только толерантный человек, необходимо начинать с родителей и педагогов. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.

 

Предлагаемая нами система формирования толерантного отношения к детям с ОПФР обеспечивает подготовку педагогов, родителей, учащихся к включению детей с ОПФР в среду нормально развивающихся сверстников.

Основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности.

Для формирования толерантного отношения  к детям с  ОПФР в учреждениях образования, мы  выстроили для себя определённую систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Был выработаналгоритм работы специалистов ЦКРОиР в данном направлении, и определены блоки, которые позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи.

В основу формирования толерантных отношений к детям с ОПФР мы положили принцип «солнечной» интеграции.В результате которой формирование толерантного отношения к детям с ОПФР развивается по принципу солнечной системы, когда есть ядро (ЦКРОиР), и к нему присоединяются другие учреждения образования.

Показателем эффективности реализации данной программы является участие различных категорий населения (волонтёров, представителей предприятий, учреждений, организаций)  и участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в специально организованных мероприятиях, таких как акция дружбы и милосердия, фестивали, выставки, тренингах, семинарах-практикумах, форум-театре и т.д.. :  в 2013 году приняло участие в среднем в 3 раза больше по сравнению с 2010 годом, когда начиналась реализация данной программы. В 4 раза по сравнению с 2010 годом увеличилоськоличество учащихся  школ,принимающих участие в волонтёрской деятельности и различных совместных мероприятиях.

Кроме того, об эффективности данной программы говорят и изменения во взаимоотношениях  детей в классах интегрированного обучения. Результаты проведённой социометрии говорят об изменении статуса детей с особенностями: ровесники  стали их принимать. Как у родителей, воспитывающих детей с особенностями, так и родителей здоровых детей снизилась  тревожность, настороженность и  негативные ожидания от совместного обучения детей. Педагоги стали более терпимыми по отношению к учащимся с особенностями.

Таких результатов можно было достичь только благодаря слаженной работе команды специалистов центра, их креативности, творчеству и неиссякаемой энергии. Именно команда делает возможным реализацию проектов, которые не под силу одному человеку. 

 

А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Детей сравнивают с цветами.
Ребёнок с особенностями  тоже цветок.
Цветок полыни.
Горький, но такой необходимый для здоровья. Окружающих.

Уважаемые коллеги, полагая, что в системе формирующихся толерантных отношений  центральную позицию занимает слово, своё выступление я хочу завершить роликом, созданным сотрудниками нашего центра, «Притча о слове».

 

Притча о слове

У школьного учителя был весьма тяжелый характер и придумали мальчики как от него избавиться.

На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.

Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение.

Он собрал книги и ушел домой.

Когда жена открыла дверь, то вид у него был бледный и больной.

Жена постелила ему постель,…

Учитель слег и перестал ходить на занятия.

Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже.

Он совсем перестал вставать с постели.

Глаза его ввалились, все болело.

Тогда дети его пожалели и решили исцелить.

Они стали проведывать его по - одному…

И каждый говорил, что сейчас учитель прекрасно выглядит

После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю

прогуляться вместе по улице, чтобы окончательно выздороветь.

На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением!

Учитель радовался.  Хвори перестали его мучить.

Словом можно как убить, так и лечить!