Толерантное отношение к детям как одна из составляющих адаптивного пространства
Формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последние годы все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней.
Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. В нашей республике в понимании проблем людей с особенностями в последнее время, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с особенностями.
Готово ли наше общество к принятию других людей, не таких как все? На мой взгляд, именно Беларусь может стать примером толерантности для других. Белорусов называют толерантным народом. Наш менталитет и национальный характер уникален и неповторим. За время существования белорусского этноса наш народ не развязал ни одной войны. Мы терпеливы, миролюбивы.
Но всегда ли наш социум готов оказать поддержку, внимание и заботу людям с особенностями? Чтобы узнать представления подростков нашего региона о своих сверстниках с ограниченными возможностями, сотрудниками центра был проведён социологический опрос в социальной сети «ВКонтакте». Было опрошено 252 респондента в возрасте от 16 до 18 лет.
Анализ полученных данных показал, что, несмотря на то, что все опрошенные юноши и девушки знают, кто такие люди с особенностями, большая часть молодёжи не имеет представления о возможностях и способностях таких людей, поэтому они вызывают жалость у окружающих, но, тем не менее, не все готовы оказать им помощь.
Молодые люди не готовы также строить с ними отношения на равных, что очень необходимо для людей с особенностями. «Мне всё время кому-то приходится доказывать, что я не пришелец. Это безумно противно и обидно…». (Айгюн, 18 лет, случчанка, нарушение опорно-двигательного аппарата). Это свидетельство недостаточной осведомлённости социума о возможностях и проблемах людей-инвалидов.
С целью изучения сформированности толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями мы также провели диагностическое исследование всех категорий участников образовательного процесса.
- заведующие учреждений дошкольного образования,
- директора учреждений общего среднего образования,
- педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений образования,
- учителя-дефектологи,
- воспитатели учреждений дошкольного образования,
- учителя-предметники трёх школ района (гимназия №1, СШ №5 и СШ №13),
а также разные категории родителей:
- родители, воспитывающие детей раннего возраста с особенностями психофизического развития,
- родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с ОПФР,
- родители, воспитывающие детей школьного возраста с ОПФР,
- родители здоровых детей, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания,
- родители здоровых детей, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания.
Для нас очень важным было узнать, насколько педагоги учреждений образования Слуцкого района готовы к принятию детей с ограниченными возможностями. Какие страхи и опасения существуют у родителей, воспитывающих детей с особенностями и родителей здоровых сверстников, обучающихся в группах и классах интегрированного обучения и воспитания? Готовы ли ровесники данной категории детей принимать их и взаимодействовать с ними?
В обследовании использовались различные методы: тестирование, анкетирование, опрос, интернет-опрос.
Подводя итоги проведённого исследования, можно отметить недостаточную, а в некоторых случаях и низкую готовность педагогов, родителей и нормально развивающихся сверстников конструктивно взаимодействовать с детьми данной категории, принимать их такими, какие они есть.
Результатом неосведомлённости социума являются и межличностные конфликты между участниками образовательных отношений. Поэтому, мы считаем, что крайне важным для интеграции детей с особенностями в социум, является создание инклюзивной среды и формирование толерантного отношения каждого участника образовательного процесса. Мы хорошо понимаем, что формирование толерантной личности является длительным, гетерохронным (разновременным) и многоэтапным процессом.
Кроме того, мы считаем, что начинать работу по формированию толерантного отношения к детям с особенностями, необходимо с создания соответствующего информационного поля. Это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, и семинары для педагогов, и консультации для родителей, и демонстрация по местному телевиденью специально подготовленных специалистами Центра презентаций и видеороликов. Именно систематическая работа по освещению проблем детей с особенностями в региональных СМИ позволила наметить положительную тенденцию изменения общественного мнения со стороны местного сообщества к людям с инвалидностью.
Благодаря сотрудничеству с журналистами региональных газет “Слуцкий край” и “Инфо-курьер” жители Случчины смогли увидеть видеоинтервью с нашим маленьким незрячим “Паваротти” – Савеня Даниилом, узнать, о чём мечтает девушка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Гулиева Айгюн, во что верит и как преодолевает трудности, оставаясь полным оптимизма и устремлённости в реализации своих жизненных планов Гудков Владислав. Тут есть чему поучится их здоровым сверстникам.
Но создание такого информационного полятолько облегчает процесс формирования установок на толерантное отношение, ноне помогает в решении конфликтных ситуаций. Здесь нужны другие, более эффективные формы и технологии. И такой уникальной формой, на наш взгляд, явился форум-театр. Это инструмент, который благодаря сочетанию в нём социальных отношений и искусства сделал данную методику уникальной и инновационной в формировании толерантных отношений к детям с ОПФР.
До сих пор эта форма работы использовалась в образовании для достижения других целей и задач, например, профилактики наркомании, табакокурения, СПИДа, и не находила себе применения в специальном образовании. В отличии от других форм работы, участие в форум-театре позволяет участникам не только проанализировать, проработать конфликтную ситуацию, но и способствует приобретению опыта проявления личной инициативы, а это способствует формированию активной позиции в вопросе толерантного отношения к детям с особенностями, а не пассивной наблюдательности.
С целью формирования толерантного сознания всех участников образовательного процесса в учреждениях образования Слуцкого района была создана программа «Образовательное пространство - территория толерантности». В основу данной программы легла система работы коллектива нашего центра.
Актуальность данной программы заключается в том, что рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства, как «территории толерантности» и использованию форум-театра, как инструмента, который позволяет реализовывать цели по формированию толерантного отношения к детям с особенностями и решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе интеграции детей данной категории в общество.
Так как толерантную личность может воспитать только толерантный человек, необходимо начинать с родителей и педагогов. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.
Предлагаемая нами система формирования толерантного отношения к детям с ОПФР обеспечивает подготовку педагогов, родителей, учащихся к включению детей с ОПФР в среду нормально развивающихся сверстников.
Основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности.
Для формирования толерантного отношения к детям с ОПФР в учреждениях образования, мы выстроили для себя определённую систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Был выработаналгоритм работы специалистов ЦКРОиР в данном направлении, и определены блоки, которые позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи.
В основу формирования толерантных отношений к детям с ОПФР мы положили принцип «солнечной» интеграции.В результате которой формирование толерантного отношения к детям с ОПФР развивается по принципу солнечной системы, когда есть ядро (ЦКРОиР), и к нему присоединяются другие учреждения образования.
Показателем эффективности реализации данной программы является участие различных категорий населения (волонтёров, представителей предприятий, учреждений, организаций) и участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в специально организованных мероприятиях, таких как акция дружбы и милосердия, фестивали, выставки, тренингах, семинарах-практикумах, форум-театре и т.д.. : в 2013 году приняло участие в среднем в 3 раза больше по сравнению с 2010 годом, когда начиналась реализация данной программы. В 4 раза по сравнению с 2010 годом увеличилоськоличество учащихся школ,принимающих участие в волонтёрской деятельности и различных совместных мероприятиях.
Кроме того, об эффективности данной программы говорят и изменения во взаимоотношениях детей в классах интегрированного обучения. Результаты проведённой социометрии говорят об изменении статуса детей с особенностями: ровесники стали их принимать. Как у родителей, воспитывающих детей с особенностями, так и родителей здоровых детей снизилась тревожность, настороженность и негативные ожидания от совместного обучения детей. Педагоги стали более терпимыми по отношению к учащимся с особенностями.
Таких результатов можно было достичь только благодаря слаженной работе команды специалистов центра, их креативности, творчеству и неиссякаемой энергии. Именно команда делает возможным реализацию проектов, которые не под силу одному человеку.
А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
Детей сравнивают с цветами.
Ребёнок с особенностями тоже цветок.
Цветок полыни.
Горький, но такой необходимый для здоровья. Окружающих.
Уважаемые коллеги, полагая, что в системе формирующихся толерантных отношений центральную позицию занимает слово, своё выступление я хочу завершить роликом, созданным сотрудниками нашего центра, «Притча о слове».
Притча о слове
У школьного учителя был весьма тяжелый характер и придумали мальчики как от него избавиться.
На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.
Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение.
Он собрал книги и ушел домой.
Когда жена открыла дверь, то вид у него был бледный и больной.
Жена постелила ему постель,…
Учитель слег и перестал ходить на занятия.
Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже.
Он совсем перестал вставать с постели.
Глаза его ввалились, все болело.
Тогда дети его пожалели и решили исцелить.
Они стали проведывать его по - одному…
И каждый говорил, что сейчас учитель прекрасно выглядит
После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю
прогуляться вместе по улице, чтобы окончательно выздороветь.
На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением!
Учитель радовался. Хвори перестали его мучить.
Словом можно как убить, так и лечить!