Сумесная дзейнасць ЦКРНіР і сям'і ў аказанні дапамогі па сенсомоторные развіццю дзіцяці з ТМН

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

«Слуцкі раённы цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная Skip Navigation Links
 

 28.03.2024  Приезд ребят из Д\с №19 и СШ № 10

подробнее...

 

 27.03.2024  Мероприятие «Весенние чудеса»

подробнее...

 

 26.03.2024  Познавательная программа "Соловушка"

подробнее...

 

 26.03.2024  Театральная сказка «Тридевятое государство»

подробнее...

 

 25.03.2024  Мероприятие «К нам пришла весна»

подробнее...

Кантактная інфармацыя

223610
Мінская вобл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (дырэктар)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема праезду: карта

Cтатыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

 Совместная деятельность ЦКРОиР и семьи в оказании помощи по сенсомоторному развитию ребёнка с ТМН

         Обучение,  воспитание и развитие  ребёнка с ТМН – это ежедневная, ежечасная, ежеминутная кропотливая работа, которая выполняется в процессе трудовых, бытовых, игровых, учебных действий. Специалисты ЦКРОиР обучают родителей  ребёнка методикам, приёмам и особенностям взаимодействия с данной категорией детей.

Сенсомоторное развитие детей включает не только развитие у них процессов восприятия (зрительно­го, слухового, обонятельного, вкусово­го, осязательно-тактильного) предме­тов и явлений окружающего мира, но и моторных (двигательных) действий в процессе восприятия. То, что ребенок слышит, видит, передвигается, а кожа его обладает чувствительностью, — лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Как в Центре, так и в семье ребёнка необходимо обучать ощупыва­нию, выслушиванию, рассматриванию предметов. Тогда он будет,  в зависимости от его особенностей, овладевать  определен­ными двигательными способами, мо­торными приемами.

Чтобы понять, как научить ребёнка с ТМН целенаправленным действиям, нужно осознать разницу между двумя видами моторных навыков: к крупной моторике относится совокупность движений крупных мышц, к мелкой моторике относятся мелкие мышечные движения кистей рук. Детям с тяжёлыми множественными нарушениями, возможно, придётся  потратить много лет на освоение всех основных движений, а некоторые вещи они вообще не могут освоить. Поэтому на данном этапе родителям так же необходимо  работать над основными, базисными движениями – движениями крупных мышц руки:

- учим пользоваться предплечьями (совершать движения вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо);

- учим пользоваться кистями (брать, удерживать, отпускать).

Во время работы с ребёнком с ТМН ему прививаются движения, максимально приближенные к нормальным движениям в реальной жизни. Таким образом, ребёнок приобретает сенсомоторный опыт.Для его закрепления семьям детей с ТМН специалисты ЦКРОиР рекомендуют укладывать ребёнка в правильное функциональное положение, выбирать правильные функциональные позиции и др.

 

Ребёнка нужно укладывать в функциональное положение. Зачем?

-находясь в правильной позе, ребёнок лучше осознаёт своё тело;

-у ребёнка развивается пространственная ориентация с помощью изменения угла зрения;

-у ребёнка нормализуется тонус мышц;

-стимулируется функциональная активность, и в первую  очередь, самостоятельная активность;

-благодаря организованной при помощи специальных средств смене положений происходит      профилактика контрактур и деформаций;

-облегчается уход за ребёнком.

 

Ребёнок может принимать функциональные позиции. Какие?

-положение на спине с приподнятой головой и согнутыми в коленях ногами;

-положение на животе с опорой на предплечье;

-положение на боку;

-положение на четвереньках;

-положение сидя с вытянутыми вперёд ногами.

 

Всегда помните:

- кладите ребёнка как можно безболезненнее и удобнее;

- правильно меняйте его положение;

- обращайте внимание на ограничения ребёнка и учитывайте их;

- обеспечивайте безопасность ребёнка;

- обращайте внимание на оборудование помещения и освещение;

- время пребывания в одном положении, в зависимости от особенностей ребёнка, в среднем 2-3 часа;

- ребёнок должен всегда занимать определённое положение (за исключением случаев, когда он может сам изменить свою позу).

 

При укладывании ребёнка принимайте во внимание:

- всегда разговаривайте с ребёнком, объясняйте, что вы будете с ним делать;

- всегда поворачивайте голову ребёнка в направлении движения его тела;

- вращения производите всегда медленно, через плечо и (или) таз;

- никогда не тяните за поражённую руку!!!

- голову по возможности укладывайте ровно, чтобы ребёнок не съезжал вниз.

ребёнка, и подберите игровой материал в соответствии с его интересом.

Существуют и приемы обращения взрослого с детьми в повседневных ситуациях:

1. Избегать положения взаимодействия, когда взрослый находится выше ребенка. Подобная ситуация способствует появлению патологической позы: ноги скрещиваются, появляется асимметрический тонический рефлекс затылка, тело соскальзывает вперед и чрезмерно разгибается.

2. При взаимодействии с сидящим ребенком необходимо находиться с ним на одном уровне, садиться на низкий стул или специальную скамеечку, обеспечивая контакт «глаза в глаза». Необходимо следить за правильной позой ребенка: ступни его стоят ровно (полностью на полу или каком-либо основании), посадка глубокая (тело максимально приближено к спинке, не допускаем соскальзывания вперед), плечи немного наклонены вперед, руки и ладони расположены в направлении колен.

3. Взаимодействие с маленьким ребенком желательно осуществлять, присаживая его себе на бедро. При этом руки взрослого охватывают лопатки ребенка и слегка притягивают их по направлению к себе. Подобная поза предотвращает спазм приводящих мышц и обеспечивает хороший зрительный контакт.

4. Не следует ребенку с гемипарезом подавать игрушку в направлении непораженной стороны его тела. Подобная ситуация вызывает патологическую позу: рука сгибается в локте, большой палец сгибается (в кулак), ступня ставится на носок.

5. Ребенку с гемипарезом предлагают брать предмет, который находится прямо перед ним или даже немного ближе к пораженной стороне его тела. При этом желательно, чтобы предмет был достаточно большим и его нужно было бы брать обеими руками (большой мяч, большая машина).

6. Игры, сидя на полу, в наклоненной позе нежелательны для ребенка с гемипарезом. Ребенок старается сидеть на непораженной ноге, а пораженная нога выворачивается внутрь в бедре и в колене. При этом оказывается нежелательное давление на внутреннюю сторону стопы. Пораженная сторона его тела наклоняется, плечо вытягивается вниз и назад, что приводит к невозможности действовать обеими кистями.

7. Игры и деятельность ребенка с гемипарезом желательно организовывать в позе на коленях. Коленям нужно обеспечить симметричную позицию: бедра вытянуты, вес распределен на обе ноги. Сами действия необходимо производить на приподнятой плоскости (скамейка, стол, подиум и т.д.), при этом предплечье пораженной руки обязательно должно лежать на столе.

Будьте чуткими к сигналам, которые подаёт ребёнок. Подталкивайте его к инициативным и самостоятельным действиям. Сосредоточьтесь на занятиях, которые увлекают возрастной подготовкой.

         Ребёнок с ограничениями не всегда может пользоваться стандартной мебелью. В  домашних условиях рекомендуется так же, как и в ЦКРОиР  применять специальное оборудование и адаптированную мебель. Оборудование, изготовленное  по индивидуальному заказу с учётом особенностей  ребёнка,  помогает максимально реализовать его возможности. Сидя в специальном стульчике, ребёнок улучшает стабильность тела и рук, протягивает руки.

        Дети, у которых бывают неожиданные непроизвольные движения, легко отбрасывают игрушки за пределы досягаемости. Поэтому:

-пусть ребёнок играет за столом с бордюром;

-лучше игрушки и пособия потяжелее, чем лёгкие;

-шершавый стол лучше, чем гладкий;

-может быть хорошей идея привязать игрушку к ребёнку или столу.

В процессе  развития ребенка необходимо обучать действиям с предметами: ощупыванию, рассматриванию, изучению звуков, которые они издают. Дети с двигательными нарушениями испытывают наибольшие трудности. Требуется создание предпосылок для развития функциональных возможностей рук, поскольку манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об окружающем мире. Такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения кистью, владеть приемами удержания предметов и их обследования. Ребёнок с гиперкинезами испытывает трудности при попытке дотянуться до чего-либо, однако, из-за плохого баланса и непроизвольных движений, ему не всегда удаётся захват.

 Для закрепления навыков приобретённых в Центре специалисты рекомендуют родителям детей с ТМН упражнения и игры, которые можно использовать в домашних условиях.

Упражнения, формирующие умение двигать руками вперёд-назад:

1). «Волшебная книга». Большинство детей любит листать книги и журналы. Но это трудно, если есть проблемы с руками. Чтобы научить ребёнка, можно сделать свои книжки. Сначала на край странички прикрепляем пластиковые фишки, прищепки или другие уплотнители. На страницах наклеиваем забавные фото или картинки.  Так легче листать.

2). Сенсорные жилеты, фартуки, коврики со звучащими игрушками разной формы, цвета, фактуры.

3). Игрушки-каталки.

4). Упражнение «Что в ящике?» Выдвигание  ящиков, рассматривание предметов, спрятанных в нём.

5). Игра «Кто пришёл в гости?» Нарисовать смешную рожицу или животное на тыльной стороне ладони ребёнка и предложить рассмотреть, поздороваться с гостем, попрощаться.

6). Игры с фонариком. Зажечь фонарик и направить  его луч на руки ребёнка. Обратить внимание на тени, которые оставляют его руки на стене или столе.

7). Игра «Солнечный зайчик».

8). Раскатывание теста.

9). Бросание мешочков с фасолью.

10). Игры с сыпучими материалами.

11). Открывание дверей шкафчика.

12). Игра на пианино.

13). Толкание игрушек.

 

Упражнения, формирующие движения вверх-вниз.

Локтевой сустав может сгибать и разгибать предплечье в нескольких плоскостях: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо. Поднять предплечье вверх детям с двигательными нарушениями бывает очень трудно. Если ребёнок научился правильно выводить руки вперёд, можно предложить ему несколько игр для движений предплечья вверх-вниз. Игра и обучение здесь являются синонимами.

1). Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Сначала ребёнок будет только смотреть на них и тянуться к ним, а позже постарается поймать и удержать.

2). Игры со звучащими браслетами. Можно надеть ребёнку на запястья и щиколотки – это прекрасный способ помочь ребёнку музицировать и одновременно двигаться.

3). «Прятки с игрушкой». Ребёнок  обычно получает удовольствие, находя всевозможные предметы в помещении, в саду, на прогулке. Не лишайте его возможности находить, дотягиваться до новых предметов и коллекционировать их.

4). Игра «Рыбаки».

5). Игра «Вбивалочка». Подставка с деревянными штырьками, которые ребёнок вбивает в отверстия деревянным молоточком.

6). «Музыкальный молоток».

7). Упражнение «Музыкальная ложка». Ребёнок стучит ложкой по столу.

8). Игра «Строим башню».

9). Пирамидки без стержня.

10). Открывание и закрывание кастрюль.

 

Для формирования движений влево-вправо использую следующие игры:

1). Игры с машинками. Если ребёнок любит играть с машинками, то ему подойдёт такая машинка, которую нужно прижать к поверхности и откатить немного назад, чтобы она поехала. Можно сделать машинку-каталку.

2). Многие предметы из нашего обихода, если к ним применить немного фантазии и смекалки, можно использовать в качестве забавных игрушек. Пример такой игрушки – «Чудесные колечки».

3). Упражнения на сортировку. Вариации бесконечны.

4). Упражнение на перемещение «Горка», «Стаканчики» (вкладываются друг в друга).

5). Рисование у мольберта. Рисование на вертикально расположенной плоскости – на мольберте, классной доске, зеркале, экране – способствуют формированию движений предплечья влево-вправо и разгибанию запястья.

6). Игра на пианино.

Координация рук и глаз начинается с того, что ребёнок видит предмет, который его  привлекает, и делает намеренное движение для его захвата, он машет руками около предмета и делает это вначале обеими руками; обратите внимание, в то же самое время он сжимает и разжимает свои ладони, как бы хватая предмет, хотя на данной стадии развития сделать это не в состоянии. Это не просто начало визуально-ручной координации, ребёнок получает первые представления о дистанции междуим самим и предметом, т. е как далеко ему следует протянуть руки, чтобы дотронуться. Затем он вытягивается и хватает предмет, в конце концов обретя возможность дотягиваться, дотрагиваться, схватывать и манипулировать всякий раз, как возникает необходимость. Сначала дети берут в руку предметы и держат их всей ладонью («ладонный захват»). Постепенно ребёнок учится брать предметы «грабельками», когда маленький предмет ребёнок всеми пальчиками «сгребает» в ладошку, затем «захват щепотью» (тремя пальцами – большим, указательным и средним), затем -  двумя пальцами: большим и указательным («несовершенный пинцетный захват») и, наконец, кончиками большого и указательного пальцев («совершенный пинцетный захват»).

Чаще всего у таких детей умение брать предмет остаётся на уровне «ладонного захвата». И всё же специалисты Центра совместно с родителями должны учить ребёнка действовать руками. Первым делом нужно раскрыть ладонь ребёнка так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведён, а запястье разогнуто. Для этого нужно развернуть его руку наружу, плавно разогнув в локтевом суставе. Сначала делать так, когда обе руки ребёнка отведены в стороны, а потом – когда они вытянуты вперёд. С этой целью рекомендовано использовать упражнение «Кулачок-круглячок».  Если повернуть кисть ребёнка ладонью вверх, выпрямить ладонь, а затем слегка согнуть, образуется «ковшик», в который можно вложить игрушку.

         Нужно многократно, в течение дня, помогать ребёнку дотрагиваться и брать в руки различные предметы обихода, фрукты и т. п. для того, чтобы он «почувствовал объект целиком». Очень важно педагогам и родителям называть эти предметы, их форму, цвет  и то, какие они на ощупь, пока ребёнок держит их.

Игры оказывают большое влияние на развитие ребенка. В игре стимулируется физическое и психическое развитие детского организма: движение, речь, чувства, представления о мире, формы общения с детьми и взрослыми... Игра не менее важна и для ребенка с ТМН - это средство для развития его интеллекта, эмоций, коммуникации, мелкой и крупной моторики.

Процесс обучения и воспитания ребёнка с ТМН не заканчивается за порогом коррекционного центра, не прекращается на выходные дни, так как в него вовлекаются родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, которые являются для него главными воспитателями и учителями. Ведь не один даже самый виртуозный педагог, медик, психолог не заменит родного  тепла близкого человека.

     Антоненко Т.Г., учитель

Храмкова И.Н., воспитатель

 

Информация взята из интернет-источников