Шахматы як праектыўная дыягнастычная і псіхатэрапеўтычная тэхніка

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

«Слуцкі раённы цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная Skip Navigation Links
 

 28.03.2024  Приезд ребят из Д\с №19 и СШ № 10

подробнее...

 

 27.03.2024  Мероприятие «Весенние чудеса»

подробнее...

 

 26.03.2024  Познавательная программа "Соловушка"

подробнее...

 

 26.03.2024  Театральная сказка «Тридевятое государство»

подробнее...

 

 25.03.2024  Мероприятие «К нам пришла весна»

подробнее...

Кантактная інфармацыя

223610
Мінская вобл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (дырэктар)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема праезду: карта

Cтатыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

Шахматы как проективная диагностическая и психотерапевтическая техника

    Цель: выявить и зафиксировать  такие знакомые, но трудноуловимые характеристики взаимоотношений между людьми, как душевная близость, теплота, отчужденность, напряженность. Определить  влияние, каких людей оказывается значимым для консультируемого; воздействие кого принимается, а кого отвергается.

    Выполнение диагностической процедуры каждым членом семьи позволяет получить представление о структуре психологического пространства каждого члена семьи и оценить сплоченность семьи в целом. 

    Перед Вами шахматное поле.  Попробуйте на данном поле расставить определенные фигуры. Фигуры, которые Вы расставите, будут обозначать членов Вашей семьи, а также членов родительских семей: Вашей и Вашего супруга(ги). На фигурках условно нанесены точками глаза. Фигурки можно расположить на доске таким образом, чтобы они "смотрели" друг на друга прямо, искоса или отвернувшись. Их можно установить на кубики разной высоты (1,5; 3; 4,5; 6; 7,5 см) в зависимости от степени влияния на решения, принимаемые семьей по тем или иным вопросам. При этом    конус – обозначают  членов семьи женского пола, цилиндр- обозначат членов семьи мужского пола.    Сначала Вы определяете местоположение своей фигуры: она должна быть в центре поля. (Испытуемый ставит собственную фигуру в центр поля.) Хорошо. Положение других фигур Вы будете определять относительно Вашей фигуры. Располагайте их, как хотите по отношению к Вашей фигуре. :

       Предлагаемые объекты для определения психологической дистанции:

    Я (испытуемый); Муж (жена); Ребенок; Моя мама (мать испытуемого); Мой отец (отец испытуемого); Мать мужа (жены); Отец мужа (жены); Братья и сестры (испытуемого и мужа/жены)

   Психологическая дистанция - фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить границы, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека. Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (короткая - длинная) и силы (слабая – напряженная). Параметр длины характеризует расстояние от Я одного человека до Я другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности Я каждого из участников взаимодействия.

Длина психологической дистанции

Феноменология

 Короткая

Привязанность, боязнь разлуки, иногда навязчивость, "прилипчивость"

 Средняя

Доброжелательность, отзывчивость, приветливость

 Длинная

Отстраненность, замкнутость, нежелание общаться, избегание разговоров и встреч

    Параметры длины и силы прямо пропорциональны  друг с другом: чем короче психологическая дистанция до определенного человека, тем более напряженной она является, чем сильнее переживание собственной ограниченности, тем большее влияние приобретает другой человек, тем больше его значимость.

 

 

Область

Характеристика

Длина психологи-ческой дистанции

Рефлексив-ные пережива-ния

Симбиотическая

Очень тесная связь с другими людьми, пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений, делает отношения неподвижными и  взаимозависимости. Нет простора для развития и проявления собственной активности

Короткая (0-1,5)

Я не принадле-жу сам себе. На меня давят, «поглащают».

Плодотворная

Оптимальная зона для построения взаимоотношений с другими людьми и личностного развития.

Средняя
(2-3)

Мне никто не мешает. Я могу положиться на себя и  других..

Отчужденная

нет ощущения связи и общности  с другими людьми, отстраненность от них. Создаются различные барьеры для взаимовлияния.

Длинная (3,5-4,5)

Я одинок и никому не нужен. Вокруг меня никого нет.

       В чистом виде преобладание какого-либо одного вида взаимоотношений по отношению ко всем членам  большой семьи встречается редко. Как правило, характерно сочетание различных видов взаимоотношений: так симбиоз в основном типичен для взаимоотношений матери и маленького ребенка, жены и мужа (на первом этапе существования семьи); плодотворные отношения и чаще отношения отчуждения - для взаимоотношений с родителями и родственниками мужа (жены). Однако симбиотические взаимоотношения отнюдь не являются нормой для отношений между матерью и ребенком старшего возраста, а также для отношений между супругами при большем стаже семейной жизни.
    Поскольку данная методика относится к классу проективных, то она рассчитана, прежде всего, на качественную обработку и интерпретацию полученных данных. Предлагаемый количественный подход является скорее дополнительным средством для облегчения анализа при сопоставлении результатов определения психологической дистанции у разных испытуемых.
Достоинствами предлагаемой методики являются ее экономичность, вариативность в выборе объектов для измерения психологической дистанции, отсутствие больших временных затрат на ее проведение и обработку полученных данных.

Шахматы как проективная диагностическая и психотерапевтическая техника

     С  помощью шахмат можно решать не только антропометрические задачи, это модели, где фигуры выполняют роль конкретных людей, но и решать вопросы взаимоотношений между двумя людьми на более глубоком уровне, взаимоотношения в семье, в роде, как замкнутой системе. В этом случае у каждой фигуры появляется своя роль, своё значение. При этом все белые фигуры обладают положительной, светлой энергетикой, имеют позитивное значение, радости и удовольствия. Чёрные, соответственно - наоборот.

        Белые: Король - род, Ферзь - семья, Ладья - территория, Конь - стратегия, Офицер (слон) - поведение, Пешки - события.

        Чёрные: Король - родовая карма, Ферзь - семейные проблемы, Ладья - карма территории, Конь - ошибки стратегии, Офицер (слон) -ошибки поведения, Пешки - негативные события.

    При рассмотрении геополитической модели объектами моделирования являются не физические, а юридические лица и экономические объекты, фигуры имеют следующие значения:

        Белые: Король - могущество, Ферзь - сила, Ладья - территория, Конь - богатство, Офицер (слон) - организация, Пешки - достижения.

      Чёрные: Король - потеря влияния, Ферзь - слабость, Ладья - потеря территории, Конь - недостаток средств, Офицер (слон) - дезорганизация, Пешки - потери.

   При моделировании денежных вопросов, финансовых стратегий, старшие фигуры связываются с банками и корпорациями, а пешки с прибылью и убытками, дефолтами и инфляцией.

      На этом не ограничиваются возможности метода. С помощь шахмат можно рассмотреть вопросы здоровья клиента, поведения и вопросы жизненных проблем, так называемой судьбы или кармы. В этом случае моделируется состояние одного человека. В случае работы со здоровьем все фигуры вместе отображают тело, или орган одного человека. При этом белые фигуры отображают структуры и объекты, а чёрные - проблемы, разрушения и болезни.

       Белые: Король - орган тела или тело в целом, Ферзь - состояние, Ладья - местоположение органа в норме, Конь - стратегия, Офицер (слон) - поведение, Пешки - позитивные ощущения.

     Чёрные: Король - органические изменения, Ферзь - функциональные изменения, Ладья - деформация, изменение положения, Конь - ошибка замысла, Офицер (слон) - ошибка воздействия, Пешки - боли.

    При работе с поведением рассматривается спектр возможных поступков клиента. Мы представляем его себе в процессе совершения данного поступка. Все поступки отождествляются с белыми фигурами, так как никто не планирует негативные последствия (они рождаются инерцией системы), а любое своё действие рассматривает, как позитивное. Черные фигуры символизируют негативные аспекты поведения - негативные последствия.

     Белые: Король - личность, Ферзь - поступок, Ладья - место действия, Конь - стратегия, план действия, Офицер (слон) - действие, Пешки - успех.

    Чёрные: Король - негативные параметры сознания, Ферзь - негативное поведение, Ладья - ошибка в позиции, Конь - ошибка замысла, Офицер (слон) - ошибка действия, Пешки - неприятности.


    При рассмотрении, так называемой эволюции, моделируется состояние человека. Цепочка эволюции отождествляется с последовательностью состояния сознания. Белые фигуры обозначают состояния и отождествляются с ним. Чёрные фигуры указывают негативные аспекты развития.