Людям не всегда нужны советы.
Иногда им нужна рука, которая поддержит,
ухо, которое выслушает и сердце, которое поймёт.
Сельма Лагерлёф
В любой семье родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливыми. К сожалению, далеко не каждого ребенка природа наделила сильным здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем их желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом мире наравне со всеми.
25 февраля на базе ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» в рамках реализации плана ресурсного центра проходил областной семинар-практикум «Система социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития" (далее ОПФР).
В семинаре приняли участие педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений специального образования Минской области. Открыла семинар заместитель директора ГУО «Минский областной ЦКРОиР» Сычкова Н.Л., которая отметила актуальность данного направления. Начальник отдела образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома Неделько А.В. представил участникам семинара систему специального образования Слуцкого района. В своей презентации директор ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» Пономарёва И.М. ознакомила специалистов с системой работы с родителями, воспитывающими детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Работа с «особыми» детьми требует огромного терпения, милосердия, понимания, взаимопонимания, взаимопомощи, творчества и профессионализма. Специалисты центра имеют уникальную возможность при организации образовательного процесса опираться на самых заинтересованных в его успешности людей – родителей, которые становятся их партнерами. Ведь ни одна специальная образовательная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй.
Очень важно при взаимодействии с семьей опираться не только на рекомендации по воспитанию, но и на создание таких условий, которые максимально стимулировали бы активное решение возникающих проблем.
Формы взаимодействия с семьёй приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.С наиболее эффективными формами, на наш взгляд, специалисты центразнакомили участников семинара.
Педагог-психолог Капская А.Ю. презентовала дорожную карту психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОПФР, которая представляет подробный план развития данного направления. Рассказала о диагностическом инструментарии, которым специалисты центра пользуются в своей работе. Участникам семинара был представлены алгоритм работы с родителями и те технологии, которые являются наиболее эффективными.
Большой интерес вызвало выступление педагога-психолога Мирончик Т.Л., которая рассказала о нетрадиционных технологиях в семейном консультировании. Педагог-психолог Лебедь Н.М. познакомила участников семинара с проективной методикой «Шахматное поле».
В рамках семейно-педагогической творческой мастерской педагогом социальным Лукашевич И.И. был представлен практический опыт по работе с семьями, воспитывающими детей с ТМН. В работе мастерской приняли участие не только педагоги, но и родители, а также отец Сергий, настоятель храма благоверного князя Александра Невского.
Участниками семинара было отмечено, что интерактивные методы создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную, позволяют «сжимать» время, являются психологически привлекательными и комфортными.
«В работе с родителями, воспитывающими особенного ребенка, нужно очень серьезно относиться к каждой родительской реакции, чтобы выработать общую платформу и способствовать подлинному сотрудничеству в семье».ГурлиФюр.