Районный семинар-практикум «Содержание социально-педагогической помощи семьям детей с ОПФР в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства»
26 апреля в ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» состоялся семинар-практикум для педагогов социальных на тему: «Содержание социально-педагогической помощи семьям детей с ОПФР в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства». Цель: повышение компетенций, совершенствование профессиональных знаний педагогов социальных по вопросам организации совместной деятельности с родителями, воспитывающими детей с ОПФР.
Педагог социальный ЦКРОиР Лукашевич И.И. в своей презентации «Методологические аспекты социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОПФР» заострила внимание на основных документах регламентирующих организацию психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в учреждении общего среднего образования. Так же была дана подробная характеристика типологии семей, воспитывающих детей с ОПФР, обозначены обязательные условия социально-педагогической деятельности с семьей:
- первичности семьи, приоритетной ее роли в формировании общества;
- сотрудничества;
- системного подхода, в работе с семьей;
- уникальности каждой проблемной ситуации в семье;
- обратной связи;
- рефлексирования социального педагога.
В рамках коллегиальной супервизии «Формирование профессиональных компетенций педагогов по работе с родителями, воспитывающими ребенка с ОПФР» участники семинара обсудили вопрос «Что будет способствовать со стороны педагога социального успешному взаимодействию с семьей особого ребенка?»:
- эмпатия (безоговорочное принятие, понимание эмоционального состояния и позиции родителей; умение выслушать, проявив заинтересованность);
- упор на чувствах (умение понять, обобщить и резюмировать невербальное и вербальное состояние родителей на уровне чувств);
- профессиональная компетентность педагога (информация об особенностях ребёнка, информация об услугах).
В ходе выполнения практического задания педагогами были сформированы следующие этапы в работе с родителями:
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс – опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации: актуальной, достоверной, понятной, полезной.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и развитии ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование путей развития ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно-информационные;
- информационно-коммуникационные.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОПФР, - это деятельность, направленная на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с особенностями. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
В работе семинара принял участие заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации ГУ «Слуцкий ТЦСОН» Анаприенко-Шахнович Е.А.