Текст

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links
 

 28.03.2024  Приезд ребят из Д\с №19 и СШ № 10

подробнее...

 

 27.03.2024  Мероприятие «Весенние чудеса»

подробнее...

 

 26.03.2024  Познавательная программа "Соловушка"

подробнее...

 

 26.03.2024  Театральная сказка «Тридевятое государство»

подробнее...

 

 25.03.2024  Мероприятие «К нам пришла весна»

подробнее...

Контактная информация

223610
Минская обл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (директор)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckrir@uoslutsk.by

Схема проезда: карта

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Форум-театр в системе формирования толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития

Цель: знакомство участников семинара с инновационной методикой «Форум – театр», эффективной формой работы по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития.

Задачи:

  1. Содействовать осознанию деструктивности определённой воспитательной позиции посредством моделирования конкретной ситуации;
  2. Способы выработки  адекватного представления о детских возможностях и  потребностях;
  3. Определение конструктивных способов взаимодействия с ребёнком.

План

  1. Упражнение «Лес»
  2. Мини-лекция «Понятие толерантности. Форум-театр».
  3. Форум-театр:

√ Действие (десяти-пятнадцати минутная инсценировка спектакля, заканчивающаяся стоп-кадром);

√ Форум (замена одного из актеров в любом месте спектакля);

√ Обратная связь;

√ Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами;

  1. Притча о слове.
  2. Рефлексия.

Ход занятия

  1. Упражнение «Лес».

Цель: создание позитивного эмоционального фона, содействие сплочению группы, активизация участников.

Социальный педагог обращается к аудитории с вопросом: - «Кто пьет кофе по утрам? Прошу поднять правую руку» (если положительно ответивших меньше или больше 14-ти, задается второй вопрос «Кто любит кофе с молоком?»).

Социальный педагог просит положительно ответивших участников подойти к столикам и выбрать себе любой медальон (условие: не демонстрировать свой выбор залу).

Семь-восемь участников выбирают медальоны с названиями деревьев, а остальные участники – с названиями погоды.

Социальный педагог объясняет упражнение.

В нашем лесу растут березки, елочки, дубки, плакучие ивы, сосны, дикая цветущая яблоня.  Я прошу вас занять наиболее комфортное место для вашего дерева на лесной поляне. А теперь покажите, как ваше растение реагирует на:

- ласковое теплое солнышко;

- тихий нежный ветерок;

- мелкий грибной дождик;

- сильный ливень;

- заморозки;

- метель;

- сильный холодный ветер.

Перечисленные погодные явления демонстрируют участники с медальонами «Погода».

Социальный педагог предлагает участникам с медальонами «Погода» занять свои места в зале.  

Социальный педагог подходит к каждому участнику с медальоном «Дерево» и обращается к залу с вопросом: «Какое дерево демонстрировал участник?»

Релаксация: после сильного холодного ветра с ваших деревьев стали опадать листья.  Вы превращаетесь в листочки.  Вы отрываетесь от веток и медленно, плавно опускаетесь на свои места.

  1. Мини-лекция
  • Форум театр это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшению общества через изменение своего поведения. Задача представления – подтолкнуть зрителей к активному решению своих проблем, поднять дискуссию в обществе.
  • «Вторичные» результаты – позитивные изменения в актерской группе, изменения личности актеров. Здесь форум-театр пересекается с психодрамой и социодрамой, однако следует помнить, что он предназначен для более широкой задачи и направлен на общество в целом или большую целевую группу

Каких результатов помогает достигать форум-театр

Форум театр успешно используются для разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и др.

«Театр не имеет ничего общего со зданиями... Театр, или театральность – это способность, это человеческое качество, которое позволяет человеку наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приобретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) другого субъекта (того, кто исполняет роль). Это позволяет человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может наблюдать себя в момент наблюдения, в момент действия, в момент ощущения и в момент осмысления. Ощутить себя тем, кто ощущает, и подумать о себе, который думает...»

Августо Боале

Из чего состоит форум театр

Форум-театр состоит из четырех функциональных компонентов: целевые аудитории, актеры, сценарий и модератор. Рассмотрим их последовательно:

Целевые аудитории

  • Первые показы форум-театра Августо Боале проходили в среде бразильских крестьян нередко прямо на рыночной площади («форум» переводится с латыни как «площадь»)
  • Современный форум-театр демонстрируется как на улице, так и в аудиториях учебных заведений, учреждений и организаций. Нередко форум-театр используется в рамках самых разнообразных образовательных программ.
  • Работа по технологии форум-театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифицируют себя с жертвами угнетения и насилия.

Актеры

  • На первом этапе работы форум-театра у Августо Боале актерская группа состояла из представителей разных социальных слоев (чаще всего крестьян), которые не были профессиональными актерами
  • Актерами современных форум театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества. Целевые группы, с которыми работают специалисты центра в данной технике: педагоги учреждений образования (руководители учреждений образования, педагоги предметники, классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи), учащиеся средних школ и их родители, дети с ОПФР и их родители.

Сценки и сценарии

  • При разработке сценариев основой любого драматического действия является конфликт. В основу сценария положены реальные ситуации происходящие в учреждениях образования (интегрированных группах и классах), в семьях воспитанников ЦКРОиР. 
  • В форум-театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты.
  • Решение конфликта не дается в сценарии
  • Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни – задача аудитории, «активных зрителей» форум-театра

Подготовка сцены

Подготовка сцены состоит из следующих этапов:

  • Разработка сценария

Разрабатывая сценарий, в основу которого положены реальные ситуации, участники обсуждают его с модератором, опираясь на свой жизненны опыт. Важно, чтобы разыгрываемая ситуация не была идеально разрешимой. Но, вместе с тем, она должна иметь несколько вариантов позитивного разрешения. Основные принципы:

- ясность в изложении сюжета;

- четко определенный протагонист (жертва);

- в это должно вериться;

- сцена должна иметь возможность изменяться;

- в идеале, сцена должна иметь четко определенные места для вмешательства;

- форум-театр  -  это театр угнетенных, а не депрессивных.

 

  • Распределение ролей

В условиях ограниченного времени и отсутствия актерских навыков у участников, группе надо объяснить подробно, для чего нужна эта работа. Для этого мы используем актерские техники – это способы, позволяющие содержательно наполнить сцену, благодаря их применению участники более гибко воспринимают образ своего героя.

  • «Техники» (когда актеры  по требованию модератора играют сцену так, как будто все слабослышащие, агрессивные, добрые и т.п.) рефлексия на тему изменений, произошедших в сцене. Наиболее часто мы используем следующие техники:

- «Стоп-кадр». Во время проигрывания сцены по сигналу модератора действие останавливается, и актеры начинают вслух произносить мысли, которые могли  бы приходить в голову их персонажам в данной ситуации. Техника применяется для осмысления актерами логики действий своего персонажа и всех персонажей в сценке.

- «По очереди». Актеры говорят только по очереди (не одновременно). Данная техника позволяет подчеркнуть реплики каждого из персонажей. Применяется в ситуации, когда актеры говорят одновременно, заглушая друг друга.

- «Ускоренное кино». Актеры играют свои роли вдвое быстрее обычного. Данная техника позволяет убрать лишние реплики и действия персонажей в сцене.

- «Замена ролей». Участники сценки на время меняются ролями. Техника помогает лучше понять логику разыгрываемого конфликта, генерирует новые реплики и сюжетные элементы, повышающие выразительность сценки. После этого этапа модератор может предложить одному из участников перераспределить роли участников так, чтобы они наиболее подходили участникам.

- «Мексиканский сериал». Актерам предлагается сыграть сцену пафосно, преувеличено драматично.   Техника позволяет изменить содержательное наполнение сцены, повысить ее выразительность.

- «Злые». Актеры играют сцену так, как будто каждый из персонажей перевозбужден и крайне раздражен. Техника позволяет повысить энергетику сцены. Применяется в случае, если актеры вялы и пассивны. Если группа перевозбуждена и это негативно отражается на подготовке сцены, модератор может предложить актерам своих персонажей, наоборот, быть очень добрыми.

- «Глухие». Актеры играют сцену так, как будто все плохо слышат. Техника позволяет выровнять уровень звука в  сцене, актеры, произносившие свои реплики слишком громко, начинают играть тише, а те, кто говорил тихо, начинают говорить громче.

  • Отработка возможных вариантов замен.

В завершении этапа подготовки, группа, работавшая над сценами спектакля, предлагает и обсуждает возможные варианты замен. Это дает возможность еще более детально доработать сцены перед показом для публики.

Показ сцены

Эта фаза является кульминационным моментом технологии. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актеров. Останавливая, по своему усмотрению, актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.

Перед показом сцены модератор общается с аудиторией, обсуждая проблему затрагиваемую в сцене. Важно задать о личном опыте зрителей относительно явлений показанных в сцене. Например: «Кто из вас сталкивался с такой ситуацией? Как это было?» Модератор объясняет зрителям правила технологии.

Так же перед показом сцены, для того, чтобы активизировать зрителей и подготовить их к предстоящим заменам актеров, модератор может провести со зрителями несколько простых разминочных упражнений (приложение ….)

Когда сцена показана модератор задает вопрос: «Как можно изменить ситуацию?» Когда кто то предложил вариант решения, его просят выйти на сцену и продемонстрировать его, заменив одного из персонажей. Затем с аудиторией обсуждается вопрос: «Изменилась ли ситуация?» и следуют другие замены. Нужно подтолкнуть аудиторию к поиску разных путей решения. При этом главный персонаж в сцене не может бтьь заменен.

Зритель может включаться в действие спектакля постепенно. Сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее на сцене. Для модератора важно поддерживать необходимый «градус дискуссии» и активизировать зрителей, мотивируя их к поиску вариантов решения проблемы и проигрывания мизансцен. Исходя из нашего опыта работы, только таким образом мы можем достичь максимального эффекта от использования данной технологии.

Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным вариантом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них.

Актерами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же время не позволяют ситуации стать идеально разрешимой. Это дает возможность искать все новые и новые пути решения проблемы. При этом зрителям, чтобы у них не возникло разочарования от безуспешности собственных действия, объясняется, что в жизни проблемы не решаются так же легко, как в сказке, с помощью волшебной палочки. Людям в сложной ситуации трудно сразу изменить свое поведение, для этого необходимо время и главное – желание измениться. Эта фаза спектакля может продолжаться несколько часов. Ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене.

Модератору необходимо чувствовать и вовремя реагировать на действия зрителей, если они стали не эффективными или повторяющимися и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.

  1. Действие.

Цель: моделирование воспитательной ситуации, определение стереотипов воспитания.

  • По семейным обстоятельствам семья Полины Ивановой изменила место жительства. Девочка занималась по программе вспомогательной школы 1-ое отделение. В новой школе ей была предоставлена возможность продолжить обучение по данной программе в классе интегрированного обучения и воспитания. Прошло 4 месяца и мама, которой не безразлична судьба ее ребенка, выразила беспокойство, что ее дочь не участвует не в классных не в общешкольных делах. Ее обращение к классному руководителю положительного результата не дало. И она решила обратиться к завучу школы

Сцена 1

Мама: «Вы знаете, моя дочь Полина уже 4 месяца занимается в вашей школе. И меня очень тревожит тот факт, что она не принимает участия не в классных, не в общественных мероприятиях».

Директор: «Вы знаете, в вашем классе работает очень опытный классный руководитель. Может еще не достаточно времени прошло? Нужна адаптация для ребенка».

Мама: «Я все прекрасно понимаю, но считаю, что сидя на последней парте с плохим зрением, у этого классного руководителя она будет долго проходить адаптацию. Я неоднократно к ней обращалась, но изменений никаких. Если вы не примите меры, я знаю куда мне обратиться».

Сцена 2

Директор пригласил подключиться к разговору классного руководителя. Директор: « Анна Павловна, вот мама Полины Ивановой утверждает, что ее дочь не задействована в общественной жизни класса и школы, и вы бездействуете, на ее неоднократные просьбы не реагируете».

Классный руководитель: «Да, мама ко мне обращалась, но она должна понимать – должен пройти период адаптации».

Директор: «А вы подключали психолога?»

Классный руководитель: «Да, она провела социометрию. Девочка в числе непринятых. Она план работы с ней составила даже».

Директор: «Но это психолог план работы составила, а вы что сделали? И почему девочка с плохим зрением сидит на последней парте?»

Классный руководитель: «Они у меня все недовиживают и я их всех на первую парту посадить не могу».

  1. Форум. Спектакль повторяется.

Замена одного из актеров (кроме мамы Полины) в любом месте спектакля зрителем из зала.

  1. Обратная связь.

Интервью у зрителей спектакля. Сталкивались ли они с такими ситуациями в своей практике. Как они их разрешали.

  1. Обсуждение итогов спектакля с актерами и специалистами.

Цель: организация групповой дискуссии, определение конструктивных способов взаимодействия с ребёнком.

  1. Притча о силе слова.

У школьного учителя был весьма тяжелый характер и придумали мальчики как от него избавиться.

На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.

Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение.

Он собрал книги и ушел домой.

Когда жена открыла дверь, то вид у него был бледный и больной.

Жена постелила ему постель,

Учитель слег и перестал ходить на занятия.

Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже.

Он совсем перестал вставать с постели.

Глаза его ввалились, все болело.

Тогда дети его пожалели и решили исцелить.

Они стали проведывать его по – одному

И каждый говорил, что сейчас учитель прекрасно выглядит

После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю

прогуляться вместе по улице, чтобы окончательно выздороветь.

На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением!

Учитель радовался.  Хвори перестали его мучить.

Словом можно как лечить, так и убить!

  1. Рефлексия.

- Чемодан

- Корзина

- Мясорубка