Проект "Образовательное пространство - территория толерантности"
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе перехода к инклюзивному образованию важнейшей стратегической задачей образования является формирование толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).
С целью изучения представлений о лицах с ОПФР и отношения к ним специалистами ГУО «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) в социальной сети «ВКонтакте» был проведён социологический опрос молодёжи (16 - 18 лет) Случчины. Им были заданы следующие вопросы:
1) Знаете ли Вы, кто такие лица с ОПФР? (да, нет)
2) Если Вас попросит, о какой-либо помощи человек с ОПФР, поможете ли Вы ему? (да, нет, не знаю)
3) Как вы относитесь к лицам с ОПФР? (хорошо, как к обычным людям, с жалостью);
4) Возникают ли у Вас проблемы при общении с людьми с ОПФР? (нет, не общались, да)
5) Знаете ли Вы знаменитых людей с ОПФР? (да, нет).
Анализ полученных данных показал, что, несмотря на то, что все опрошенные юноши и девушки знают, кто такие люди с ОПФР, большая часть молодёжи не имеет представления о возможностях и способностях людей данной категории, поэтому они вызывают жалость у окружающих, но, тем не менее, не все готовы оказать им помощь. Молодые люди не готовы также строить с ними отношения на равных, что очень необходимо для лиц с ОПФР
Главная проблема «особого» ребенка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а также проблема негативного отношения к нему со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров.
Межличностные конфликты, которые возникают в диадах: «педагог - ребёнок с ОПФР», «педагог – родители здорового ребёнка», «нормально развивающийся сверстник - ребёнок с ОПФР», «родители ребёнка с ограниченными возможностями – родители здоровых детей» и т.д., в первую очередь являются результатом неосведомлённости социума. И здесь значительную роль играет работа, направленная на формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР.
Поэтому одной из важнейших задач мы считаем формирование толерантного отношения к детям с ОПФР не только у участников образовательного процесса, но и со стороны социума.
Формирование толерантной личности является длительным, гетерохронным (разновременным) и многоэтапным процессом, включающим в себя создание инклюзивной среды и формирование толерантного поведения человека. Черты толерантной личности не сразу становятся устойчивыми характеристиками, и не все участники образовательного процесса в одинаковой динамике приобретают эти свойства. Разновременность становления различных черт толерантной личности предполагает не просто рост отдельных характеристик личности, а их качественное изменение, благодаря чему происходит скачок в становлении толерантности.
Воспитывать толерантную личность надо с ранних лет. На наш взгляд, именно образовательное пространство, помимо семьи, может стать той средой, которая научит детей милосердию, состраданию, доброте, терпимости, и т.д. к другим людям, в том числе и к людям с ограниченными возможностями. Создание информационного поля (выступления на педсоветах и родительских собраниях, и семинары для педагогов, и консультации для родителей, и размещение материалов в СМИ, презентаций и видеороликов, специально подготовленных специалистами Центра) только облегчает процесс формирования установок на толерантное отношение, но не помогает в решении конфликтных ситуаций. Здесь нужны другие, более эффективные формы и технологии. И такой уникальной формой, на наш взгляд, явился форум-театр. Это инструмент, который благодаря сочетанию в нём социальных отношений и искусства сделал данную методику уникальной и инновационной в проблематике формирования толерантных отношений к детям с ОПФР.
Проект «Образовательное пространство - территория толерантности» был создан для интеграции принципов толерантности в образовательное пространство учреждений Слуцкого района и формированию толерантного сознания у всех участников образовательного процесса. В основу проекта легла система работы ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития в учреждениях образования Слуцкого района.
Актуальность данной деятельности заключается в том, что рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства, как «территории толерантности».
Практическая значимость проекта. Представленные материалы могут использоваться педагогами социальными и педагогов-психологов, классных руководителей учреждений специального, дошкольного, общего среднего образования, для использования в работе с учащимися и родителями, направленной на формирование толерантного отношения к детям с ОПФР.
Цель проекта: создание толерантной среды в образовательном пространстве ЦКРОиР, учреждений дошкольного и общего среднего образования района через формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса к детям с ОПФР.
Задачи проекта:
- способствовать созданию оптимально благоприятных условий для раскрытия и развития личности детей с ОПФР в учреждениях образования Слуцкого района;
- формировать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
- создание позитивного образа ребёнка с ОПФР у всех участников образовательного процесса;
- формирование у педагогов толерантных способов и методов взаимодействия с детьми с ОПФР;
- вовлечение здоровых детей в совместную деятельность с детьми с ОПФР, требующую наличия толерантных установок, как гарантов успешности;
Принципы реализации проекта:
- принцип диалогичности и сотрудничества,
- принцип опоры на активность участников программ,
- принцип уважительного отношения к личности.
Выполнение Проекта должно привести к развитию у всех участников образовательного процесса черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
Участники проекта:
Дети:
- с особенностями психофизического развития;
- здоровые сверстники.
Родители:
- воспитывающие детей с ОПФР раннего возраста;
- воспитывающие детей с ОПФР, обучающихся в группах интегрированного обучения и воспитания;
- воспитывающие детей с ОПФР, обучающихся в классах интегрированного обучения;
- воспитывающие здоровых детей, обучающихся в группах интегрированного обучения и воспитания;
- воспитывающие здоровых детей, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания.
Педагоги:
- директора учреждений общего среднего образования;
- заведующие учреждений дошкольного образования;
- педагоги-психологи и педагоги социальные учреждений общего среднего образования;
- воспитатели учреждений дошкольного образования;
- учителя-дефектологи учреждений образования;
- учителя – предметники учреждений общего среднего образования.
Критерии оценки реализации проекта:
I этап (подготовительный) – наличие знаний о проблеме толерантности у педагогов, родителей, детей;
II (основной) этап – наличие отношения к проблеме толерантности у всех участников образовательного процесса, сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию;
III (оценочный) этап – анализ эффективности проекта, трансляция опыта работы для формирования устойчивой мотивации к проявлению толерантности в социуме.
Сроки реализации проекта: 2011 - 2014 год
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный) (сентябрь-декабрь 2011):
- изучение ожиданий и опасений родителей, воспитывающих детей с ОПФР и родителей здоровых детей, проблем у педагогов во взаимоотношениях с детьми с ограниченными возможностями, а также уровень эмоционального выгорания и степень толерантности педагогов;
- составление программ тренингов, семинаров-практикумов для педагогов с целью профилактики эмоционального выгорания и формирования толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса с использованием современных интерактивных методов;
- проведение обучающих семинаров.
II (основной) этап (январь 2012 – январь 2014):
- организация и проведение круглых столов, тренингов, семинаров-практикумов; форум-театра, проведение занятий «Родительской школы», совместных культурно-массовых мероприятий со здоровыми сверстниками); - активное взаимодействие ЦКРОиР с представителями общественности, расширение социальных связей ЦКРОиР,
- обмен опытом по данной проблеме между специалистами.
- повышение компетентности педагогических кадров через семинары-практикумы, дискуссии, деловые игры.
III (оценочный) этап (январь 2014 – май 2014):
- завершение непосредственной просветительской и коррекционной работы;
- отслеживание динамики в уровне развития толерантности педагогов и учащихся;
- подведение результатов работы, анализ возникших проблем, определение эффективности программы, трансляция опыта;
- определение приоритетных направлений дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты.
Выполнение проекта должно привести кформированию позитивного образа ребёнка с особенностями психофизического развития у всех участников образовательного процесса, повышению у них культуры толерантного поведения, созданию в учреждениях образования комфортной среды для ребенка с ОПФР.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта;
- максимальное участие родителей, педагогов, учащихся учреждений общего среднего образования в проводимых мероприятиях;
- сформированности положительного климата в группах (классах) интегрированного воспитания и обучения;
- максимальное участие и помощь педагогов учреждений образования в различных мероприятиях для детей с ОПФР и нормально развивающихся сверстников.
Оценка результатов.
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на итоговых педагогических советах. Уровень сформированности толерантности, как черты личности, установок на толерантное отношение у педагогов и родителей будет отслеживаться через анкетирование, устный опрос, тестирование, а также определяться степенью заинтересованности. В завершении реализации проекта будет составлена сводная диаграмма, отражающая уровень сформированности толерантных отношений у педагогов учреждений образования.
Для улучшения положения детей с ОПФР в социуме необходимо менять не только среду, но и отношение общества к детям с особенностями развития. Поэтому возникла необходимость продолжения работы в данном направлении, обеспечивающей создание толерантной среды не только в образовательном пространстве, но и в местном сообществе. Продолжением работы стало создание регионального проекта “Город равных возможностей”, в котором мы прописали систему мероприятий, направленных на формирование позитивного общественного мнения по отношению к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции в общество.Девиз данного проекта: «От ограниченных возможностей – к возможностям без границ»
План реализации проекта
Подготовительный этап.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. | 1. Диагностика: - по выявлению уровня коммуникативной и профессиональной толерантности педагогов учреждений образования Слуцкого района; - анкетирование педагогов на предмет готовности к принятию детей с ограниченными возможностями; - анкетирование учащихся средних школ на принятие детей с ограниченными возможностями; - анкетирование родителей здоровых детей и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; - опрос молодёжи Случчины в социальных сетях на предмет изучения их информированности о людях с ограниченными | 1 этап – сентябрь- октябрь 2011 года | Педагоги-психологи: Капская А.Ю. Лебедь Н.М. |
- возможностями. 2. Анализ по результатам диагностики педагогов, анализ анкетирования родителей, воспитывающих детей с ОПФР, родителей, воспитывающих здоровых детей и учащихся школ. | | Педагоги-психологи: Капская А.Ю. Лебедь Н.М. |
3. Расширение информационного поля по проблеме толерантности (выступление на педсоветах, в СМИ и т.д.) | | Педагоги-психологи: Капская А.Ю. Лебедь Н.М. |
Основной этап.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Пополнение материальной базы Центр Привлечение дополнительных ресурсов | Приобретение технических средств | С сентября 2011 года. | Директор ЦКРОиР. |
Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (РОО, спонсоров, участие в проектах т.д.) | В течение реализации программы. | Директор ЦКРОиР |
Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ограниченными возможностями: | Форум-театр: - «Эффективное общение специалистов с родителями, воспитывающими детей с ТМН» (для специалистов ЦКРОиР); - «Право быть таким, как есть. | 2012 | Педагог-социальный Лукашевич И.И. |
Формирование толерантного отношения к особым детям» (для специалистов учреждений дошкольного образования); | 2013 | |
Семинары-практикумы: - «Все мы разные – все мы равные. Формирование толерантного отношения к особым детям» (для заведующих учреждениями дошкольного образования); | 2014 | Педагоги-психологи: Лебедь Н.М. Капская А.Ю. |
- «Инновационные технологии, используемые в работе с педагогами, по формированию толерантного отношения к особым детям» (для директоров школ района); | 2014 | |
- «Как строить отношения с особым ребёнком» (для учителей начальных классов) | 2013 | |
«Агрессивность, методы и приёмы её снижения у детей с ОПФР» (для специалистов учреждений дошкольного образования); | 2013 | |
«Как вести себя с гиперактивным ребёнком» (для специалистов учреждений дошкольного образования). | 2013 | |
| Мастер-класс: - «Форум-театр как разрешение конфликтных ситуаций в условиях включённого образования» (для классных руководителей и учителей начальных классов интегрированного обучения и воспитания неполной модели); | 2014 | Педагог социальный Лукашевич И.И. |
- «Роль педагога в создании благоприятного климата для детей с ОПФР в классе средней школы»(для педагогов учреждений дошкольного образования) | 2014 | |
Круглые столы: - «Педагогический ресурс как фактор формирования толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития»(для специалистов специального образования Слуцкого района), | 2014 | Педагог социальный Лукашевич И.И. |
- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР: опыт, проблемы, перспективы»(для педагогов социальных) | 2015 | |
Тренинги: -«Психологическая толерантность к людям с ограниченными возможностями (для классных руководителей 7-8 классов школ района); | 2013 | Педагоги-психологи: Капская А.Ю., Лебедь Н.М. |
- «Под тёплым крылом: формирование толерантного отношения к особым детям» (для педагогов учреждений дошкольного образования) | 2014 | |
Профилактика эмоционального выгорания | Тренинг «Сокровищница жизненных сил» (для педагогов ЦКРОиР) | В течение реализации программы | |
Формирование толерантных отношений к детям с ограниченными возможностями у здоровых сверстников, создание ситуации необходимости толерантных отношений между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми. | Классный час «Все мы равные, все мы разные» форум-театр в классе интегрированного обучения и воспитания СШ №13 | 2013 | Лукашевич И.И., педагог социальный |
Флеш-моб для привлечения внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями «Я+ты = МЫ» | 2014 | Лукашевич И.И., педагог социальный |
Районные выставки: - «Мир глазами ребёнка с ограниченными возможностями»; - «Я и мой друг»; - «Добрые ладошки». | 2013 | Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели |
Районные фестивали-акции: «Семь дорожек радуги»; «Подари улыбку детям». | 2014 | |
Районная акция-марафон «Мы не рядом, мы – вместе» (с учащимися УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» | 2012 ежегодно | Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели |
Фестиваль театрального мастерства «В гостях у сказки» (с участием здоровых сверстников, воспитанников ЦДТ, Молодёжного центра, городского Дома культуры). | 2014 | Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели |
Фестиваль театральных постановок «Волшебный театр Буратино». | 2014 | Лукашевич И.И., педагог социальный, воспитатели |
Фестиваль игр ко Дню инвалидов «Мы хотим играть вместе». Мастерская Деда Мороза «Наряд для нашей ёлочки» (с участием волонтёров) | 2013 | Лукашевич И.И., педагог социальный Жегало О.А., музыкальный руководитель |
Создание танцевального коллектива «Дружные ребята» (воспитанники ЦКРОиР и учащиеся СШ №8) | 2014 | Лукашевич И.И., педагог социальный |
Совместные спортивные праздники: «Весёлые игры» (с учащимися СШ №2); | 2013 | Белинская О.Я., педагог социальный, воспитатели |
«Богатырские забавы» (с учащимися СШ №4); | 2014 | Жегало О.А., музыкальный руководитель |
«Путешествие на Паровозике из Ромашково» (с учащимися СШ №13); | 2012 | Лукашевич И.И., педагог социальный |
«Её Величество – игра» (с учащимися Бокшицкая СШ); | 2011 | Жегало О.А., музыкальный руководитель |
«Там на неведомых дорожках»; (с учащимися Лучниковская СШ) | 2012 | Казак С.Н., инструктор ЛФК |
«Физкуль-ура!» (с учащимися Весейская СШ) | 2012 | |
«Перетягушки» (с воспитанниками социально-педагогического приюта); | 2013 | |
«Паруса победы» (с учащимися СШ №13) | 2013 | |
Социальная программа «У меня есть право» (с учащимися СШ №13) | 2013 | Белинская О.Я., педагог социальный |
Экологический праздник «Зелёная шляпа или Академия волшебников» (с участием учащихся станции юных натуралистов) | 2013 | Лукашевич И.И., педагог социальный |
Праздничные концерты: «Рождественская декада»; (с учащимися СШ №5); | 2013 | Жегало О.А., музыкальный руководитель |
«Мы за чаем не скучаем» (с учащимися СШ №12); | 2012 | Лукашевич И.И., педагог социальный |
«Детства островок» (с учащимися СШ № 6); | 2011 | Жегало О.А., музыкальный руководитель |
«Будем знакомы» (с учащимися СШ №8); | 2012 | Лукашевич И.И.,педагог социальный |
«ТВ Лето представляет» (с учащимися СШ №10); | 2012 | Белинская О.Я., педагог социальный |
«Потехи час» (с учащимися СШ №11); | 2013 | Педагог социальный Лукашевич И.И. |
«Весёлое настроение» (с учащимися СШ №31); | 2013 | |
«Фабрика звёзд» (концертная программа СШ №6) | | |
Совместные занятия в творческой мастерской при ЦДТ «Мастачок» (бумажная пластика, бисероплетение, коллективно-творческое дело (КТД). Занятие «Уроки доброты кота Леопольда» (с учащимися Лучниковской СШ) | 2013 | Педагоги-психологи: Лебедь Н.М., Капская А.Ю. |
Консультирование семей по проблеме формирования толерантности: «Слагаемые воспитания особого ребёнка»; «Принять, понять, помочь»; «Дом, в котором я живу» «Азы женской дипломатии» | 2013 ежегодно | Лукашевич И.И., педагог социальный |
Занятия «Родительской школы»: «Кладезь народной мудрости для женщин» «Моё счастье в моих руках» «Спокойствие, только спокойствие»; «Секрет счастливой семейной жизни». | В течение реализации программы | Педагог-психолог Лебедь Н.М. Лукашевич И.И., педагог социальный |
Родительские собрания: «Роль семьи в формировании трудовых навыков» (форум-театр «Воспитание толерантного отношения у родителей, воспитывающих детей с ОПФР, в процессе формирования трудовых навыков»); - «Маленькими шагами – в большой мир»; | В течение реализации программы | Пономарёва И.М., директор ЦКРОиР Сидоренко Ж.В., воспитатель ЦКРОиР |
Творческая гостиная «Культура внутрисемейных отношений как фактор педагогической эффективности родителей»; | В течение реализации программы | |
Родительско-педагогическая конференция «Сотрудничество, партнёрство, диалог педагогов, специалистов и родителей»; | 2012 | Петрович И.В., директор ТЦСОН, Скриган Е.Р., врач-психиатр, Лукашевич И.И, педагог социальный ЦКРОиР |
- Мини-лекция «На пути к толерантному обществу» (выступление на родительском собрании). | 2013 | Педагог-психолог Лебедь Н.М. |
Большая психологическая игра «Приключение Буратино» (с участием отцов, чьи дети воспитываются в ЦКРОиР). | 2013 | Педагог-психолог Лебедь Н.М. |
Привлечение родителей к организации районных праздников на темы: «Ярмарка талантов», «Дары земли Слуцкой»; Создание и выставки семейных альбомов; Просмотр видеофильмов о семейных праздниках; Оформление информационных стендов для родителей. | 2013 | Лукашевич И.И, педагог социальный |
Гармонизация семейных отношений как условие толерантного отношения к детям в семье. | 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; | 2014 | Педагоги-психологи, педагоги социальные |
2. Участие в семинарах, конференциях по формированию толерантных отношений к детям с ограниченными возможностями; | 2014 | Педагоги-психологи, педагоги социальные |
3. Создание фонда видео- аудиоматериалов данной тематики; | 2013 | Педагоги-психологи |
4. Создание картотеки:- Игры на развитие коммуникативной толерантности. | 2014 | Педагоги-психологи |
5. Публикация наработок в СМИ; | 2014 | Педагоги-психологи, педагоги социальные |
6. Создание методических разработок. | 2014 | Педагоги-психологи, педагоги социальные |
Заключительный этап.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и учащихся школ | 1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в к детям с ограниченными возможностями; | Январь-май 2014 | Психологи-психологи |
2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у родителей, педагогов и учащихся. | | Психологи-психологи |
3. Проведение КВН и интеллектуальных рингов для педагогов с целью выявления уровня толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями и реализации полученных знаний на практике. | | Психологи-психологи |
4. Подведение итогов реализации программы, определение дальнейших форм и методов работы по данной тематике | | Психологи-психологи, педагоги социальные |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. : одобр. Советом Республики 22 декабря 2010 г. : зарегистр. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. №2/1795. – Мозырь, ИД «Белый ветер», 2011
- Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них : Постановление министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011 г., №136 // Зборнік нарматыуных дакументау. – 2012. – № 2. – С. 74-80.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
- Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию. / А.Г. Асмолов. Москва, 2000
- Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. Москва, 1998.
- Бондырев, С.К. Толерантность. Введение в проблему. / С.К. Бондырев, Д.В. Колесов — Москва: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. —240 с.
- Вачков, И.В. Такие разные учителя или новая типология педагогов / И.В. Вачков // Школьный психолог, 2000. № 3. —с. 8—9.
- Гурли Фюр «Запрещенное» горе / Гурли Фюр // Об ожидании и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития: учеб. пособ.; под ред. А.Н. Вараксин. – Минск, 2008. – С. 5-7.
- Золотухин, В.М. Две концепции толерантности. / В.М. Золотухин - Кемерово: Кузбасс. гос. техн. университет. 1999. —63 с.
- Иоффе, А.Н. Многообразие понимания толерантности. / А.Н. Иоффе – Москва, ИД «Камерон», 2004
- Ищенко, Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема / Ю.А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. № 4. —с. 48—60.
- Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / Т.С. Капелевич // В помощь социальному педагогу: под ред. Н.А. Кулагина. – Минск,2007. – 346 с.
- Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем. / Н.В. Клюева — Москва: Сфера, 2000. –—120 с.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Мозырь, 2011. – С. 305-308.
- Кондаков, А.М. Формирование установок толерантного сознания / А.М. Кондаков // Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. — Москва: ИТАР-ТАСС, 1999. —с. 95—97.
- Кристалл, Г. Аффективная толерантность / Г. Кристалл // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. —№ 3.
- Крутецкий, В.А. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. / В.А. Крутецкий, Е.Т. Балбасова — Москва: Прометей, 1991. —112 с.
- Крутова, K.B. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. / K.B. Крутова // Дисс. канд. пед. наук. — Волгоград, 2002.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Н.В. Кузьмина, Ленинград: изд-во ун-та, 1970. — 114 с.
- Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина// Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ.; под ред. В.И. Селивестрова. – М., 2003. – Гл. 1– С. 6-20
- Наумчик, В.Н. Проблема «трудных» детей /В.Н. Наумчик// Социальная педагогика: учеб. пособ.; под ред. В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск, 2005. – Гл. 2– С. 37-42
- Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность и её влияние на личность и коллектив / В.Н. Наумчик, Я.Д. Григорович, Н.В. Самерсова; под ред. В.Н. Наумчика // Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: учеб. пособ.; под общ. ред. В.Н. Наумчика. – Минск, 2004. – Гл. 2– С. 117-122
- Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Ю.П. Поваренков // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И. Страхова. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. — Вып. 21. —256 с.
- Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук— Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. — 192 с.
- Смирнова, И.А. Наш особенный ребенок/ И.А. Смирнова // Книга для родителей ребенка с ДЦП: под ред. М.О. Вайполина. – СПб., 2006. – 176 с.
- Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – Москва, 2000.
- Уолцер, М. О терпимости. / М. Уолцер – Москва, 2000.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – Москва, 1998.
- Шалин, В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). / В.В. Шалин. — Краснодар: Периодика Кубани, 2000. —256 с.
- Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе /Л.М. Шипицына // Социализация детей с нарушением интеллекта: учеб. пособ.; под ред. И. Авидон. – СПб., 2005. – Гл. 6 – С. 187-215