Информационно- методический журнал «Образование Минщины»
Формирование образовательного пространства как территория толерантности . Солнечная интеграция.
№1(60)2016
Чувствовать, думать, любить как другие,
сердцем умея понять солидарность,
напрочь отбросить - они не такие,
этому учит нас толерантность.
Автор
Инесса Михайловна Пономарева,
директор ГУО «Слуцкий районный
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Окончила дефектологический факультет МГПИ имени А.М. Горького. Занесена на доску почета Слуцкого района. В должности директора-8 лет. Педагогический стаж-25лет
Общепринято считать, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. Так каково же оно, это отношение у нас, в нашем конкретном регионе, в отдельном учреждении образования и классе? То есть там, где проживают, работают или учатся люди с реальными ограниченными возможностями. И готовы ли мы рассматривать и принимать этих людей как равноправных членов нашего социума? Способны ли мы оказывать им помощь и жить с ними одними интересами и заботами? И что можно и нужно для этого сделать?
Проблема глобальна, вопросов много, поиск ответов непрост, но необходим. Причем, не столько в теории вопроса (здесь все достаточно понятно), сколько в практике решения проблемы отдельными сообществами в определенных социумах. Изучение и обсуждения опыта работы в обозначенном направлении – наиболее оптимальный путь накопления, распространения и реализации педагогических находок в образовательном пространстве. Свой взгляд на проблему и наш опыт поиска путей ее решения мы (работники Слуцкого районного ЦКРОиР) предлагаем вниманию коллег.
Для того чтобы выявить и систематизировать представления подростков нашего региона о своих сверстниках с особенностях психофизического развития (ОПФР), сотрудники центра в мае 2011 года провели социологический опрос в социальной сети «ВКонтакте»(было опрошено 252 респондента в возрасте от 16 до 18 лет).
Анализ полученных данных показал, что:
- опрошенные юноши и девушки знают, кто такие люди сособенностями психофизического
- развития (100%);
- большая часть из них помогут, если их попросят о помощи люди данной категории (86%);;
- считают, что у них не возникает проблем при общении (80%);
- знают знаменитых людей с ОПФР (43%)
- относятся с жалостью (78%).
Общий вывод по результатам опроса: молодые люди нашего социума не готовы к отношениям с людьми с ОПФР на равных. Данный вывод подкрепляется и изучением мнения самих людей с особенностями психофизического развития. Например,Айгюн, 18 лет, нарушение опорно-двигательного аппарата, Слуцк: «Мне всё время кому-то приходится доказывать, что я не пришелец. Это безумно противно и обидно…».
С целью изучения сформированности толерантного отношения к детям с ОПФРмы также провели диагностическое исследование всех категорий участников образовательного процесса:
- заведующих учреждений дошкольного образования;
- директоров учреждений общего среднего образования;
- педагогов-психологов и педагогов социальных;
- учителей-дефектологов;
- воспитателей учреждений дошкольного образования;
- учителей предметников трёх школ района (гимназии №1, СШ №5 и СШ №13).
Было опрошено 288 педагогов.
Наше исследование затронуло и родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития (раннего возраста и дошкольного возраста, школьного возраста). Участие в исследовании приняли и родители здоровых детей, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания, а также обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания. В исследовании приняли участие 101 родитель.
Для нас очень важно было понять, насколько педагоги учреждений образования Слуцкого района готовы к принятию детей с ОПФР. Какие страхи и опасения существуют у родителей, воспитывающих детей с особенностями и у родителей их здоровых сверстников, обучающихся в группах и классах интегрированного обучения и воспитания? Готовы ли здоровые ровесники данной категории детей принимать их и взаимодействовать с ними?
В обследовании использовались различные методы: тестирование, анкетирование, опрос, интернет-опрос.
Подводя итоги проведённого исследования, приходится констатировать факт недостаточности, а в некоторых случаях и низкой готовности педагогов, родителей и нормально развивающихся сверстников конструктивно взаимодействовать с детьми данной категории, принимать их такими, какие они есть. Исходя из этого, мы считаем крайне важным для интеграции детей с особенностями в социум создание инклюзивной среды и формирование толерантности у каждого участника образовательного процесса. И осознаем, что формирование толерантной личности является длительным, разновременным и многоэтапным процессом.
Начинать работу по формированию толерантного отношения к детям с особенностями, по нашему мнению, необходимо с создания соответствующего информационного поля. Для решения этой задачи мы используем разные формы: это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, и семинары для педагогов, и консультации для родителей, и демонстрация по местному телевиденью специально подготовленных специалистами Центра презентаций и видеороликов. Именно систематическая работа по освещению проблем детей с ОПФР в региональных СМИ позволила намположить начало формированию толерантного отношения(такая тенденция уже обозначилась) со стороны местного сообщества к людям с инвалидностью.
Благодаря нашему сотрудничеству с журналистами региональных газет “Слуцкий край” и “Инфо-курьер” жители Случчины смогли: увидеть видеоинтервью с нашим маленьким незрячим “Паваротти” – Савеня Даниилом; узнать, о чём мечтает девушка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Гулиева Айгюн; во что верит и как преодолевает трудности, оставаясь полным оптимизма и устремлённости в реализации своих жизненных планов,Гудков Владислав. Всем стало очевидно, что наши «герои» заслуживают не жалости, а уважения. И у них есть чему поучиться их здоровым сверстникам. А также и их родителям у родителей ребят с ОПФР.
Создание информационного поля значительно облегчает процесс формирования установок на толерантное отношение, но не решает самой проблемы организации комфортной среды для совместной жизнедеятельности «особых» и «обычных» учащихся, для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и родителей. Здесь нужны другие, более эффективные формы и технологии. И такой уникальной формой, на наш взгляд, является форум-театр.
Форум – театр позволяет средствами искусства формировать социальные установки и отношения на принципах толерантности, публично пропуская их через свое сознание и чувства, закрепляя их усвоение и принятие через совместную творческую деятельность. До сих пор эта форма работы использовалась в образовании для достижения других целей и задач, например, профилактики наркомании, курения, СПИДа, и не находила себе применения в специальном образовании. В отличие от других форм работы, участие в форум-театре позволяет участникам не только проанализировать, проработать конфликтную ситуацию, но и способствует приобретению опыта проявления личной инициативы, а это способствует формированию активной позиции в вопросе толерантного отношения к детям с особенностями, а не пассивной наблюдательности.
С целью формирования толерантного сознания всех участников образовательного процесса в учреждениях образования Слуцкого района был созданпроект«Образовательное пространство – территория толерантности». В основу данной программы легла система работы коллектива нашего центра. Целью создания программы является формирование образовательного пространства, как «территории толерантности», использование форум – театра в качестве универсального инструмента для формирования толерантного отношения к детям с ОПФР и при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе интеграции «особых» детей в общество.
Поскольку толерантную личность может воспитать только толерантный «воспитатель», то процесс формирования толерантной среды необходимо начинать с родителей и педагогов. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем в одинаковой степени будут относиться с пониманием, уважением и добротой.
Предлагаемая нами система формирования толерантного отношения к детям с ОПФР обеспечивает подготовку педагогов, родителей, учащихся к включению детей с ОПФР в среду нормально развивающихся сверстников. Основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда. Семья – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Она имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды. Образовательная среда также имеет свои приоритеты, свою особую систему отношений и ценностей, реализуемых через определенные виды свободной и обязательной деятельности.
Для формирования толерантного отношения к детям с ОПФР в учреждениях образования, мы выстроили для себя собственную систему деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.Прежде всего, нами был выработан алгоритм работы специалистов ЦКРОиР в данном направлении, и определены содержательные блоки, реализация которых должна обеспечить решение поставленных задач. В основу организации работы по формированию толерантных отношений к детям с ОПФР мы положили принцип «солнечной» интеграции, результате которой формирование толерантного отношения к детям с ОПФР развивается по принципу солнечной системы, когда есть ядро (ЦКРОиР), и к нему присоединяются другие учреждения образования.
В качестве основного показателя эффективности реализации нашей программы мы рассматриваем участие различных категорий населения (волонтёров, представителей предприятий, учреждений, организаций), а также участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в различных мероприятиях. Только в акции дружбы и милосердия, фестивалях, выставках, тренингах, семинарах-практикумах, форум - театре в 2014 году приняло участие в среднем в 3 раза больше чем в 2011 году (начало реализации программы). В четыре раза по сравнению с 2011 годом увеличилось количество учащихся школ,принимающих участие в волонтёрской деятельности и различных совместных мероприятиях.
Было бы желательно дать еще и количество человек: взрослых и детей.
Кроме того, об эффективности данной программы говорят и изменения во взаимоотношениях детей в классах интегрированного обучения. Результаты проведённой социометрии говорят об изменении статуса детей с особенностями:
- повысился уровень принятия здоровыми сверстниками детей с ОПФР;
- снизился уровень тревожности, настороженности и негативных ожиданий от совместного обучения детей как у родителей, воспитывающих детей с особенностями, так и у родителей здоровых детей;
- педагоги также стали более терпимыми по отношению к учащимся с ОПФР.
Таких результатов можно было достичь только благодаря слаженной работе команды специалистов центра.
С 2011 по 2014 год мы реализовывали проект.
«Образовательное пространство – територрия толерантности». Это послужила фундаментом для начала проекта «Слуцк – город равных возможностей» с сентября 2015 года, обеспечивающего создание толерантной среды не только в образовательном пространстве, но и в местном сообществе.
Формирование толерантного отношения к детям с ОПФР является важнейшей стратегической задачей образования.
Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с особенностями. И в первую очередь он счастлив, когда окружен заботой и вниманием. Не случайно детей сравнивают с цветами. Ребенок с особенностями- тоже цветок. Цветок полыни… Горький, но такой необходимый для здоровья окружающих.