Formation of educational space as a territory of tolerance. Solar integration.

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Информационно- методический журнал «Образование Минщины»

Формирование образовательного пространства как территория толерантности . Солнечная интеграция.

№1(60)2016

Чувствовать, думать, любить как другие,
сердцем умея понять солидарность,
напрочь отбросить - они не такие,
этому учит нас толерантность.

Автор
Инесса Михайловна Пономарева,
директор 
ГУО «Слуцкий районный
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Окончила дефектологический факультет МГПИ имени А.М. Горького. Занесена на доску почета Слуцкого района. В должности директора-8 лет. Педагогический стаж-25лет

Общепринято считать, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. Так каково же оно, это отношение у нас, в нашем конкретном регионе, в отдельном учреждении образования и классе? То есть там, где проживают, работают или учатся  люди с реальными ограниченными возможностями. И готовы ли мы рассматривать и принимать этих людей как равноправных членов нашего социума? Способны ли мы оказывать им помощь и жить с ними одними интересами и заботами? И что можно и нужно для этого сделать?

Проблема глобальна, вопросов много, поиск ответов непрост, но необходим. Причем, не столько в теории вопроса (здесь все достаточно понятно), сколько в практике решения проблемы отдельными сообществами в определенных социумах. Изучение и обсуждения опыта работы в обозначенном направлении – наиболее оптимальный путь накопления, распространения и реализации педагогических находок в образовательном пространстве. Свой взгляд на проблему и наш опыт поиска путей ее решения мы (работники Слуцкого районного ЦКРОиР) предлагаем вниманию коллег.

Для того чтобы выявить и систематизировать представления подростков нашего региона о своих сверстниках с особенностях психофизического развития (ОПФР), сотрудники центра  в мае 2011 года провели  социологический опрос в социальной сети  «ВКонтакте»(было опрошено 252 респондента в возрасте от 16 до 18 лет).

Анализ полученных данных показал, что:

  • опрошенные юноши и девушки знают, кто такие люди сособенностями психофизического
  • развития (100%);
  • большая часть из них помогут, если их попросят о помощи  люди  данной категории (86%);;
  • считают, что у них не возникает проблем при общении (80%);
  • знают знаменитых людей с ОПФР (43%)
  • относятся с жалостью (78%).

Общий вывод по результатам опроса: молодые люди нашего социума не готовы  к отношениям с людьми с  ОПФР  на равных. Данный вывод подкрепляется и изучением мнения самих людей с особенностями психофизического развития. Например,Айгюн, 18 лет, нарушение опорно-двигательного аппарата, Слуцк:  «Мне всё время кому-то приходится доказывать, что я не пришелец. Это безумно противно и обидно…».

С целью изучения сформированности толерантного отношения к детям с ОПФРмы также провели диагностическое исследование всех категорий участников образовательного процесса:

- заведующих учреждений дошкольного образования;

- директоров учреждений общего среднего образования;

- педагогов-психологов и педагогов  социальных;

- учителей-дефектологов;

- воспитателей учреждений дошкольного образования;

- учителей предметников трёх школ района (гимназии №1, СШ №5 и СШ №13).                                                                                  

Было опрошено 288 педагогов.

Наше исследование затронуло и родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития (раннего возраста и  дошкольного возраста, школьного возраста). Участие в исследовании приняли и родители здоровых детей, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания, а также  обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания. В исследовании приняли участие 101 родитель.

Для нас очень важно было понять, насколько педагоги учреждений образования Слуцкого района готовы к принятию детей с ОПФР. Какие страхи и опасения существуют у родителей, воспитывающих детей с особенностями и у родителей их здоровых сверстников, обучающихся в группах и классах интегрированного обучения и воспитания? Готовы ли здоровые ровесники данной категории детей принимать их и взаимодействовать с ними?

В обследовании использовались различные методы: тестирование, анкетирование, опрос, интернет-опрос.

Подводя итоги проведённого исследования, приходится констатировать факт недостаточности, а в некоторых случаях  и низкой готовности педагогов, родителей и нормально развивающихся сверстников конструктивно взаимодействовать с детьми данной категории, принимать их такими, какие они есть. Исходя из этого, мы считаем крайне важным для интеграции детей с особенностями в  социум создание инклюзивной среды и формирование толерантности у каждого участника образовательного процесса. И осознаем, что формирование толерантной личности является длительным, разновременным и многоэтапным процессом.

Начинать работу по формированию толерантного отношения к детям с особенностями, по нашему мнению, необходимо с создания соответствующего информационного поля. Для решения этой задачи мы используем разные формы: это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, и семинары для педагогов,  и консультации для родителей, и демонстрация по местному телевиденью специально подготовленных специалистами Центра презентаций и видеороликов. Именно систематическая работа по освещению проблем детей с ОПФР  в региональных СМИ позволила намположить начало формированию толерантного отношения(такая тенденция уже обозначилась) со стороны местного сообщества к людям с инвалидностью.

Благодаря нашему сотрудничеству  с журналистами региональных газет “Слуцкий край” и “Инфо-курьер” жители Случчины смогли: увидеть видеоинтервью с нашим маленьким незрячим “Паваротти” – Савеня Даниилом; узнать, о чём мечтает девушка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Гулиева Айгюн; во что верит и как преодолевает трудности, оставаясь полным оптимизма и устремлённости  в реализации своих жизненных планов,Гудков Владислав. Всем стало очевидно, что наши «герои» заслуживают не жалости, а уважения. И у них есть чему поучиться  их здоровым сверстникам. А также и их родителям у родителей ребят с ОПФР.

Создание информационного поля значительно облегчает процесс формирования установок на толерантное отношение, но не решает самой проблемы организации комфортной среды для совместной жизнедеятельности «особых» и «обычных» учащихся, для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и родителей. Здесь нужны другие, более эффективные формы и технологии. И такой уникальной формой, на наш взгляд, является форум-театр.

Форум – театр позволяет средствами искусства формировать социальные установки и отношения на принципах толерантности, публично пропуская их через свое сознание и чувства, закрепляя их усвоение и принятие через совместную творческую деятельность. До сих пор эта форма работы использовалась в образовании для достижения  других целей и задач, например, профилактики наркомании, курения, СПИДа, и не находила себе применения в специальном образовании. В отличие от других форм работы, участие в форум-театре позволяет участникам не только проанализировать, проработать конфликтную ситуацию, но и способствует приобретению опыта проявления личной инициативы, а это способствует формированию активной позиции в вопросе толерантного отношения к детям с особенностями, а не пассивной наблюдательности.

С целью формирования  толерантного сознания всех участников образовательного процесса в учреждениях образования  Слуцкого района   был созданпроект«Образовательное пространство территория толерантности». В основу данной программы легла система работы коллектива нашего центра. Целью создания программы  является формирование образовательного пространства, как «территории толерантности», использование форум – театра в качестве универсального инструмента для формирования толерантного отношения к детям с ОПФР и при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе интеграции «особых» детей  в общество.

Поскольку толерантную личность может воспитать только толерантный «воспитатель», то процесс формирования толерантной среды необходимо начинать с родителей и педагогов. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем в одинаковой степени будут относиться с пониманием, уважением и добротой.

Предлагаемая нами система формирования толерантного отношения к детям с ОПФР обеспечивает подготовку педагогов, родителей, учащихся к включению детей с ОПФР в среду нормально развивающихся сверстников. Основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда. Семья – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Она имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды. Образовательная среда также имеет свои приоритеты, свою особую систему отношений и ценностей, реализуемых через определенные виды свободной и обязательной деятельности.

Для формирования толерантного отношения  к детям с  ОПФР в учреждениях образования, мы  выстроили для себя собственную систему  деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.Прежде всего, нами был выработан алгоритм работы специалистов ЦКРОиР в данном направлении, и определены содержательные блоки, реализация которых должна обеспечить  решение поставленных задач. В основу организации работы по формированию толерантных отношений к детям с ОПФР мы положили принцип «солнечной» интеграции, результате которой формирование толерантного отношения к детям с ОПФР развивается по принципу солнечной системы, когда есть ядро (ЦКРОиР), и к нему присоединяются другие учреждения образования.

В качестве основного показателя эффективности реализации нашей программы мы рассматриваем участие различных категорий населения (волонтёров, представителей предприятий, учреждений, организаций), а также  участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в различных мероприятиях. Только в акции дружбы и милосердия, фестивалях, выставках, тренингах, семинарах-практикумах, форум - театре  в 2014 году приняло участие в среднем в 3 раза больше чем в  2011 году (начало реализации  программы). В четыре раза по сравнению с 2011 годом увеличилось количество учащихся  школ,принимающих участие в волонтёрской деятельности и различных совместных мероприятиях.

Было бы желательно дать еще и количество человек: взрослых и детей.

Кроме того, об эффективности данной программы говорят и изменения во взаимоотношениях  детей в классах интегрированного обучения. Результаты проведённой социометрии говорят об изменении статуса детей с особенностями:

- повысился уровень принятия здоровыми сверстниками детей с ОПФР;

- снизился уровень  тревожности, настороженности и  негативных ожиданий от совместного обучения детей как у родителей,  воспитывающих детей с особенностями, так и у родителей здоровых детей;

- педагоги также стали более терпимыми по отношению к учащимся с ОПФР.

Таких результатов можно было достичь только благодаря слаженной работе команды специалистов центра.

С 2011 по 2014 год мы реализовывали проект. 

«Образовательное пространство – територрия толерантности».  Это послужила фундаментом для начала проекта «Слуцк –  город равных возможностей» с сентября 2015 года, обеспечивающего создание толерантной среды не только в образовательном пространстве, но и в местном сообществе.

Формирование  толерантного отношения к детям с ОПФР является важнейшей стратегической задачей образования. 

Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с особенностями. И в первую очередь он счастлив, когда окружен заботой и вниманием. Не случайно детей сравнивают с цветами. Ребенок с особенностями- тоже цветок. Цветок полыни… Горький, но такой необходимый для здоровья окружающих.