"Interactive methods in working with families raising children with OPFD"

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 18.01.2022  «Баба-Яга и ее приятель Тигр»

подробнее...

 

 14.01.2022  Рождественские поздравления от Слуцкого ГДМ

подробнее...

 

 14.01.2022  Акция «Наши дети»

подробнее...

 

 14.01.2022  Мероприятие «Птицы зимой»

подробнее...

 

 13.01.2022  Колядки

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Научно-методический и информационный журнал
«Сацыяльна-педагагічная работа»

№ 5 (135) май   2012

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ,
ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОПФР

И. М. ПОНОМАРЁВА,

директор Слуцкого районного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитаций

В работе с родителями нужно очень серьезно носиться к каждой родительской реакции,чтобы выработать общую платформу и способствовать подлинному сотрудничеству в семье.

Г. Фюр

В любой семье родители  мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливым. К сожалению, далеко не каждого ребёнка природа наделила хорошим здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем их желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом, мире наравне со всеми.

В банке данных Слуцкого района 1180 детей с особенностями психофизического развития. Вы­бор организационных форм специального обра­зования является приоритетным правом родителей. Это дети, получающие помощь в центре коррекционно-развивающего обучения и реаби­литации, специальных группах, классах и группах интегрированного обучения и воспитания, пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Ребёнкунеобходимо чувствовать себя в семье абсолютно защищённым и любимым. Несовершеннолетнему с особенностями развития это необхо­димо вдвойне. Мы не всегда понимаем, как наладить наши отношения с ребёнком, чтобы ему было тепло и комфортно в семье. А еще труднее понять, что нужно «особому» ребёнку, который не всегда может выразить свои мысли, эмоции и чувства.

На данный момент педагоги используют те формы и методы работы, благодаря которым, на наш взгляд, удаётся помогать  родителям  поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье.

Заслуживает внимания авторский проект психокоррекционного взаимодействия с родителя­ми, воспитывающими «особого» ребенка, «Радужный мост» (педагог-психолог — А. Ю. Капская).  В энциклопедическом словаре «Символизм» радуга означает мост между разным и мирами, мост меж­ду разными сознаниями. Согласитесь, что многиенаши дети живут в своем мире, который отличается от мира, в котором живут их родители, окружающие их люди. Радужный мост – это проект, который помогает соединиться этим двум мирам, двум сознаниям.

Давайте разберёмся, что же происходит с семьями, воспитывающими детей с ОПФР?

Представьте себе супругов, которые с нетерпе­нием ждут появления на свет своего ребёнку, самого красивого, лучшего в мире. Родители мечтают о том, как они его примут, какое имя дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдёт в школу, будет получать хорошие оценки, и семья будет гордиться им… Мечты родительские «летят» ещё дальше: ребёнок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведёт в дом внуков, обеспечит им ро­дителям, спокойную, согретую заботой и любовью старость…

И вот долгожданный день рождения малыша наступает. Кому-то уже сразу в роддоме, а кому-то со временем, спустя несколько месяцев, когда проявятся отклонения в развитии, врачи объ­явят: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети, ваш ребёнок будет инвалидом…» Это страшные слова…! Страх за будущее ребенка, боль от осо­знания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути… Вместе с болью и страхом за малышаприходит чувство утра­ты мечтаний и ожиданий, связанных с его и своим будущим, с будущим семьи…

С рождением «особого» ребёнка происходит де­формация отношений в семье и отношений семьи с окружающим миром. Между супругами начинаются конфликты, взаимообвинения,  отчаяние, которое выплёскивается злостью на весь мир и друг на друга,  отчуждение, когда каждый замыкается в себе, пряча свою боль, — всё это внезапно врыва­ется в жизнь семьи.

Усмирить этот шторм — задача  как семьи, так и тех, кто находится рядом с ней в это нелёгкое время. И в этот момент родителям необходимо понять, что очень важно не только обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включаю­щим в себя элементы развития; максимально воз­можно привить ему навыки самообслуживания, способствовать социализации его в обществе, но и поддерживать здоровую психологическую ат­мосферу в семье, не обделять вниманием и лю­бовью друг друга, а также других детей и членов семьи, стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полно­ценной жизни.

Основная идея стратегии оказания психологи­ческой помощи семье, воспитывающей ребёнка с особыми потребностями, в рамках проекта «Радуж­ный мост» состоит в:

  • гуманизации и оздоровлении микросреды ребёнка;
  • культурной и духовной реабилитации семьи;
  • повышении психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.

Существует два подхода к работе с родителя­ми: традиционный, когда функция психолога — всезнающий эксперт, нетрадиционный, когда основной функцией психолога является помогать, поддерживать, направлять.

Мы считаем, что в нашей работе наиболее эф­фективным является нетрадиционный подход, потому что он позволяет нам строить отношения с родителями на основе сотрудничества и доверия. При таком подходе родителям принадлежит веду­щая роль впринятии решений, выборе способа реализации или выполнения рекомендаций.

Одним из условий эффективности психолого­-педагогического сопровождения семей является трёхуровневаясистема взаимодействия:

  • макроуровень — уровень коллективной ра­боты;
  • мезоуровень — уровень групповой работы;
  • микроуровень — уровень индивидуальной работы.

Каждый уровень решает какие-то свои задачи. Например, на уровне коллективного взаимодей­ствия (родительская школа, родительские собра­ния, беседы) решаются какие-то общие для всех родителей вопросы, но здесь не возможно реализовать индивидуальный подход, решать какие-то лич­ные проблемы родителей. То же самое происходит и на других уровнях. Поэтому очень важно взаимодействовать с родителями на всех трёх уровнях.

Трехуровневая структура взаимодействия позволила нам определить основные направления в работе с семьёй, благодаря чему псйхолого-педагогическое сопровождение семьи стало ком­плексным, планомерным, а не ситуативным и от­рывочным.

Основные направления в работе с семьей:

  • Образовательное.

Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с довре­менными подходами к процессу воспитания. В ре­зультате у родителей формируется адекватное вос­приятие малыша, принятие своеобразия его (разви­тия, меняется отношение к ребёнку и себе).

  • Психокоррекционное.

Мероприятия данного направления помогают снизить уровень психоэмоционального напряже­ния родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. В резуль­тате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.

  • Социально-тренинговое.

Благодаря мероприятиям лого направления родители приобретают гибкость поведения и ре­агирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Все эти направления нашли своё отражение о проекте «Радужный мост»,

Цель данною проекта — помочь родителям создать и поддерживать такой климат в семье, что­бы ребёнку было комфортно.

Поставленные в проекте задачинаправлены на поддержку адекватных детско-родительских вза­имоотношений, стилей семейного воспитания, оптимизацию супружеских взаимоотношений,  раз­витие у родителей коммуникативных форм пове­дения, формирование у них навыков адекватно­го общения с окружающим миром.

Этапы реализации проекта достаточно традици­онные. Так, на I этапе с помощью различных анкет, опросников, бесед изучались проблемы, с которы­ми сталкиваются родители, их запросы и т. д. За­тем вся полученная информация обрабатывалась, разрабатывались программы, формы и методы работы, подбирались наиболее эффективные методики. В результате были созданы  3 психокоррекционные программы «Радужный мост», «Мир твоему дому» и «Школа женского счастья».

Приоритетом организацииработы с родителями стало сотрудничество, а средством — общение.

Методы общения были выбраны активные, по­тому что они:

  • позволяют сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
  • повышают готовность родителей к взаимо­действию с. психологом;
  • с их помощью проясняются родительские ожиданий, представления, реальные тревоги и страхи, поскольку диагностическая функция этих методов неочевидна и фактор со­циальной желательности не оказывает влияния на результат.

Не менее важным в работе психолога с родителями является использование многообразия пси­хологических методик. На наших занятиях с родителям и мы используем телесно-ориентированную терапию, различные виды арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия,сказкотерапия, изо-терапия. Используем возможности цветотерапии и ароматерапии. И, конечно же, учитывая то, что компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной культуры, мы внедряем их в различные направления своей роботы с родителями.

Телесно-ориентированная терапия

Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». Телесно ориентированныеупражнения, которые мы родителям, помогают вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты. На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Зачем это надо? Каждая эмоция отражается в теле человека в виде зажимов определённых частей те­ла. Но если эмоции влияют на наше тело, значит и на эмоции можно повлиять через тело. Расслабилмышцы лица, шеи, спины, рук         - и злость прошла,улыбнулся – и обижаться уже не хочется.

Использование телесно ориентированных упражнений позволяет родителям осознать соб­ственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя, стать хозяином своего тела и как следствие – своей  жизни, лучше узнать свою внутреннюю при­роду и начать жить в согласии с ней, активизиро­вать жизненную энергию,  расширить границы меж­личностного доверия, развить внимание к своим чувствам и чувствам партнера.

Музыкотерапия

Этот вид арт-терапии обладает огромным влия­нием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.

Мы используем два вида музыкальной тера­пии: активную и пассивную. Активная: человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (ча­ще всего это происходит вгруппе), и неважно, вла­деет он каким-либо инструментом или нет. Созда­вать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Пассивная: человек прослуши­вает музыку, которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.

Музыкотерапию можно использовать как инди­видуально, так и в группе. Главная цепь в групповой работе – суметь влиться в коллектив, нала­дить коммуникативный контакт с другими участ­никами, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычное жизни настраи­вать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

Песочная терапия

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки?

Создание в песке сказочной страны - это про­екция внутреннего мира. Песочная картина отра­жает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, его потребности и тревоги, страхи и мечты. С помощью песка мож­но выразить те чувства, о которых трудно гово­рить, те мысли, которые иногда невозможно выра­зить словами. Строя сказочные замки и создавая песочные замки, индивид постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возмож­ности для улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отно­шения…

Разыгрывая на песке разнообразные сюжета, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песоч­ный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определенные изменения.

Выстраивание песочных миров дает взрослому мощное ощущение себя хозяином собствен­ной жизни.

Групповая работа в песочнице (парами, семья­ми, на групповых тренингах) способствует уста­новлению контакта межу участниками, хорошо от­ражает групповую динамику. Коллектив сплачива­ется… Работа с песком и группе помогает учиться строить отношения с внешним миром.

Работая с родителями индивидуально,  песоч­ная терапия способна помочь им разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с ними происходит.

Индивидуальная работа с песком помогает:

  • мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими;
  • снять стрессовое состояние, обрести душев­ное равновесие и спокойствие;
  • снизить агрессию и напряжение, расслабиться;
  • обрести веру в себя и свои силы;
  • освободиться от ощущения нереализованности.

Изотерапия

Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «про­рабатывая» их через творческое переживание.

Чаще всего на первом занятии многие гово­рят одну и ту же фразу: «Я не умею рисовать». Но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы чело­век смог выразить на листе бумаги своё внутрен­нее состояние.

В ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то — выявление творческих способностей.

Изотерапия помогает родителям «особого» ре­бёнка:

  • лучше понять себя;
  • абстрагироваться от внешних проблем;
  • научиться выражать свои чувства;
  • разрешать внутренние конфликты;
  • найти решение в трудной ситуации;
  • развить свою креативность;
  • получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть,

Игровая терапия

В каждом из нас живёт внутренний ребёнок. Но мы настолько зажаты жёсткими рамками соци­альных норм, что прорваться к своему истинному «я» порой очень сложно.

На первые занятия в рамках игровой терапии родители приходят зажатыми, не только внутрен­не, но и внешне. Но спустя некоторое время они играют лучше детей. Наш внутренний ребёнок за­ставляет нас испытывать игровой азарт, непосред­ственность, забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуально­му раскрепощению.

Кроме того, игровая терапия способствует:

  • умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе;
  • усвоению новых конструктивных поведенческих актов;
  • выявлению и принятию человеком его пе­реживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями.

Цветотерапия

Используется дня диагностики и коррекции эмоционального состояния с помощью цвета:

  • помогает родителям осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными;
  • позволяет снять мышечное и психоэмоцио­нальное напряжение либо наоборот, акти­визировать его;
  • создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями.

Использование различного цветного материа­ла позволяет нам влиять на эмоциональное состо­яние человека не только через зрительный анали­затор, но и кожные рецепторы. Наиболее интерес­ны занятия с цветным тестом, цветными тканями.

Сказкотерапия

Сказка - это самый древний в человеческой ци­вилизации метод практической психологии. В сказ­ках сосредоточена мудрость поколений о духовном пути души и социальной реализации человека,

Сказкотерапия использует сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творче­ских способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим ми­ром, Занятия развивают креативность родителей, что помогает им в жизни видеть ситуацию с раз­ных сторон, тренирует умение находить нестан­дартные решения в сложных ситуациях, пробуж­дает внутренние ресурсы. Сказки дают взрослым людям возможность мечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказочные образы помогают родителям обрести желанные состояния души и внутреннюю гармонию. А если человек по каким- либо причинам не готов говорить о своих трудно­стях напрямую, сказкотерапия позволяет находить дляобсуждения и работы над ситуацией безопасный путь, символический, сказочный.

Сказкотерапия — это легкая и ненавязчивая по­мощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.

Возможности сказкотерапии:

  • учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности;
  • указывает на возможные средства решения задач;
  • создаёт ресурс для их решения;
  • формирует позитивные ожидания.

Компьютерные технологии

Введение компьютерных технологий в работу педагога-психолога позволяет более полно реали­зовать задами, которые стоят перед психологиче­ской службой специального образования.

Для работы с родителями нами подобран пакет компьютерной диагностики семейных отношений, кризисных состояний личности и т. д.

Одним из немаловажныхфакторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использо­вать презентации. С помощью ряда видеослайдов наши слушатели могут не только получить нужную информацию, но и просмотреть данный сюжет, фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендаци­ями, при желании – скопировать  презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно, Использование различных клипов, роликов, слайд-шоу позволяет улучшить эмоциональный фоннастроения, снять психоэмоциональное и фи­зическое напряжение, а также настроиться на по­зитивное восприятие мира.

Для релаксации используются и специальные релаксационные программы, такие как «Аура» и «Натура 2.0», которые воздействуют на определённые нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают. Для этих целей мы используем и программы по цветопсихологии: «Помощник» и «Давид».

Таким образом, многообразие применяемых методов позволяет более эффективно решать те задачи, которые стоят перед психологами специального образования в работе с родителями.

Активное вовлечение родителей во все аспекты работы центра и создание родительского комитета центра, классов и группыспособствует более эф­фективной совместной деятельности администра­ции, педагогов и родителей.

Через проведение различного рода мероприя­тий, которые проходят как в традиционной, так и в нетрадиционной формах, педагоги центра показы­вают возможности особых детей, объясняют роль семьи в формировании жизненно-необходимых навыков.

Несмотря на то, что родительские собрания — традиционная форма работы с родителями, ме­тоды и приёмы, которые мы на них используем, являются интерактивными. Так. на одном из родительских собраний, папы и мамы в технике кол­лаж, выполняли групповое задание по оформлению гармоничных, уютных домов, одна из матерей защищала групповой проект.

Являясь не только активными участниками со­брания, но и активными участниками в их подготовке, родители предоставляют видеоматериалы по теме собрания.

Мы практикуем (с разрешения родителей) съём­ку занятий в центре с, последующей демонстрации ей на родительских собраниях. Папы и мамы с большим интересом наблюдают за тем, как их дети осваивают навыки приготовления пищи.

Все большуюпопулярность приобретает такая форма работы,как форум театр. Основная её идея — показать необходимость участия каждого челове­ка в построении лучшего будущего, объяснить лю­дям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации зависит от них самих.

В основе метода «Форум-театр» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.

Основные задачи этой формы работы:

  • устранение причин, способствующих кон­фликтной ситуации;
  • разрешение проблемной ситуации;
  • поддержка положительных появленийв поведении.

В процессе работы нам, педагогам, довелось познакомиться с замечательными семьями. Рож­дение «особого» ребенка не только не испорти­ло семейных отношений, но и укрепило их, облагородило, открылодля семей новые возможности развитиях. Эти семьи обрели друзей, новые формы проведения досуга. Взрослые в этих семьях научи­лись не переживать из-за мелочей, замечать по­вседневные радости.

Вот уже шестой год мы проводим семейные ве­чера различной тематики: «От всей души», «Рожде­ственские встречи»,  «Что в имени твоём…», «Я, ты, он, она – вместе  дружная семьям» и другие. Цель вечеров – дать возможность поверить в себя, в свои силы своего ребёнка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща. Формы взаимодействия с семьёй приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.