Text

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 22.04.2024  «День Земли»

подробнее...

 

 20.04.2024  Республиканский субботник 2024

подробнее...

 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Система работы специалистов с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР

Я предлагаю Вашему вниманию обобщенный опыт работы специалистов Центра «Малютка» по оказанию помощи родителям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ОПФР.      

В текущем учебном году в Центре Малютка коррекционная помощь оказывается 25 семьям.  Из них с 10 детьми проводятся коррекционные занятия в условиях семьи, которые включают в себя сопровождение и визитирование, с 8 детьми проводятся коррекционные занятия в условиях ЦКРОиР, и 7 детям оказывается ранняя комплексная помощь.

Раннюю  помощь осуществляют следующие специалисты:

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Педагог социальный

Врачи

Инструктор ЛФК

Массажист

Все специалисты работают в тесной взаимосвязи друг с другом.

В период раннего детства квалифицированная помощь важна в первую очередь родителям, воспитывающим проблемных детей. В это время она наиболее эффективна, так как отношения в диаде «мать – ребёнок» находятся в процессе формирования. Поэтому в работе с семьёй, воспитывающей детей с отклонениями в развитии, МЫ ставим перед собой такие целевые ориентиры, как:

а)  Формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и детьми.

б) Создание условий для активного участия родителей в воспитании и развитии ребенка.

в) Оказание помощи родителям в создании благоприятной семейной среды для развития и воспитания ребенка.

Предлагаем Вашему вниманию примерную структуру оказания комплексной помощи детям раннего возраста.

В семье родился ребенок. Может быть, ему всего несколько месяцев, а родителей беспокоят вопросы, на которые они пытаются найти ответы. Правильно ли он развивается? Почему малыш еще не научился тому, что умеют его сверстники? Хорошо ли он слышит и видит? Как лучше с ним обращаться? На все эти вопросы мы даем квалифицированные ответы.

 Система оказания ранней комплексной помощи включает в себя приблизительно 6 этапов. Это …

Информационный этап:

ЗАДАЧИ:

  • Выявление детей с отставаниями в развитии или с риском отставания в развитии.
  • Формирование банка данных о детях с особенностями психофизического развития.

Информация о детях раннего возраста с ОПФР поступает к нам с ЦРБ (только с согласия родителей), затем эту информацию мы анализируем и встречаемся с семьей. Также мы работаем по запросам родителей.

Первое, с чего начинается работа с ребенком с ОПФР и помощь его родителям – это знакомство с микросоциумом семьи. Задачи: ….

Обследование проводится педагогом-психологом и социальным педагогом.

Специалисты встречаются с родителями, встреча проходит в условиях семьи. Целью встречи является знакомство с родителями и условиями проживания ребенка, определение эмоционально-психологического климата и характера взаимоотношений в семье, состояние здоровья ребенка. Кроме изучения микросоциума  родители получают информацию о том, где и какая коррекционная помощь может оказываться их ребенку, а также приглашаются в Центр.

Далее следуют этапы первичной и углубленной диагностики.

Эти этапы очень важны, так как с самого начала знакомства необходимо также определить готовность родителей к сотрудничеству, требующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. Родители получают информацию о том, где и какая коррекционная помощь может и будет оказываться их ребенку.

На коррекционно-реабилитационном этапе решаются следующие задачи:

  • Создание коррекционно-развивающей и реабилитационной среды для развития ребенка с ОПФР.
  • Оказание коррекционной помощи.
  • Проведение медицинской реабилитации.
  • Изучение динамики развития ребенка в процессе обучения и реабилитации.

В реализации этих задач принимают участие специалисты…

Обратите внимание, что родители являются полноправными участниками коррекционного процесса.

В условиях Центра «Малютка» специалистами проводится работа с родителями по направлениям, одним из которых является консультативная работа, решающая задачи:

- информирование родителей об уровне развития детей, о возможности их развития и воспитания;

- организация эффективных детско-родительских отношений;

- психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Консультативная работа не всегда достигает своей цели, так как иногда личностные установки родителей препятствуют установлению гармоничных отношений с ребёнком и окружающим миром, и они могут отвергать помощь по преодолению трудностей в связи с особенностью их малыша. Среди проблем можно выделить следующие:

- непринятие личности ребёнка с отклонениями в развитии;

- рассмотрение такого ребёнка как наказание за что-либо;

- нарушение взаимоотношений в семье после рождения ребёнка с отклонениями в развитии.

В связи с этим необходима психокоррекционная работа с родителями, в ходе которой решаются внутриличностные конфликты и проблемы родителей. Одной из форм прихокоррекционной работы с родителями являются групповые тренинговые занятия с родителями. Занятия проводятся 1 раз в месяц в рамках «Родительской школы».

Просветительская работа проводится через консультирование родителей, создание информационных буклетов, памяток, через занятия в «Родительской школе». Родители знакомятся с актуальными проблемами детей, возрастными особенностями их развития; не только приобретают знания,  данные в определённой системе, но и обучаются эффективным приёмам по развитию, обучению и воспитанию своих детей. Общаясь друг с другом в доверительной и спокойной обстановке, родители видят, что они не одиноки, что и в других семьях существуют аналогичные проблемы. Это придаёт родителям уверенность, снимает эмоциональное напряжение, помогает осознать свои проблемы и найти выход из сложившейся ситуации.

Формы работы с родителями могут быть разнообразными. Но они приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.

Коррекционные занятия проводятся как на дому, так и в условиях Центра. Форма организации обучения и воспитания на дому зависит от состояния здоровья ребенка, желания законных представителей, возможностей учреждения образования, рекомендуется ЦКРОиР  и учитывается при составлении расписания.

Занятия проходят при непосредственном участии родителей. Это дает ребенку чувство защищенности, а родители в свою очередь, присутствуя на занятиях, лучше понимают своего ребенка, обучаются приемам, помогающим закреплять формируемые навыки в дальнейшем.

Ранняя комплексная помощь в ЦКРОиР предполагает также осмотр врачом-неврологом, который назначает (при необходимости) курс массажа и занятий лечебной физической культурой.

При  прохождении  курса  занятий  ЛФК  с  ребенком,  родители обучаются элементам гимнастических упражнений, которые  смогут  выполнять с малышом в домашних условиях.

Специалист по массажу обучает родителей элементам классического массажа, которые способствуют моторному развитию ребенка.

Заключительным этапом является итоговая диагностика. Определяется уровень развития ребенка «на выходе» и определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка. На этом этапе взаимодействуют следующие специалисты…

На протяжении многих лет у нас в Центре сложилась традиция приглашать родителей детей раннего возраста на совместные мероприятия.

Наши традиции…

Сотрудники Центра в костюмах Деда Мороза, Снегурочки и Снеговика посещают семьи, поздравляют с Новым годом и Рождеством, дарят детям новогодние подарки.

Спасибо за внимание!