Система работы специалистов с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
Я предлагаю Вашему вниманию обобщенный опыт работы специалистов Центра «Малютка» по оказанию помощи родителям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ОПФР.
В текущем учебном году в Центре Малютка коррекционная помощь оказывается 25 семьям. Из них с 10 детьми проводятся коррекционные занятия в условиях семьи, которые включают в себя сопровождение и визитирование, с 8 детьми проводятся коррекционные занятия в условиях ЦКРОиР, и 7 детям оказывается ранняя комплексная помощь.
Раннюю помощь осуществляют следующие специалисты:
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Педагог социальный
Врачи
Инструктор ЛФК
Массажист
Все специалисты работают в тесной взаимосвязи друг с другом.
В период раннего детства квалифицированная помощь важна в первую очередь родителям, воспитывающим проблемных детей. В это время она наиболее эффективна, так как отношения в диаде «мать – ребёнок» находятся в процессе формирования. Поэтому в работе с семьёй, воспитывающей детей с отклонениями в развитии, МЫ ставим перед собой такие целевые ориентиры, как:
а) Формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и детьми.
б) Создание условий для активного участия родителей в воспитании и развитии ребенка.
в) Оказание помощи родителям в создании благоприятной семейной среды для развития и воспитания ребенка.
Предлагаем Вашему вниманию примерную структуру оказания комплексной помощи детям раннего возраста.
В семье родился ребенок. Может быть, ему всего несколько месяцев, а родителей беспокоят вопросы, на которые они пытаются найти ответы. Правильно ли он развивается? Почему малыш еще не научился тому, что умеют его сверстники? Хорошо ли он слышит и видит? Как лучше с ним обращаться? На все эти вопросы мы даем квалифицированные ответы.
Система оказания ранней комплексной помощи включает в себя приблизительно 6 этапов. Это …
Информационный этап:
ЗАДАЧИ:
- Выявление детей с отставаниями в развитии или с риском отставания в развитии.
- Формирование банка данных о детях с особенностями психофизического развития.
Информация о детях раннего возраста с ОПФР поступает к нам с ЦРБ (только с согласия родителей), затем эту информацию мы анализируем и встречаемся с семьей. Также мы работаем по запросам родителей.
Первое, с чего начинается работа с ребенком с ОПФР и помощь его родителям – это знакомство с микросоциумом семьи. Задачи: ….
Обследование проводится педагогом-психологом и социальным педагогом.
Специалисты встречаются с родителями, встреча проходит в условиях семьи. Целью встречи является знакомство с родителями и условиями проживания ребенка, определение эмоционально-психологического климата и характера взаимоотношений в семье, состояние здоровья ребенка. Кроме изучения микросоциума родители получают информацию о том, где и какая коррекционная помощь может оказываться их ребенку, а также приглашаются в Центр.
Далее следуют этапы первичной и углубленной диагностики.
Эти этапы очень важны, так как с самого начала знакомства необходимо также определить готовность родителей к сотрудничеству, требующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. Родители получают информацию о том, где и какая коррекционная помощь может и будет оказываться их ребенку.
На коррекционно-реабилитационном этапе решаются следующие задачи:
- Создание коррекционно-развивающей и реабилитационной среды для развития ребенка с ОПФР.
- Оказание коррекционной помощи.
- Проведение медицинской реабилитации.
- Изучение динамики развития ребенка в процессе обучения и реабилитации.
В реализации этих задач принимают участие специалисты…
Обратите внимание, что родители являются полноправными участниками коррекционного процесса.
В условиях Центра «Малютка» специалистами проводится работа с родителями по направлениям, одним из которых является консультативная работа, решающая задачи:
- информирование родителей об уровне развития детей, о возможности их развития и воспитания;
- организация эффективных детско-родительских отношений;
- психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Консультативная работа не всегда достигает своей цели, так как иногда личностные установки родителей препятствуют установлению гармоничных отношений с ребёнком и окружающим миром, и они могут отвергать помощь по преодолению трудностей в связи с особенностью их малыша. Среди проблем можно выделить следующие:
- непринятие личности ребёнка с отклонениями в развитии;
- рассмотрение такого ребёнка как наказание за что-либо;
- нарушение взаимоотношений в семье после рождения ребёнка с отклонениями в развитии.
В связи с этим необходима психокоррекционная работа с родителями, в ходе которой решаются внутриличностные конфликты и проблемы родителей. Одной из форм прихокоррекционной работы с родителями являются групповые тренинговые занятия с родителями. Занятия проводятся 1 раз в месяц в рамках «Родительской школы».
Просветительская работа проводится через консультирование родителей, создание информационных буклетов, памяток, через занятия в «Родительской школе». Родители знакомятся с актуальными проблемами детей, возрастными особенностями их развития; не только приобретают знания, данные в определённой системе, но и обучаются эффективным приёмам по развитию, обучению и воспитанию своих детей. Общаясь друг с другом в доверительной и спокойной обстановке, родители видят, что они не одиноки, что и в других семьях существуют аналогичные проблемы. Это придаёт родителям уверенность, снимает эмоциональное напряжение, помогает осознать свои проблемы и найти выход из сложившейся ситуации.
Формы работы с родителями могут быть разнообразными. Но они приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.
Коррекционные занятия проводятся как на дому, так и в условиях Центра. Форма организации обучения и воспитания на дому зависит от состояния здоровья ребенка, желания законных представителей, возможностей учреждения образования, рекомендуется ЦКРОиР и учитывается при составлении расписания.
Занятия проходят при непосредственном участии родителей. Это дает ребенку чувство защищенности, а родители в свою очередь, присутствуя на занятиях, лучше понимают своего ребенка, обучаются приемам, помогающим закреплять формируемые навыки в дальнейшем.
Ранняя комплексная помощь в ЦКРОиР предполагает также осмотр врачом-неврологом, который назначает (при необходимости) курс массажа и занятий лечебной физической культурой.
При прохождении курса занятий ЛФК с ребенком, родители обучаются элементам гимнастических упражнений, которые смогут выполнять с малышом в домашних условиях.
Специалист по массажу обучает родителей элементам классического массажа, которые способствуют моторному развитию ребенка.
Заключительным этапом является итоговая диагностика. Определяется уровень развития ребенка «на выходе» и определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка. На этом этапе взаимодействуют следующие специалисты…
На протяжении многих лет у нас в Центре сложилась традиция приглашать родителей детей раннего возраста на совместные мероприятия.
Наши традиции…
Сотрудники Центра в костюмах Деда Мороза, Снегурочки и Снеговика посещают семьи, поздравляют с Новым годом и Рождеством, дарят детям новогодние подарки.
Спасибо за внимание!