Психологическая игра "Приключения Буратино" с участием детей-инвалидов и их отцов
Основная цель большой психологической игры-путешествия– повышение компетентности родителей в общении с детьми с особенностями в развитии.
Цель:
- создание чувства эмоционального единства, взаимной поддержки у участников;
- обучение детей и взрослых навыкам сотрудничества;
- включение в активное социальное взаимодействия, установление и развитие отношений партнерства между родителями и детьми;
- побуждение стремления к пониманию родителями особенностей собственного ребенка;
- выработка навыков адекватного общения в ситуации сотрудничества;
- формирование положительной самооценки ребенка, укрепление волевых качеств;
- снижение уровня эмоционального напряжения, повышение настроения
Бур: Здравствуйте, вы меня узнали? Да, я - Буратино. Я пришел к вам на праздник и приготовил воздушные разноцветные шары, в которых живет волшебная мелодия. (Буратино берет шарик, но музыка не звучит (нет музыкального сопровождения).
Бур: Что случилось?
Приходят кот Базилио и лиса Алиса
Кот: Цветные воздушные шарики мы спрятали в надежном месте и заперли их на ключ.
Лиса: и заперли его на ключ.
Бур: Знаю, знаю надо найти воздушные шарики и вернуть мелодию. Ребята, вы мне поможете найти воздушные цветные шарики, в которых спрятана мелодия.
Дети –Да!!
Бур: Нам предстоят испытания, будут различные препятствия. Давайте соберем команду и возьмем с собой пап в путешествие .
1.Упр. «Буратино собирает друзей».
Задачи:
- установление контакта между членами группы;
- создание позитивного настроения и стремление к сотрудничеству;
-развитие умения координировать совместные действия;
- побуждение к физической активности.
Бур: Уважаемые дети и взрослые, чтобы отправиться в наше увлекательное путешествие нам необходимо всем взять в руки путеводную нить. (Буратино держит в руках клубок, подходит к участникам приветствует их и передает клубок, участнику оставляя себе ниточку, игрок приветствует следующего участника и передает ему клубок, оставляя ниточку у себя. Когда все игроки команды будут собраны и клубок возвратится к Буратино, все окажутся в кругу.)
Бур: Давайте слегка натянем нить, и почувствуем, что мы целое, мы команда. Команда готова.
Лиса: Вы – молодцы, собрали команду и за это вы получаете первую красную ноту «До».
Кот: А следующие ноты вы будете получать за правильно выполненные задания.
Бур: Глеб, ты будешь собирать цветные ноты, которые зарабатывает команда, и вместе с Татьяной Леонидовной вводить цвет в базу данных.
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился в тот же цвет, что и нота. Это начало нашей мелодии.
2. Упр.« Путешествие в сказку»
Цель: создание чувства эмоционального единства, побуждение потребности сотрудничать, развитие тактильных ощущений.
«Волшебные ворота»
Лиса: В сказку можно войти только через волшебные ворота.
Кот: Соня и Вероника вместе со своими папами будут держать волшебные ворота.
Лиса: А сейчас наша команда разобьется по парам: ребенок и взрослый. Взрослый закрывает глаза, а ребенок должен довести взрослого до волшебных ворот.
Бур: Чтобы было веселей поаплодируем! (В это время пока дети и взрослые идут к воротам, проходят через ворота, лиса и кот выкладывают дорожку из цветных дощечек одну за другой.)
Кот: Да, но это слишком легкое задание. Сейчас вы должны пройти по радужной дорожке не сходя с нее. Лиса вам покажет. А при необходимости родители могут поддержать ребенка.
Лиса: Молодцы, вы все справились с заданием и за это вы получаете зеленую ноту «Фа».
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился в тот же цвет, что и нота. Вот мы нашли еще одну ноту нашей мелодии (вместе с муз. сопровождением пропеваем).
Давайте передохнем (сесть на стулья, поставленные полукругом.)
Кот: Хорошо справились всей командой с заданием, а сейчас посмотрим, как выполнит следующее задание Софья с папой. (Ставит столик, на котором лежат картинки).
3.Упр. «Золотой ключик»
Цель:
- развитие когнитивных процессов; умения удерживать поставленные цели;
- установление взаимопонимания с партнерами, выработка умения адекватно реагировать на быстро меняющиеся ситуации.
Бур: Софья, подъезжай к столу вместе с папой. Выбери из 4-х картинок, ту на которой изображен «Буратино». Поддержим Софью аплодисментами. Выполнено.
Лиса: Как быстро и легко вы справились с заданием. Пусть теперь Данила с папой сложит мою картинку «Буратино». Там есть секрет: в руках у Буратино не золотой ключик.
Кот: Держите следующую фиолетовую нотку «Си».
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился в тот же цвет, что и нота (вместе с муз. сопровождением пропеваем).
Бур: Куда же нам дальше отправляться? Лиса говорила о том, что картинка с сюрпризом. Так и есть. На картине Буратино с монетами. Значит, нам надо отправляться на поле чудес. Посмотрите, а что там Алиса с Базилио делают?
Лиса (Коту): Что-то очень легкие задания, они очень быстро и легко справляются надо лучше спрятать монеты. (Начинают расставлять предметы, под некоторыми спрятаны монеты с рисунком (оттиском). Прячут, звучит музыка).
4. Упр. «Поле чудес»
Задачи:
- заинтересованность в совместной деятельности, согласование своих движений друг с другом, увлеченность общим делом;
- развитие координации движений;
- развитие доверия, саморегуляции.
Кот: Следующее задание для Жени с папой. Вы отправляетесь на поле чудес за монетами
Бур: Чтобы выполнить следующее задание, необходимо встать плечом к плечу, обнять друг друга за талию, правую ногу поставить рядом с левой ногой партнера.
Лиса: И ноги мы свяжем вам красивым бантом!
Бур: Теперь у вас две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Идите на поле чудес и соберите монеты, которые спрятали Алиса и Базилио, да захватите с собой мешок, в который вы будете собирать и складывать предметы. А как вы будете держать собранные монеты, подумайте сами.
Лиса: Молодцы, вот вам следующая желтая нота «МИ»,
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился, в тот же цвет, что и нота (вместе с муз. сопровождением пропеваем).
Бур: А монеты не простые, на монетах изображена танцующая кукла. Она есть среди нас. (Выходит кукла).
5.Упр «Танец кукол»
Задачи:
- развитие экспрессивности,
- умение передавать и воспринимать информацию при ограниченности доступных средств с помощью пантомимы,
- сплочение команды,
- повышение степени открытости к новому жизненному опыту.
Бур: Давайте все вместе станем в круг и выполним те движения, которые будет показывать кукла. (Все участники повторяют движения).
Лиса: Умницы, получайте следующую ноту голубую «Соль» (дать синюю ткань).
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился в тот же цвет, что и нота (вместе с муз. сопровождением пропеваем).
Бур: На что похож этот цвет (воду, море, небо)? Да, это море, давайте, все вместе превратим эту ткань в море и отправим кораблик (мяч) в плавание.
6.Упр. «По морям, по волнам»
Задачи:
- умение работать в команде, ломка пространственных и психических барьеров между участниками;
- повышение взаимности к действиям соседа; чувствительности к телесным движениям;
- развитие ловкости, внимания, направленности действия.
Бур: Этот кораблик доставит нас на волшебный остров. Наша задача держать ткань так, чтобы кораблик легко плыл по волнам.
Кот: Вот вам следующая синяя нота «Ля».
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился в тот же цвет, что и нота (вместе с муз. сопровождением пропеваем).
Кот: Вот мы и на «острове чудес» (кот выкатывает песочницу). Это задание для Вероники и папы. В песочнице спрятан золотой ключик.
7.Упр. « Остров чудес»
Задача:
- развитие навыков передачи информации посредствам тактильного контакта.
В песочнице Вероника совместно с папой ищет золотой ключик, находит его.
Лиса: (поднеся замок)Ключи то вы нашли, а попробуйте открыть замок. Базилио открыл!!! Получите следующую ноту оранжевую «РЕ».
Бур: Давайте все дружно пропоем ноту. Обратите внимание, шарик на экране окрасился в тот же цвет, что и нота (вместе с муз. сопровождением пропеваем).
Лиса и кот: Придется отдать им шарики, ведь они такие молодцы, справились со всеми заданиями – дружба помогает преодолеть все препятствия.
Бур: Вот мы и собрали все цвета, нашли все ноты и расколдовали мелодию. Благодаря нашей сплоченности мы с вами попали в сказку, сложили пазлы, нашли ключик и открыли замок. Ребята выберите тот шарик, который вам нравится и поставьте шарик на круг на полу такого же цвета. Послушайте, получилась мелодия.
Пора возвращаться из сказки домой. Сейчас мы возьмемся все за руки и пройдем через воздушный лабиринт между шариками.
Спасибо всем за участие. С прошедшим вас праздником, дорогие мужчины.