Project "In harmony with the world"

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 18.01.2022  «Баба-Яга и ее приятель Тигр»

подробнее...

 

 14.01.2022  Рождественские поздравления от Слуцкого ГДМ

подробнее...

 

 14.01.2022  Акция «Наши дети»

подробнее...

 

 14.01.2022  Мероприятие «Птицы зимой»

подробнее...

 

 13.01.2022  Колядки

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Аннотация

Проект направлен на создание условий в ЦКРОиР, обеспечивающих эмоциональный комфорт детей с тяжёлыми и множественными нарушениями через создание специальной среды, снятие эмоциональной напряжённости у родителей и формирования толерантного отношения у педагогов.

Эмоциональный комфорт -

Представленные материалы подтверждают комплексность и системность в работе по созданию условий для эмоционального комфорта детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.В проекте отражены целевая аудитория, специалисты, реализующие проект, необходимое оборудование, методическое обеспечение, алгоритм отслеживания результатов.

Реализация проекта – это один из важнейших элементов формирования у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями социального поведения. Создание соответствующих условий, использование современных технологий, в том числе и компьютерных, учёт индивидуальных особенностей детей, а также трёхуровневая система взаимодействия с родителями позволит преодолеть проблемы социализации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, что соответствует установкам и целям специального образования.

Проект актуален и представляет собой практическую значимость для специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и территориальных центров социального обслуживания населения, работающих с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития.

 

Постановка проблемы

Каждому ребёнку нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но человеку мало лишь удовлетворения его естественных потребностей.

В настоящее время в условиях разработки и реализации гуманистической парадигмы специального образования в республике Беларусь, направленной на развитие личности детей с ОПФР происходит переосмысление целей и задач воспитания и образования детей данной категории. Одной из приоритетных задач является социализация детей с особыми потребностями. Особую важность в формировании социального поведения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (далее ТМН) приобретают вопросы, связанные с обеспечением их эмоционального комфорта.

Первичные отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом. Кроме того, на самых ранних этапах нарушается и связь родителя и ребенка, так как взрослый не знает и не может передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфических средств, путей и методов.

Средовой подход в воспитании детей с ТМН является сегодня одним из актуальных. Предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности и психологического благополучия ребенка.

    Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) на каждом этапе его развития. Трудности развития эмоциональной сферы охватывают широкий спектр особенностей реагирования ребенка с ТМН, и осложняют его взаимодействие с окружающим миром (повышенная возбудимость, пресыщаемость в контактах со средой, малая активность во взаимодействиях с ней, трудности адаптации, сложности развития отношений с близкими людьми и взаимодействия с посторонними, с детьми; возникновение страхов, агрессии и др.)  От эмоционального состояния зависит восприятие ребенком окружающего мира. Удовлетворение потребности в безопасности продуцируетчувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от окружения. Специалистами ЦКРОиР, по мере возможности, создаются комфортные условия, которые удовлетворяют не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные.

   Результаты психологического исследования показали, что

-  из 45 детей, посещающих Слуцкий ЦКРОиР, у 46% базовое эмоциональное состояние оценивается как недостаточно удовлетворительное (это обусловлено тяжестью диагноза, проблемами в семье, особенностями развития эмоциональной сферы детей с ТМН);

- у 52% родителей высокая степень выраженности эмоциональной напряжённости, а это не способствует созданию такой атмосферы дома, которая обеспечивает эмоциональный комфорт как для ребёнка, так и для родителей;

- у 27% педагогов ЦКРОиР отмечается синдром эмоционального выгорания, что влияет на доброжелательное отношение к детям.

         Таким образом, создание эмоционального комфорта нами видится через следующие составляющие:

Составляющие  эмоционального комфорта ребенка с ТМН

Проект предусматривает работу по улучшению эмоционального комфорта детей с ТМН, их  родителей, педагогов  по следующим направлениям:

- создание сенсорной комнаты для повышения уровня эмоционального комфорта  детей,  родителей, педагогов;

- улучшение эмоционального благополучия в семье;

- профилактика синдрома эмоционального выгорания и формирование благоприятных  взаимоотношений в диадах «воспитатель-ребёнок»,        

Материальная база ЦКРОиР (наличие компьютеров, мультимедийной установки, цифрового фотоаппарата, помещения для сенсорной комнаты и методического кабинета для проведения семинаров-практикумов и тренингов), а также  высокий уровень общения педагогов с детьми, созданная в центре развивающая среда позволяют частично проводить работу по данным направлениям. Но, в то же время, недостаточное техническое оснащение  центра (отсутствие сенсорного оборудования, техники для видеосъёмки, обработки видеоматериалов, создания роликов и т.д.),  не позволяет в полной мере реализовывать поставленные задачи.

Сенсорная комната - это важная часть реабилитационной  среды для детей. Эмоциональное развитие ребенка сопряжено с развитием его сенсорной системы. Следовательно, для эффективного развития эмоциональной сферы детей необходимо обеспечение сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности. Сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет ребёнку с ТМН получить дополнительную стимуляцию органов чувств, а также  обогатить детей данной категории положительными эмоциями.  Кроме того, отсутствие опасных предметов, “мягкий” пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка. А также эффективно  в работе с детьми с ранним детским аутизмом и детским церебральным параличом.

 

Приобретение сенсорного оборудования даст возможность:

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМН:

- создать условия для снижения уровня эмоционального дискомфорта;

- активизировать ряд функции центральной нервной системы за счёт применения сенсорных стимулов;

- устранить вторичные личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями, такие как агрессивность, повышенная возбудимость и т.д.;

- снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

- создать позитивный эмоциональный фон;

- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

- развитие двигательных функций.

 

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (родителей и педагогов):

- организовать релаксацию для людей неудовлетворённых своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией;

- вывести человека из состояния депрессии (гармонизация психологического состояния) и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом жизни;

- нормализировать психоэмоциональное состояние.

Использование сенсорной комнаты в центре возможно различными специалистами: учителями-дефектологами, психологами, логопедами, врачами, инструкторами ЛФК.

Современный век – век компьютерных технологий. Используя на своих занятиях различные компьютерные релаксационные программы, психолог получает возможность расширить спектр воздействий на ребёнка.

Приобретение видеокамеры позволит фиксировать наиболее яркие, положительно заряженные моменты в жизни ребёнка, создавать из этого материала ролики, а затем транслировать ему для повышения эмоционального комфорта. Это даёт возможность использовать данный материал даже для очень тяжёлых детей, которые не всегда могут фиксировать свой взгляд, но прослушивание звуков, которые ребёнок издавал в состоянии покоя или радости, позволят стабилизировать его эмоциональное состояние.

Проведение психокоррекционных занятий с мамами, воспитывающими детей с ТМН, в рамках «Школы женского счастья» позволит снять у них эмоциональную напряжённость                                                 (добавить коммуникации в семье), а это в свою очередь будет способствовать улучшению психологического климата в семье.

Работа с педагогами по предупреждению эмоционального выгорания и формированию у них толерантного отношения к детям с ТМН будет способствовать формированию у педагогов таких качеств, как доброжелательность, милосердие, эмпатия и т.д.

Таким образом, создав специальную среду, используя компьютерные технологии для обеспечения эмоционального комфорта детей с ТМН во время пребывания их в центре, а также проводя работу с родителями, которая поможет им создать условия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка дома и сформировав у педагогов толерантное отношение к детям, будут созданы оптимальные условия для социализации детей данной категории.

 

Цель проекта:

  • создание оптимальной среды для эмоционального комфорта детей с ТМН с целью их социализации.

 

         Для достижения этой долгосрочной цели, проект ставит краткосрочные цели, которые будут выполнены посредством конкретных действий:

  1. Обеспечение эмоционального комфорта детей с ТМН во время их пребывания в ЦКРОиР. Это будет достигнуто через:

  • проведение занятий в    сенсорной комнате;
  • использование на коррекционных занятиях компьютерных технологий;
  • толерантное взаимоотношение в диаде отношение специалистов центра к детям с ТМН.

  1. Обеспечение эмоционального комфорта детей в семье. Это будет достигнуто через:
  • снятие эмоциональной напряжённости у родителей,
  • помощь в решении психологических проблем.

 

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения, стимуляция органов чувств через оснащение комнаты психологической разгрузки сенсорным оборудованием и использование компьютерных технологий;
  • гармонизация внутрисемейных отношений родителей, воспитывающих детей с ТМН.
  • стабилизация психоэмоционального состояния педагогов ЦКРОиР;

Проект будет реализован на базе Слуцкого районного ЦКРОиР.

 

Целевая группа:

- 45 детей с ТМН;

- 78 родителей;

- 21 педагог.

 

Потребности целевых групп

Существуют 3 основные проблемы, имеющие отношение к эмоциональному комфорту детей с ТМН:

  1. Недостаточная оснащённость оборудованием, позволяющим устранять эмоциональный дискомфорт детей с ТМН;
  2. Недостаточное осознание родителями, имеющими детей с особыми потребностями, взаимосвязи между обеспечением эмоционального комфорта своим детям и успешностью их дальнейшей социализации.
  3. Дефицит знаний – педагогам необходимо дополнительное обучение и методическая поддержка по дальнейшим направлениям:

        - обеспечение эмоционального комфорта детям в период их пребывания в центре;
        - поддержка своего эмоционального здоровья;
        - формирование толерантного отношения к детям с ТМН.

 

Основные принципы реализации проекта:

  • принцип междисциплинарного подхода;
  • принцип сотрудничества с семьей ребенка;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип последовательности и поэтапности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип ориентации на индивидуальные особенности;
  • принцип создания специально организованной педагогической среды.

На наш взгляд эффективность проекта по созданию условий для эмоционального комфорта детей с ТМН, их родителей, педагогов заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса, ориентированном на их эмоциональном благополучии, что является системообразующим фактором целостного воспитательного процесса.

        

Практическая значимость данного проекта нам видится:

  • в разработке механизмов создания среды для эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса;
  • в создании методического обеспечения условий эмоционального комфорта (методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработок интерактивных и нетрадиционных форм работы с детьми, родителями и педагогами);
  • в ориентации на условия организации воспитательного процесса, способствующего устранению эмоционального дискомфорта детей с ТМН в педагогической практике специального образования, и поэтому возможность трансляции полученных результатов для других педагогов учреждений специального образования не только в Беларуси, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Механизмами реализации содержания проекта по созданию условий для поддержания эмоционального комфорта нами определены:

  • психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;
  • разработка новых (нетрадиционных, интерактивных) форм взаимодействия с семьей;
  • преобразование сенсорной среды;
  • использование компьютерных технологий.

Обозначенные механизмы раскрывают систему работы по созданию целостной среды для повышения эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса в условиях конкретного специализированного учреждения образования, что позволит решить одну из важнейших задач специального образования – социализация детей с ТМН.  

 

Ожидаемые результаты:

- своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ТМН;

- устранение эмоционального дискомфорта у детей данной категории;

- стабилизация эмоционального состояния всех участников образовательного процесса;

- улучшение психологического микроклимата в семьях, воспитывающих детей с ТМН, гармонизация внутрисемейных отношений.

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

- создание специально организованной среды.

 

Конечные цели и предполагаемые результаты

Конечная цель проекта состоит в том, чтобы обеспечить им оптимальные условия для создания эмоционального комфорта с целью успешной их социализации в обществе.

 

Нормативно-правовое обеспечение

Наше государство закрепило законодательно свою ответственность за то, чтобы детям с ограничениями стали доступныи были гарантированы обучение и воспитание. Организация в центре всей деятельности   обеспечивается следующей нормативно-правовой базой:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.11 г.  243-3
  • Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации от 16.08.2011г. №233
  • Программа развития образования Слуцкого района Минской области на 2010-2015 годы.

Бюджет проекта

Статья расходов

Вклад организации

Вклад партнеров

style="text-align: center;"Запрашиваемая сумма

Общая сумма (бел.руб.)

1. Ноутбук Acer Aspire V3-531G

 

 

 

4 915000

2. Видеокамера PanasonicHC-V100

 

 

 

3170000

3. Интерактивная доска

 

 

 

13890000

4. Интерактивный проектор

 

 

 

21500000

5. МФУ цветной

 

 

 

2 176 000

6. МФУ лазерный

 

 

 

2 269 000

5. Сенсорное оборудование:

 

 

 

 

-Проектор светоэффектов

 

 

 

2 722 500

- «Разноцветная гроза»

 

 

 

9 300 000

- "Звездный дождь"

 

 

 

6 770 000

-Панно "Бесконечность"

 

 

 

1 240 000

 

- Проектор для подсветки шара Акриловое зеркало 2 шт.

 

 

 

840 000

- Зеркальный шар

 

 

 

2 000 000

6. Мебель для сенсорной комнаты

 

 

 

 

7. Канцелярские товары для проведения занятий «Школы женского счастья», семинаров-практикумов, тренингов

 

 

 

572 000

Всего

 

 

 

71 364 000

 

Сроки реализации проекта: 2013/14 - 2014/15 уч.г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап проекта предполагает, в первую очередь, изучение эмоционального состояние детей с ТМН, проблем семьи, уровень эмоционального выгорания и степень толерантности педагогов.

Составляются индивидуальные программы на каждого ребёнка с учётом его возможностей и способностей. Изучаются противопоказания для занятий в сенсорной комнате для детей различными нарушениями. Разрабатываются программы занятий «Школы женского счастья» с использованием нетрадиционных и интерактивных методов, а также программы тренингов и семинаров-практикумов для педагогов для профилактики эмоционального выгорания и толерантного отношения к детям. Помещение, выделенное под сенсорную комнату, оснащается необходимой мебелью и техническим оборудованием в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Приобретается методическая литература и канцтовары для проведения мероприятий для родителей и педагогов. Ведётся видеосъёмка детей, создаются релаксационные ролики.

Основной этап включает в себя организацию и проведение индивидуальных занятий в сенсорной комнате; проведение занятий «Школы женского счастья» и семинаров-практикумов, тренингов для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания с использованием компьютерных технологий.

В оценочном этапе подводятся результаты работы за год. Ведется протокол наблюдений для фиксирования изменений эмоционального состояния детей.  Специалистами составляется отчет о реализации плана с использованием компьютерных технологий и сенсорного оборудования. 

Кадровое и материально-техническое  обеспечение проекта

В Слуцком районном ЦКРОиР имеются необходимые условия для реализации данного проекта:

- из 26 педагогов имеют высшую квалификационную категорию 4 педагога (16%), 20 (77%) – первую квалификационную категорию;

- о высоком профессиональном уровне свидетельствуют победы педагогов-психологов в областных конкурсах, участие и трансляцию своего опыта на областных семинарах, Республиканских фестивалях по психологии, а также имеют сертификаты по различным технологиям («Сказкотерапия», «Песочная терапия», «Телесно-ориентированная терапия»);

- участники проекта имеют опыт   использования информационной компьютерной техники в учебно-воспитательной и управленческой деятельности, диплом за лучшую работу в номинации «Технология работы с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» по итогам IV республиканского конкурса «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования»;

- все педагоги имеют высокую мотивацию и восприимчивость к новому, прогрессивному, способствующему повышению качества образования и воспитания;

- педагоги участвовали в проекте «Равный старт», который осуществлялся в рамках деятельности Международной Ассоциации «Stepbystep» (ISSA) приучастии ОО «Белорусская лига родителей и педагогов «Крок за крокам» (БЛПР);

- Слуцкий районный отдел образования и общественность района заинтересованы в организации данного проекта и по возможности оказывают Слуцкому районному ЦКРОиР материальную поддержку.

План реализации проекта:

Задача 1: снятие психоэмоционального напряжения, стимуляция органов чувств через оснащение комнаты психологической разгрузки сенсорным оборудованием и использование компьютерных технологий;

Срок реализации

Мероприятие/действие

Благополучатели и их количество

Ответственные

Август 2013 года

1. Приобретение оборудования

45 детей с ТМН

78 родителей,

21 педагог

Директор ЦКРОиР

Сентябрь 2013, апрель 2014

2. Лонгитюдное наблюдение с целью мониторинга за психоэмоциональным состоянием детей с ТМН

45

Педагоги-психологи

В течение года

a. Индивидуальные занятия с детьми в сенсорной комнате на снятие психоэмоционального напряжения.

36

Педагоги-психологи, учителя-дефектологи, врачи, инструктор ЛФК

В течение года

b. Цикл подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютерных технологий для развития эмоциональной сферы детей  по программе «Как прекрасен этот мир»

28

Педагоги-психологи

В течение года

c. Праздники «Нет милей мамочки моей», «Праздник наших мам», «Веселые старты» (Ко Дню защитника Отечества)

120

Специалисты центра

Ноябрь-декабрь ежегодно

5. Фотовыставки «Самая, самая...  мамочка моя»,«Калейдоскоп улыбок»,

45

Социальные педагоги, воспитатели

 

6. Спортивный праздник «Папа, мама, я -дружная семья».

 

 

 

7. Новогодний праздник «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

 

Социальные педагоги

 

8. Акция дружбы и милосердия «Семь дорожек радуги»

 

 

 

Задача 2: гармонизация внутрисемейных отношений родителей, воспитывающих детей с ТМН.

Срок реализации

Мероприятие/действие

Благополучатели и их количество

Ответственные

В течение реализации проекта

Групповые и индивидуальные консультации по темам:

«Эмоциональный комфорт в семье – один из факторов успешной социализации детей с ТМН»,

«Роль отца в воспитании детей»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

«Где любовь да совет, там и горя нет»

 

78

Педагоги-психологи

2014/2015 г.г.

Занятия «Школы женского счастья»:

«1. Кладезь народной мудрости для женщин» (сказкотерапия)

«2. Моё счастье в моих руках» (созидающая визуализация)

«3. Спокойствие, только спокойствие» (телесно-ориентированная, музыкотерапия)

«4. Тайны женской силы»  (арома- и цветотерапия)

5. «Секрет счастливой семейной жизни»  (суггестивная терапия)

78

Педагоги-психологи

2014/2015 г.г.

Форум-театр

Темы: «Счастье – это когда тебя понимают»

 - «Родители и дети в зеркале взаимоотношений»

- «Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого»

- «У меня особый брат или сестра»

78

социальные педагоги

2014/2015 г.г.

Праздники:

Вечера по пятницам:

-«Желаю Вам…»

- «Рождественские забавы»

78

социальные педагоги воспитатели

2014/2015 г.г.

Семейные праздники:

- «Семейный карнавал»

- Неразлучные друзья: взрослые и дети»

- Вечер бабушек и дедушек

- Праздник дружной семьи

- Праздник «Дети – это мира нежные загадки»

- фольклорный праздник «Масленица»

78

социальные педагоги, педагоги-психологи воспитатели

2014/2015 г.г.

Фотовыставки:

- «Самая, самая...  мамочка моя»,  - «Калейдоскоп улыбок»,

 - «Букет счастья для бабушек и дедушек»

78

социальные педагоги

2014/2015 г.г.

Семинар по обмену опытом

«Ритуалы, которые нравятся моему ребёнку»

78

педагоги-психологи, социальные педагоги

2014/2015 г.г.

Семейная викторина  «Клуб почемучек»

78

социальные педагоги, воспитатели

2014/2015 г.г.

Родительская гостиная «Знают наши папы, знают наши мамы»

78

социальные педагоги, педагоги-психологи воспитатели

2014/2015 г.г.

Ток-шоу «Советы специалистов»

78

специалисты ЦКРОиР

Задача 3: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов;

Срок реализации

Мероприятие/действие

Благополучатели и их количество

Ответственные

Октябрь, май 2013,

Диагностика  особенностей эмоционального состояния педагогов ЦКРОиР:

28

Педагоги-психологи

Октябрь,май 2014

Цикл тренингов по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

- «Психологическая компетентность как залог здоровья и стабильного самочувствия»;

-  «Самоуправление и саморегуляция эмоциональных состояний»;

- «Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний  с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения»;

- «Поддержка оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности»;

- «Психотехнические приемы, способствующие достижению психоэмоционального равновесия».

28

Педагоги-психологи

В течение реализации проекта

Педагогическая гостиная

 «Эмоции положительные и отрицательные», «Эмоции и здоровье», «Питание и эмоции»

28

Педагоги-психологи

В течение реализации проекта

Семинары-практикумы:

- «Эффективное взаимодействие с детьми с ТМН»,

- «Использование сенсорной комнаты  для коррекции эмоциональных  нарушений у детей с ОПФР»,

- «Развитие эмоций детей с ТМН через игру»,

- «Влияние музыкальных произведений,  запахов, цвета  на эмоциональное состояние ребенка»

28

Педагоги-психологи

Январь, март 2014, октябрь 2015

Форум-театр

Темы:

- «Положительные эмоции и их значение в жизни ребёнка с ТМН»

- «Толерантность – часть нравственной культуры человека»

- «Единственная настоящая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»

- «Новые подходы взаимодействия педагога с родителями»

28

Педагоги социальные

В течение года

Интерактивная игра «Теремок» (на принятие  особенностей другого человека)

28

Педагоги социальные

Оценка выполнения проекта

Эффективность проекта будет оцениваться с помощью карт наблюдений, отражающих уровень эмоционального состояния детей,  а также протоколов диагностики родителей и педагогов. 

Анкета "Эмоциональное взаимодействие в семье"
Анкета для родителей (автор Е.М.Листик)

 

Цель: изучение опыта эмоционального взаимодействия в семье и характеристик  эмоциональной сферы матери.

Вопросы распределены по 4 шкалам:

 1 шкала – включённость ребёнка в близкие отношения с одним из родителей, с которым ребёнок чаще общается, стремится общаться (вопросы 1, 6, 11, 17);

 2 шкала – эмоциональный фон взаимоотношений матери и ребёнка, проявление определённых эмоций в семье (вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 13, 15, 18);

 3 шкала – выраженность эмоциональных проявлений матери (вопросы 2, 12, 14);

 4 шкала – интенсивность эмоциональных проявлений матери (вопросы 5, 10, 16, 19)

 

Вопросы:

1. Возле кого в семье ребёнок чаще всего находится? ___________________

2. Делитесь ли Вы своими чувствами в семье:

а) никогда,

 б) почти никогда,

 в) редко,

 г) часто,

 д) почти всегда,

 е) всегда.

3. Какие эмоции Вы чаще всего наблюдаете у ребёнка в совместной с Вами деятельности:

 а) радость,

 б) грусть,

 в) злость,

 г) удивление,

 д) спокойствие,

 е) страх.

 

4. Как часто Вы радуетесь в присутствии ребёнка, когда у Вас хорошее настроение:

 а) никогда,

 б) почти никогда.

 в) редко,

 г) часто,

 д) почти всегда,

 е) всегда.

 

5. Какие эмоции Вы чаще выражаете в присутствии ребёнка, когда у Вас хорошее настроение:

 а) спокойствие,

 б) воодушевление,

 в) радость,

 г) окрылённость,

 д) восторг,

 е) ликование.

 

6. С кем ребёнок избегает общения в семье? ___________________________

 

7. Может ли ребёнок догадаться, что Вам плохо:

 а) никогда,

 б) почти никогда.

 в) редко,

 г) часто,

 д) почти всегда,

 е) всегда.

 

8. Какие эмоции Вы чаще испытываете, находясь рядом с ребёнком:

 а) радость,

 б) грусть,

 в) злость,

 г) удивление,

 д) спокойствие,

 е) страх.

 

9. Каким Вы чаще видите своего ребёнка (каике эмоциональные состояния у него бывают чаще)? _______________________________________________

10. Ваши жизненные проблемы чаще всего вызывают у Вас:

 а) спокойствие,

 б) сомнение,

 в) волнение,

 г) тревогу,

 д) страх,

 е) ужас.

11. От кого в семье зависит положительное настроение ребёнка? __________

 

12. Какие эмоции Вы обычно пытаетесь сдерживать в присутствии ребёнка:

 а) радость,

 б) грусть,

 в) злость,

 г) удивление,

 д) спокойствие,

 е) страх.

 

13. Какие эмоции у Вас бывают чаще? ________________________________

 

14. Сдерживаете ли Вы свои эмоции в присутствии ребёнка:

 а) никогда,

 б) почти никогда,

 в) редко,

 г) часто,

 д) почти всегда,

 е) всегда.

 

15. Какой Вас чаще видит ребёнок? __________________________________

 

16. Эмоциональный ли Вы человек:

 а) неэмоциональный,

 б) малоэмоциональный

 в) когда как,

 г) больше эмоциональный, чем нет,

 д) эмоциональный,

 е) очень эмоциональный.

 

17. Кого ребёнок боится в семье? ____________________________________

18. Как часто Вы плачете в присутствии ребёнка:

 а) никогда,

 б) почти никогда,

 в) редко,

 г) часто,

 д) почти всегда,

 е) всегда.

19. Какие эмоции Вы чаще выражаете в присутствии ребёнка, когда у Вас плохое настроение:

 а) огорчение,

 б) раздражение,

 в) грусть,

 г) злость,

 д) подавленность,

 е) гнев.

 

Исследование уровня эмпатийных тенденций

 Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

 

Тест опросника (для педагогов)

 1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

 2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

 4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

 6. Больному человеку можно помочь даже словом.

 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

 8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

 9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

 11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

 13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

 14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

 16. Родители относятся к своим детям справедливо.

 17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

 18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

 19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

 20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

 21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

 22. В детстве я приводил домой кошек и собак.

 23. Все люди необоснованно озлобленны.

 24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

 27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

 29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

 31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

 32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

 33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

 36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. 

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»

Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии), с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми проводится 2 серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 1995

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

 Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

 Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

 Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.

 Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Шкалы: уровень нервно-психической устойчивости

Назначение теста

Методика разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.

Тест

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

 2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

 3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

 4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

 5. У меня часто болит голова.

 6. Иногда я говорю неправду.

 7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

 8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

 9. Бывает, что я сержусь.

 10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

 11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

 12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

 13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

 14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

 15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

 16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

 17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

 18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

 19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.

 20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

 21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

 22. В игре я предпочитаю выигрывать.

 23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

 24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

 25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

 26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

 27. С моим рассудком творится что-то неладное.

 28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

 29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

 30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

 31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

 32. Думаю, что я человек обреченный.

 33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

 34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

 35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

 36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

 37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

 38. Моя внешность меня в общем устраивает.

 39. Я вполне уверен в себе.

 40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

 41. Кто-то управляет моими мыслями.

 42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

 43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

 44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

 45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

 46. Я люблю сказки Андерсена.

 47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

 48. Меня злит, когда меня торопят.

 49. Меня легко привести в замешательство.

 50. Я легко теряю терпение с людьми.

 51. Часто мне хочется умереть.

 52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

 53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

 54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

 55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

 56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

 57. У меня были очень необычные мистические переживания.

 58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

 59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

 60. Я человек нервный и легковозбудимый.

 61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).

 62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

 63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

 64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

 65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

 66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

 67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

 68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

 69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

 70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

 71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

 72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

 73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

 74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

 75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

 76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

 77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

 78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

 79. В детстве я был капризным и раздражительным.

 80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

 81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

 82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

 83. У меня были приводы в милицию.

 84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.