Project "On the Way of Good"

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 22.04.2024  «День Земли»

подробнее...

 

 20.04.2024  Республиканский субботник 2024

подробнее...

 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Летний интегрированный семейный оздоровительный лагерь – это важный компонент системной работы по сопровождению семьи, воспитывающей «особого ребенка». Это - перспективная организационная форма, позволяющая расширить возможности реабилитации не только ребенка, но и семьи в целом.

 

Актуальность проблемы

В последние годы формирование толерантного отношения  социума к людям с ограниченными возможностями становиться все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к проблемам детей с ограниченными возможностями  ведет к самым негативным результатам. Кризис детства настолько очевиден, что о нем заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений различной направленности, и средства массовой информации. Проблемой является отсутствие должного духовного воспитания, которое приводит к нарушению этических норм поведения детей и подростков. Одним из решений данной проблемы является воспитание толерантного отношения здоровых детей и подростков к ровесникам с ограниченными возможностями. Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.

В последнее время в понимании проблем людей с ограниченными возможностями, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Необходим более насыщенный досуг, который привел бы к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь будет способствовать сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных учреждениях.

В летнее время и в период школьных каникул дети Слуцкого района, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, посещают лагеря с дневным пребыванием на базе школ (т.н. "летние площадки"), и отдыхают в загородных оздоровительных лагерях.  Дети-инвалиды также имеют право на отдых и оздоровление в загородном оздоровительном лагере, но большинство родителей детей-инвалидов не пользуются данной услугой, а предпочитают совмещать отдых и лечение своих детей в санаторных учреждениях и детских реабилитационных центрах.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей с ограниченными возможностями могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Необходимо совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей инвалидов и здоровых детей, вводя в практику новые формы работы. Например, смешанный отряд, где будут находиться, как дети-инвалиды, так и их здоровые братья и сёстры, а также родители. Для решения этого вопроса нужно поставить конкретную цель и двигаться по направлению к ней, выполняя определенные задачи.  Детям-инвалидам нужна, в первую возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал!

Совместный отдых детей с ограниченными возможностями и их здоровых братьев и сестёр организуется в виде проведения отдельных акций, интеграционных фестивалей, спортивных мероприятий и творческих фестивалей.

 

Участники проекта

Первичной целевой группой нашего проекта являются дети и подростки с ограниченными возможностями, молодые инвалиды, постоянно проживающие в Слуцком районе.

Вторичной целевой группой станут родители, воспитывающие данную категорию детей.

 

Цель проекта

Целью данного проекта является расширение социального взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии через разработку и внедрение модели смешанного отдыха здоровых детей и подростков и их ровесников с ограниченными возможностями в летних оздоровительных лагерях.

 

Основные задачи:

  • разработка и внедрение моделей интеграционных форм отдыха детей с ограниченными возможностями, молодых инвалидов, здоровых детей и их семей;
  • предоставление возможности самореализации, развития творческих способностей детей с ОПФР и других членов семьи;
  • расширение кругозора и социального окружения детей с ОПФР; оздоровление детей с ОПФР;
  • организация общения нормально развивающихся сверстников и детей-инвалидов в неформальной обстановке;
  • включение в разнообразные формы деятельности (творческую, познавательную, трудовую и т.д.), включение в социально–значимую эмоционально–насыщенную жизнь, богатую традициями, ритуалами, событиями и переживаниями;
  • психологическая помощь и эмоциональная поддержка членов семей, воспитывающих детей инвалидов;
  • обеспечение отдыха родителей.

 

Направления реализации проекта

  • привлечение детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов к посещению массовых культурно-досуговых мероприятий: походы в кино, боулинг, выставки, где дети-инвалиды будут общаться со своими здоровыми сверстниками;
  • организация и проведение массовых мероприятий с участием детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их семей (интеграционные фестивали), с привлечением волонтеров к организации и проведению данных мероприятий. Данные мероприятия направлены на снижение уровня изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, формирование позитивного отношения в обществе к детям-инвалидам и их семьям, снижения гиперопеки родителей, воспитывающих детей-инвалидов по отношению к своим детям.

 

Модели интеграционных форм отдыха детей-инвалидов, здоровых детей и их семей предполагают развитие инклюзивных форм отдыха и оздоровления детей-инвалидов, включение детей-инвалидов в среду здоровых сверстников посредством организации массовых мероприятий с участием волонтеров для детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их родителей и посещения детьми-инвалидами, семьями воспитывающими детей-инвалидов культурно-досуговых учреждений.

 

Социально-психологическая значимость летнего оздоровительного лагеря:

  • развитие личности (формировании новых и поддержании старых значимых познавательных интересов);
  • совершенствование коммуникативных навыков (вербальных, невербальных, снятии коммуникативных барьеров);
  • формирование межличностных отношений (развитии доброго отношения к людям, эмпатии);
  • интегрированное проживание детей с особенностями в развитии и без таких особенностей, в их совместной деятельности и совместном отдыхе.

 

Важным моментом проекта считается совместное участие как здоровых, так и детей с ограниченными возможностями во всех мероприятиях.

 

Ожидаемые результаты

Для детей и с ограниченными возможностями  и молодых инвалидов:

  • появится новый круг общения;
  • будут расширены возможности самореализации,  проявления общественной активности, раскрытия творческих способностей, повышения собственной самооценки, авторитета в глазах сверстников.

Для здоровых детей:

  • приобретут навыки позитивного социального взаимодействия, как со своими сверстниками, так и с людьми, которые нуждаются в их помощи и внимании.

Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов:

  •  почувствуют помощь и поддержку окружающих.

 

Ресурсное обеспечение Проекта

Оздоровительный лагерь, на территории которого проводится оздоровление детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов,   имеет материально-техническую базу и собственные помещения, в лагере созданы необходимые условия для обеспечения комфортного нахождения. Однако, одна из проблем, которая есть в настоящее время - это отсутствие детской игровой площадки в учреждении, приобретение которой предполагается в рамках проекта, а также создание детской игровой комнаты, в которой смогут находиться дети в то время, когда их родители посещают различные семинары, тренинги и другие мероприятия, проводимые специалистами в рамках проекта.

В кадровом составе оздоровительного лагеря преобладают специалисты, которые готовы к инновациям и изменениям в работе учреждения, предлагающие новые формы работы, что приводит к результативности и эффективности работы учреждения. Кроме того, к работе в лагере в качестве воспитателей привлекаются родители детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов.

 

Управление и контроль за реализацией Проекта

Для управления и контроля за реализацией проекта будет создана рабочая группа, включающая в себя специалистов ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР», ГУ «ТЦСОН Слуцкого района», представителей общественных организаций, принимающих участие в реализации проектных мероприятий, активистов волонтерских групп, представителей целевой группы проекта - родителей детей-инвалидов. Будет разработан план совместной работы, с общественными организациями, будут заключены соглашения о сотрудничестве.

Контроль за ходом реализации проекта и целевым использованием финансовых средств и ресурсов, будет осуществлять директор ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР».

 

Условия реализации проекта

Летний лагерь располагается в живописном, экологически чистом месте. Каждой семье предоставляется отдельная комната. Организуется 5-ти разовое питание. Каждый день дети и родители получают свежие фрукты и овощи.

Количество участников лагеря - 60 человек. Из них: 35 детей (18 детей инвалидов,11 детей с ограниченными возможностями,6 детей с нормой развития), а также 25 взрослых (в т.ч. 2 руководителя).

Такой численный состав оптимален для лагеря. Успешное, не чрезмерно обременительное бытовое функционирование лагеря (дежурство в столовой, уборка своих комнат и т. п.), сочетается с возможностью создания сплоченного, дружного коллектива для установления самых тесных и доверительных, почти семейных, отношений между всеми участниками. Продолжительность смены 10 дней.

 

Содержательные аспекты работы по проекту

В лагере используется максимальное разнообразие форм работы:

  •   работа детских мастерских и кружков
  •   спектакли с участием родителей
  •   соревнования
  •   игры
  •   прогулки
  •   походы
  •   костер

 

На занятиях ручной деятельностью большое внимание уделяется лепке из глины, рисованию на асфальте, работе с песком, конструированию и строительству из природных материалов.
Деятельность организована таким образом, чтобы у каждого была возможность проявить себя, свои таланты, свой творческий потенциал. Занятия строятся так, чтобы каждый ребенок мог стать успешным. Важно, что в совместной деятельности уделяется внимание каждому. Любой даже самый маленький успех ребенка не остается незамеченным.
А поскольку переживание успешности является сильным социализирующим и интегрирующим фактором, создание условий для этого прямо отвечает основным целям лагеря. В результате у детей возрастает самооценка, появляется мотивация и импульсы к дальнейшему развитию.
Стержнем организации работы является режим дня, который сразу создает ощущение предсказуемости, защищенности, позволяет родителям планировать свое время. Расписание дня выстроено так, что у родителей есть свободное время, когда дети уходят на прогулку или совместные занятия с другими родителями или волонтерами. И есть время, которое родитель может проводить со своим ребенком так, как считалет нужным.
В программе лагеря важнейшим является использование оздоровительного потенциала разнообразных природных факторов. Ежедневно проводятся утренняя зарядка, прогулки по территории лагеря, походы в лес. Дети знакомятся с природой, учатся преодолению препятствий, обращению с костром.
Условия летнего лагеря, где живут и отдыхают вместе дети, родители и педагоги, создают удачные предпосылки для проведения эффективной семейной психотерапии. Поэтому с родителями проводятся тренинги эффективного общения и позитивного принятия себя как составляющих компонентов инклюзивного образования.
Через индивидуальные консультации родители получают квалифицированную помощь в понимании, принятии и организации взаимодействия с ребенком.
Родители отмечают в своих отзывах, что и сама ситуация лагеря помогает избавиться от привычных стереотипов общения с ребенком. При общении с другими семьями родители могут увидеть своих детей со стороны. Это важный опыт. 
В лагере у родителя появляется возможность ненадолго забыть о своих постоянных проблемах и отдохнуть - за ребенком присмотрят надежные люди.
 
Основные итоги проекта

  •     Дети-инвалиды проходят курс реабилитации в необычных природных условиях, приобретают множество новых впечатлений, а вместе с ними – и новые импульсы развития. Это, безусловно, положительно сказывается на их эмоциональном и психофизическом состоянии.
  •     Дети получают разнообразный опыт общения с новыми людьми, взрослыми и своими сверстниками, расширяют круг своих социальных связей. Дружественная атмосфера лагеря, дает ребенку ощущение защищенности и безопасности социального окружения.
  •     В лагере раскрываются творческие возможности каждого ребенка, у детей возрастает самооценка, появляется мотивация к дальнейшему развитию, формируются самостоятельность, чувство ответственности и независимости.
  •     Родители, получив новые знания, становятся более компетентными, часто переходят на более высокий уровень общения с детьми.
  •     Опыт взаимодействия в условиях лагеря позволяет родителям преодолеть самоизоляцию и расширить круг общения, улучшает эмоционально-психологический климат внутри семьи.
  •     Родители получают мощный социальный импульс, который помогает преодолеть возникающую в семьях социальную и коммуникативную депривацию. После лагеря родители зачастую становятся более активными, приступают сообща к решению общественно важных задач. Используя опыт полученный в лагере, родители способны вести более содержательный и аргументированный диалог с властными структурами, выступая защитниками прав своих детей.