Летний интегрированный семейный оздоровительный лагерь – это важный компонент системной работы по сопровождению семьи, воспитывающей «особого ребенка». Это - перспективная организационная форма, позволяющая расширить возможности реабилитации не только ребенка, но и семьи в целом.
Актуальность проблемы
В последние годы формирование толерантного отношения социума к людям с ограниченными возможностями становиться все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к проблемам детей с ограниченными возможностями ведет к самым негативным результатам. Кризис детства настолько очевиден, что о нем заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений различной направленности, и средства массовой информации. Проблемой является отсутствие должного духовного воспитания, которое приводит к нарушению этических норм поведения детей и подростков. Одним из решений данной проблемы является воспитание толерантного отношения здоровых детей и подростков к ровесникам с ограниченными возможностями. Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.
В последнее время в понимании проблем людей с ограниченными возможностями, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Необходим более насыщенный досуг, который привел бы к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь будет способствовать сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных учреждениях.
В летнее время и в период школьных каникул дети Слуцкого района, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, посещают лагеря с дневным пребыванием на базе школ (т.н. "летние площадки"), и отдыхают в загородных оздоровительных лагерях. Дети-инвалиды также имеют право на отдых и оздоровление в загородном оздоровительном лагере, но большинство родителей детей-инвалидов не пользуются данной услугой, а предпочитают совмещать отдых и лечение своих детей в санаторных учреждениях и детских реабилитационных центрах.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, но далеко не все родители детей с ограниченными возможностями могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. В оздоровительной работе детей с ограниченными возможностями летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Необходимо совершенствовать опыт организации каникулярного времени детей инвалидов и здоровых детей, вводя в практику новые формы работы. Например, смешанный отряд, где будут находиться, как дети-инвалиды, так и их здоровые братья и сёстры, а также родители. Для решения этого вопроса нужно поставить конкретную цель и двигаться по направлению к ней, выполняя определенные задачи. Детям-инвалидам нужна, в первую возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал!
Совместный отдых детей с ограниченными возможностями и их здоровых братьев и сестёр организуется в виде проведения отдельных акций, интеграционных фестивалей, спортивных мероприятий и творческих фестивалей.
Участники проекта
Первичной целевой группой нашего проекта являются дети и подростки с ограниченными возможностями, молодые инвалиды, постоянно проживающие в Слуцком районе.
Вторичной целевой группой станут родители, воспитывающие данную категорию детей.
Цель проекта
Целью данного проекта является расширение социального взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии через разработку и внедрение модели смешанного отдыха здоровых детей и подростков и их ровесников с ограниченными возможностями в летних оздоровительных лагерях.
Основные задачи:
- разработка и внедрение моделей интеграционных форм отдыха детей с ограниченными возможностями, молодых инвалидов, здоровых детей и их семей;
- предоставление возможности самореализации, развития творческих способностей детей с ОПФР и других членов семьи;
- расширение кругозора и социального окружения детей с ОПФР; оздоровление детей с ОПФР;
- организация общения нормально развивающихся сверстников и детей-инвалидов в неформальной обстановке;
- включение в разнообразные формы деятельности (творческую, познавательную, трудовую и т.д.), включение в социально–значимую эмоционально–насыщенную жизнь, богатую традициями, ритуалами, событиями и переживаниями;
- психологическая помощь и эмоциональная поддержка членов семей, воспитывающих детей инвалидов;
- обеспечение отдыха родителей.
Направления реализации проекта
- привлечение детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов к посещению массовых культурно-досуговых мероприятий: походы в кино, боулинг, выставки, где дети-инвалиды будут общаться со своими здоровыми сверстниками;
- организация и проведение массовых мероприятий с участием детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их семей (интеграционные фестивали), с привлечением волонтеров к организации и проведению данных мероприятий. Данные мероприятия направлены на снижение уровня изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, формирование позитивного отношения в обществе к детям-инвалидам и их семьям, снижения гиперопеки родителей, воспитывающих детей-инвалидов по отношению к своим детям.
Модели интеграционных форм отдыха детей-инвалидов, здоровых детей и их семей предполагают развитие инклюзивных форм отдыха и оздоровления детей-инвалидов, включение детей-инвалидов в среду здоровых сверстников посредством организации массовых мероприятий с участием волонтеров для детей-инвалидов, их здоровых сверстников и их родителей и посещения детьми-инвалидами, семьями воспитывающими детей-инвалидов культурно-досуговых учреждений.
Социально-психологическая значимость летнего оздоровительного лагеря:
- развитие личности (формировании новых и поддержании старых значимых познавательных интересов);
- совершенствование коммуникативных навыков (вербальных, невербальных, снятии коммуникативных барьеров);
- формирование межличностных отношений (развитии доброго отношения к людям, эмпатии);
- интегрированное проживание детей с особенностями в развитии и без таких особенностей, в их совместной деятельности и совместном отдыхе.
Важным моментом проекта считается совместное участие как здоровых, так и детей с ограниченными возможностями во всех мероприятиях.
Ожидаемые результаты
Для детей и с ограниченными возможностями и молодых инвалидов:
- появится новый круг общения;
- будут расширены возможности самореализации, проявления общественной активности, раскрытия творческих способностей, повышения собственной самооценки, авторитета в глазах сверстников.
Для здоровых детей:
- приобретут навыки позитивного социального взаимодействия, как со своими сверстниками, так и с людьми, которые нуждаются в их помощи и внимании.
Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов:
- почувствуют помощь и поддержку окружающих.
Ресурсное обеспечение Проекта
Оздоровительный лагерь, на территории которого проводится оздоровление детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов, имеет материально-техническую базу и собственные помещения, в лагере созданы необходимые условия для обеспечения комфортного нахождения. Однако, одна из проблем, которая есть в настоящее время - это отсутствие детской игровой площадки в учреждении, приобретение которой предполагается в рамках проекта, а также создание детской игровой комнаты, в которой смогут находиться дети в то время, когда их родители посещают различные семинары, тренинги и другие мероприятия, проводимые специалистами в рамках проекта.
В кадровом составе оздоровительного лагеря преобладают специалисты, которые готовы к инновациям и изменениям в работе учреждения, предлагающие новые формы работы, что приводит к результативности и эффективности работы учреждения. Кроме того, к работе в лагере в качестве воспитателей привлекаются родители детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов.
Управление и контроль за реализацией Проекта
Для управления и контроля за реализацией проекта будет создана рабочая группа, включающая в себя специалистов ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР», ГУ «ТЦСОН Слуцкого района», представителей общественных организаций, принимающих участие в реализации проектных мероприятий, активистов волонтерских групп, представителей целевой группы проекта - родителей детей-инвалидов. Будет разработан план совместной работы, с общественными организациями, будут заключены соглашения о сотрудничестве.
Контроль за ходом реализации проекта и целевым использованием финансовых средств и ресурсов, будет осуществлять директор ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР».
Условия реализации проекта
Летний лагерь располагается в живописном, экологически чистом месте. Каждой семье предоставляется отдельная комната. Организуется 5-ти разовое питание. Каждый день дети и родители получают свежие фрукты и овощи.
Количество участников лагеря - 60 человек. Из них: 35 детей (18 детей инвалидов,11 детей с ограниченными возможностями,6 детей с нормой развития), а также 25 взрослых (в т.ч. 2 руководителя).
Такой численный состав оптимален для лагеря. Успешное, не чрезмерно обременительное бытовое функционирование лагеря (дежурство в столовой, уборка своих комнат и т. п.), сочетается с возможностью создания сплоченного, дружного коллектива для установления самых тесных и доверительных, почти семейных, отношений между всеми участниками. Продолжительность смены 10 дней.
Содержательные аспекты работы по проекту
В лагере используется максимальное разнообразие форм работы:
- работа детских мастерских и кружков
- спектакли с участием родителей
- соревнования
- игры
- прогулки
- походы
- костер
На занятиях ручной деятельностью большое внимание уделяется лепке из глины, рисованию на асфальте, работе с песком, конструированию и строительству из природных материалов.
Деятельность организована таким образом, чтобы у каждого была возможность проявить себя, свои таланты, свой творческий потенциал. Занятия строятся так, чтобы каждый ребенок мог стать успешным. Важно, что в совместной деятельности уделяется внимание каждому. Любой даже самый маленький успех ребенка не остается незамеченным.
А поскольку переживание успешности является сильным социализирующим и интегрирующим фактором, создание условий для этого прямо отвечает основным целям лагеря. В результате у детей возрастает самооценка, появляется мотивация и импульсы к дальнейшему развитию.
Стержнем организации работы является режим дня, который сразу создает ощущение предсказуемости, защищенности, позволяет родителям планировать свое время. Расписание дня выстроено так, что у родителей есть свободное время, когда дети уходят на прогулку или совместные занятия с другими родителями или волонтерами. И есть время, которое родитель может проводить со своим ребенком так, как считалет нужным.
В программе лагеря важнейшим является использование оздоровительного потенциала разнообразных природных факторов. Ежедневно проводятся утренняя зарядка, прогулки по территории лагеря, походы в лес. Дети знакомятся с природой, учатся преодолению препятствий, обращению с костром.
Условия летнего лагеря, где живут и отдыхают вместе дети, родители и педагоги, создают удачные предпосылки для проведения эффективной семейной психотерапии. Поэтому с родителями проводятся тренинги эффективного общения и позитивного принятия себя как составляющих компонентов инклюзивного образования.
Через индивидуальные консультации родители получают квалифицированную помощь в понимании, принятии и организации взаимодействия с ребенком.
Родители отмечают в своих отзывах, что и сама ситуация лагеря помогает избавиться от привычных стереотипов общения с ребенком. При общении с другими семьями родители могут увидеть своих детей со стороны. Это важный опыт.
В лагере у родителя появляется возможность ненадолго забыть о своих постоянных проблемах и отдохнуть - за ребенком присмотрят надежные люди.
Основные итоги проекта
- Дети-инвалиды проходят курс реабилитации в необычных природных условиях, приобретают множество новых впечатлений, а вместе с ними – и новые импульсы развития. Это, безусловно, положительно сказывается на их эмоциональном и психофизическом состоянии.
- Дети получают разнообразный опыт общения с новыми людьми, взрослыми и своими сверстниками, расширяют круг своих социальных связей. Дружественная атмосфера лагеря, дает ребенку ощущение защищенности и безопасности социального окружения.
- В лагере раскрываются творческие возможности каждого ребенка, у детей возрастает самооценка, появляется мотивация к дальнейшему развитию, формируются самостоятельность, чувство ответственности и независимости.
- Родители, получив новые знания, становятся более компетентными, часто переходят на более высокий уровень общения с детьми.
- Опыт взаимодействия в условиях лагеря позволяет родителям преодолеть самоизоляцию и расширить круг общения, улучшает эмоционально-психологический климат внутри семьи.
- Родители получают мощный социальный импульс, который помогает преодолеть возникающую в семьях социальную и коммуникативную депривацию. После лагеря родители зачастую становятся более активными, приступают сообща к решению общественно важных задач. Используя опыт полученный в лагере, родители способны вести более содержательный и аргументированный диалог с властными структурами, выступая защитниками прав своих детей.