Kaleidoscope of games: games and exercises in the correctional work of a teacher-psychologist with parents

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

State educational institution

"Slutsk Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Menu

Main page Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Contact Information

223610
Minsk region
Slutsk
Pionerskaya street, 3

8(01795) 4-74-88 (director)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Driving directions: карта

Statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

Калейдоскоп игр: игры и упражнения в коррекционной работе педагога-психолога с родителями

Уважаемые коллеги перед вами лежат стикеры, возьмите их пожалуйста и напишите ваши ожидания от сегодняшнего семинара.

«Салфетки».

Цель: возможность познакомиться,  расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

По кругу  передается пачка салфеток.  Каждый участник может взять то количество салфеток, которое считает нужным для себя.

          Когда салфетки будут разобраны всеми  участниками  группы, психолог просит  назвать свое имя, озвучить ожидания от  семинара и  положительно охарактеризовать себя прилагательными, сколько салфеток  у них в руках. После этого салфетки и стикеры положить на поднос.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Скажите, когда вы ударите руку или ногу, что вы делаете с тем местом, которое ушибли? Правильно, потираете. Когда вашего малыша кто-то обидит? Что он делает? Прижимается к вам. А вы? Правильно? Гладите его, обнимаете? Таким образом, вы неосознанно используете ту технологию, о которой я вам сейчас буду говорить, и которую мы используем в своей работе. Это телесно-ориентированная терапия. Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может через тело».  Телесно-ориентированные упражнения, которые мы предлагаем родителям, помогают вскрыть, понять причину и устранить серьёзные внутренние конфликты. На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Зачем это надо? Каждая эмоция отражается в теле человека в виде зажимов определённых частей тела. Например, когда человек злиться, какие мышцы у него напрягаются? Попробуйте изобразить. Лица, шеи, спины, кулаки. Когда человек часто обижается, что происходит с мимикой? Губы опущены вниз. Раз обиделся, два обиделся, а губы вверх уже и не поднимаются. Так образуется панцирь. Уже и обижаться нечего, а всё равно очень хочется.  Но если эмоции так влияют на наше тело, значит и через тело можно повлиять на эмоции. Расслабили мышцы лица, шеи, спины, рук и злость прошла, улыбнулся – и обижаться уже не хочется.

Использование телесно-ориентированных упражнений позволяет родителям осознать собственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя,  стать хозяином своего тела и, как следствие, — своей жизни, лучше узнать свою внутреннюю природу и начать жить в согласии        с ней,   активизировать жизненную    энергию;  расширить    границы межличностного доверия, развить внимание к своим чувствам и   чувствам партнёра.

Кроме того, во время выполнения упражнений происходит происходит полная эмоциональная «перезагрузка» и расслабление мышц.

Упражнение «Тепло наших рук» - во время выполнения этого упражнения происходит ломка пространственных и психических барьеров между участниками,  расширяются  границы межличностного доверия. Сами по себе телесные ощущения и движения дают массу положительных эмоций. Это своеобразная тонизирующая психологическая встряска, дающая толчок к новому ощущению мира и себя в этом мире.

«Дождик»

Простукивание позволяет расслабить тело, снять мышечные зажимы по всему телу, развить тактильные ощущения.

«Свободный танец»

Способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих реакций, снятию скованности движений у пассивных и инертных родителей. У авторитарных родителей высвобождает скопившуюся агрессивность, раздражение и трансформирует их в физические упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения, сделать положительные эмоции более яркими и стойкими. Помогает стать более открытыми во взаимодействии, изменить качество контакта с другими людьми. Открывает скрытые возможности, личные ресурсы, помогает принять собственное тело

«Вытолкай проблему»

Цель:  восстановление способности функционировать без тормозящих последствий прошлого опыта, осознание своих чувств и ощущений,  коммуникации, снижение агрессии

         Упражнение   дает возможность воздействия «вне цензуры сознания»,  получить доступ к глубинным  уровням бессознательного, представленным  в теле, так же дает возможность работы  психолога и клиента которая малодоступна «в вербальных» методах.

Сформулируйте про себя ту проблему, которую вы хотите решить.

-острый  стресс;

-сложности в общении;

-хронически подавленное настроение, депрессии, бессонницы, раздражительность;

 Определили проблему. (Какая проблема стоит остро и какую вы хотите разрешить в первую очередь ).

Пред вами проблема. Вам необходимо  вытолкать  проблему за линию, для этого вы должны приложить все усилия. (психолог виде проблемы, участник  и психолог опираются друг  на друга ладонями , участник выталкивает психолога, при этом психолог сопротивляется, для  того, чтобы участник приложил максимум усилий)  Легко ли было? Что изменилось в Вашем теле? Поблагодарите свое тело за работу.

Тяни-толкай
Цель: снятие напряженности и агрессии, выработка навыков самоконтроля, установления контакта.
Пары упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места, либо, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Встреча на узком мостике»

Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры»

Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

 «Близнецы» ходят, режут воображаемую сосиску и кормят друг руга, пьют кофе с бутербродом и т.п. Вариант: партнеры «срослись» лбами, между которыми они зажимают лист бумаги. Они должны постоянно передвигаться, а если уронят листок, застыть, когда он коснется пола. Другой вариант: партнеры срослись спинами, руки у них переплетены в локтевых сгибах; они вместе садятся на пол и затем встают.

«Дружные немые»

Молча повесьте вдвоем картину, сверните ковер, стряхните скатерть, сматывайте пряжу, пилите дрова двуручной пилой, гребите в одной байдарке, перетягивайте канат.

«Щепки на реке»

Цель: способствовать  созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «Проплыть» по реке.

 

Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Обзываемся овощами
Ц е л ь: ослабление негативных эмоций, умение ссориться.

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — кабачок» и т. д. Прежде чем поругать впоследствии ребенка, вспомните это упражнение.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.

Мы используем  два вида музыкальной терапии: активную и пассивную.

Пассивная:  человек  прослушивает музыку,  которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.

Активная: при активной форме человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (чаще всего это происходит в группе), и неважно, владеет он каким-либо инструментом или нет. Создавать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний.

Музыкотерапию можно использовать как индивидуально, так и в группе.

Главная цель в групповой работе— суметь влиться в коллектив, наладить коммуникативный контакт с другими участниками, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычной жизни настраивать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

«Горловое пение»

Цель: направлено на снятие психоэмоционального напряжения, трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие

Гласные

Начинайте «выдыхать» все известные Вам гласные.

ОООООООООООО

ААААААААААААА

ИИИИИИИИИИИИИ

УУУУУУУУУУУУУ

ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ

ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

Уделите «распевке» на каждую гласную по полминуте! Варьируйте их в любом порядке. Отдыхайте на добродушном МЫЧАНИИ или тех «нечистых» звуках, которые Вам приятно выдыхать для отдыха.

Громкость

Начинайте экспериментировать с громкостью распеваемых звуков - от еле слышного, до максимально громкого, на который Вы только способны.

«Музыкальный  диалог».

Цель: Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие чувства доверия, умения подстраиваться под другого человека.

Требуется наличие  простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Стоя друг на против друга, стоя спиной друг к другу, стоя рядом друг с другом.

Легко ли было устанавливать диалог? Что помогало, что мешало?

 

ИЗОТЕРАПИЯ

Человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание.

Чаще всего  на первом занятии  многие говорят одну и ту же фразу: «Я  не умею рисовать», но цель  занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы человек смог выразить на листе бумаги свое внутреннее состояние. 

В  ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего  напряжения, а у кого-то - выявление  творческих  способностей.

 

«Волшебные фантазии»

Цель: высвобождение психологической энергии,  получение новой информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается».

Перед вами различные е фигуры выберите ту фигуру которая вам нравиться. Разукрасьте  свою фигуры, наклеив  на  нее  различные цветные кусочки, которыми можно передать настроение.  Выполнили, а теперь все вместе   придумать из них композицию, разместив свои фигурки  на общем  листе.

Как чувствовали выполняя это упражнения?

Легко ли было? В чем возникли трудности? Часто ли так бывает? Какую информацию о себе вы подтвердили, какую опровергли?

«Цвета настроений»

Цель: высвобождение психологической энергии,  получение новой информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается».

Каждый из вас попробует разукрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать настроение. Готовые силуэты уже есть, есть цветные кусочки бумаги, берете клей и наносите эти цветные кусочки на силуэт человека, затем  выбираем место на ватмане. закрепляем свой силуэт. Смотрим на свое творение и если хотите, то дополните его еще цветом.

Все  выполняют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, непохож на других.

«Семицветик»

Цель: умение налаживать механизмы взаимопонимания в общении.

Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники трои игрока  должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.

«Порисуем».

Участники тренинга создают две группы. 1-й группе, так, чтобы не слышали члены другой группы, один из тренеров дает задание - рисовать дерево. В это время 2-й группе, так, чтобы не слышали члены первой группы, другой тренер дает задание рисовать дом. Каждой из групп дается инструкция, что задание необходимо выполнять по команде «начали!». После это каждый участник из 1-й группы объединяется в пары с одним из участников второй группы. Каждой паре дается один лист формата А4 и одна ручка за которую каждого из участников пары просят взяться одновременно. По команде «начали!», каждый из участников пары начинает выполнять свое задание. Время на выполнение задания 1 минута. По завершению пары комментируют, что у них получилось, психолог дает интерпретации.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Скажите, у вас были в детстве  любимые игры?

Какие эмоции и чувства вызывал у вас сам процесс игры?

А теперь часто играете? Если вам сейчас предложу поиграть в классики или в прятки многие ли из вас примут моё предложение? Почему?

В каждом из нас живет внутренний РЕБЕНОК. И не так легко разбудить этого внутреннего ребёнка у взрослых людей. Мы настолько зажаты жесткими рамками социальных норм, что прорваться к своему истинному « Я» порой так сложно.

На первые занятия приходили  зажатые, не только внутренне, но и внешне.

        Но зато теперьнаши родители играют лучше детей. Это так здорово, что наш внутренний РЕБЕНОК заставляет нас испытывать игровой азарт, непосредственность, на минутку забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуальному раскрепощению.

Кроме того игровая терапия способствует умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе,  усвоению новых конструктивных поведенческих актов; выявлению и принятию человеком его переживаний и эмоций, их проявление социально-приемлемыми действиями.

«… Зато ты»

Цель упражнения – создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
На задание уходит приблизительно 40 минут, если группа состоит из 12 человек, так что у вас должно быть достаточно времени для его проведения, если вы оставляете его на самый конец тренинга.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход занятия. Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты). В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. 
Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

«Нарисуем вместе»

Каждому из участников выдается чистый лист бумаги формата А4. Тренер просит подписать листочки. И по команде каждый начинает рисовать то, что ему хотелось бы нарисовать в данный момент. Следующая команда для передачи рисунка другому участнику. В конце обсуждение того, что получилось. Комментарии каждого из участников, возможно интерпретации тренеров.

 

«Шаг навстречу»

Цель: развитие навыков общения, активного слушания, умения делать комплимент, говорить приятное, поднятие настроения.

Психолог  просит двух  людей  выйти в центр  и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем психолог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное, шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Волшебное слово «Да»

Цель: работа с различными стереотипами, выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами).

Пример:

  • У тебя есть миллион рублей?
  • Тебе нравиться океан?
  • Ты творческий человек?
  • Ты добрый?
  • У тебя бывают рваные носки?
  • Тебе нравится танцевать?
  • Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да».

Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой – посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

«Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

"Крылья"

Если на работе вы чувствуете постоянное давление со стороны начальника или общее напряжение внутри коллектива, то постепенно вы можете ощутить, что при мыслях о работе (чаще всего, когда вы с утра идете на работу) у вас появляется легкая тошнота, головная боль, возникает скованность в теле. Вам как будто хочется зажаться в комочек. Подобное состояние может возникнуть и при походе к врачу или на экзамен. 
Для того чтобы избавится от этого состояния, почувствовать легкость внутри себя и снять мышечные зажимы вам поможет данное упражнение. 
Глубоко вдохните и выдохните, расправьте плечи, представьте, что за спиной у вас большие белые крылья. Почувствуйте, как вас наполняет свет. Подумайте о том, что мир прекрасен, что вы его любите. Ощутите легкость внутри себя!
Повторяйте это упражнение по мере необходимости.

 «Гороховый король»

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому  участнику раздается по пять горошин. Участники  ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если участник, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, участникам необходимо выполнять следующие правила:

- нельзя молчать;

- нельзя избегать контакта и уходить от вопроса

«Ассоциации». 

Цель: создание позитивного настроения, развитие творческого воображения, повышение самооценки.

  Каждому   участнику   дается   специальная карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер.

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, карточку-визитку.

1 Напишите одним  словом, с чем вы ассоциируете своего ребенка (цветок, растение, игрушка и т.д.)

2 опишите заглавие КАКОЙ?-  двумя словами

3. опишите действия  ЧТО ДЕЛАЕТ?- тремя словами

4. выражения Чувств?- 4 слова.

Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте свой автопортрет, прикрепите свою «визитку» к шарику. После этого все шарики выбрасываются в круг и разбираются участниками группы. Главная задача в том, чтобы все шарики были разобраны, и никому не попался свой шарик. Следующий этап игры заключается в рекламе. Участник группы, получивший чужой шарик, должен прочитать белый стих.

Хоровод

Цель: снятие напряжения, создание положительного эмоционального настроения.

Становятся в круг, берутся за руки и под музыку двигаются спонтанно, следуя ритму музыки и своему собственному.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Мне сегодня…..»

Цель: выяснить  мнение участников о практическом занятии.

Инструкция:- «И в завершении нашего тренинга, я попрошу каждого участника, коротко завершить фразу: «Мне сегодня...».  заканчивают фразу на стикерах.