Песочная терапия - это уникальный и популярный в современном мире метод психологической работы с детьми и взрослыми, который позволяет вести психологическую работу на глубинном уровне психики человека, что бы лучше откорректировать его жизнь и поведение.
Этот метод современной психологии интересен тем, что позволяет нам приоткрыть дверь недоступные тайны человеческой психологии, тайны сознания и бессознательного, загадки поведения человека. Он напоминает внешне детскую игру с песком и фигурками, но, по сути, он очень глубок, символичен и содержателен.
В основе песочной терапии лежит учение известного психоаналитика Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам, справится с проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы. Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.
Песок – загадочный удивительный и таинственный материал. Песок может быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным, он с легкостью способен принять любую форму Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.
Песочная терапия это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь нам разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с нами происходит.
Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе создания страны – это проекция внутреннего мира. Строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.
Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой песочный опыт. Таким образом, сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный лист, потом песочный опыт переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным, и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека, и так далее.
Использование песочной терапии в четырех аспектах:
- аспект проективной психодиагностики;
- аспект психокоррекции и психотерапии;
- аспект психопрофилактики;
- аспект обучения (развивающая среда).
Все четыре аспекта применяются как в индивидуальных занятиях, так и в групповых, без ограничения возраста.
Кроме того, песочная терапия быстро стала методом, который можно применять в работе со взрослыми, парами, семьями, в группах личностного роста, на тренингах общения и др.
Песочная терапия может использоваться как средство сопровождения психологического здоровья больного, находящегося в стационаре, а также в частной практике, в школах и детских садах, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в центрах внешкольной работы, в психологических консультациях при загсах и др.
Особо нуждаются в такой терапии дети с особенностями психофизического развития. Использование песка (воды, камней, мелких предметов) в коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории особенно ценно в плане развития чувствительности пальцев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей, формирования навыков конструктивной, трудовой деятельности, а также эмоциональной и коммуникативной сферы.
Дети с особенностями затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают, он чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Мирончик Т.Л.
Педагог-психолог ЦКРОиР