Сустрэча 14

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

«Слуцкі раённы цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Кантактная інфармацыя

223610
Мінская вобл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (дырэктар)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема праезду: карта

Cтатыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

Встреча  14.

 Как орлица выбирает себе отца для своих орлят

      Кто-то хочет папу олигарха, а кто-то просто, чтобы он был…

Дорогие Берегини!

Сегодня я хочу поговорить с вами о роли отца в воспитании детей и, вообще, в семье. Ещё И. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет 
хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».

«Мама, я знаю, зачем ты нужна,- сказала одна маленькая девочка,- ты меня кормишь и одеваешь. А учитель нужен для того, чтобы учить детей в школе. И доктор тоже нужен: он смотрит горлышко и выписывает лекарство. А бабушка нужна, чтобы со мной гулять. Я только не знаю, зачем нужен папа?»

Для чего же нужен отец? Да и нужен ли вообще? Эти вопросы никогда не задавались в семье, где было ясно, что отец – глава семьи. Его общественное положение и его заработок определяли весь уклад семейной жизни. Именно он принимал решение по многим вопросам.
Отец определял стратегию жизни, мать – ее тактику.

В настоящее время мужчина по-прежнему приносит домой заработок, но его вклад в экономику семьи уже не так высок, ведь зарплаты у мужчин и женщин практически одинаковы. В результате возникает впечатление, что без отца в семье можно обойтись. Но мало кто знает, какие важные педагогические и психологические задачи решает мужчина одним лишь своим присутствием.
         Итак, почему для любого ребенка так необходимо присутствие в семье отца?

Потребность в защите и любви. Беззащитность перед внешним миром – один из источников неврозов детей. А в семье, где растёт ребёнок с особенностями, это важно вдвойне. Когда отец выполняет  эту функцию, в семье поселяется спокойствие.

Потребность в авторитете.

Как отмечал известнейший ученый Конрад Лоренц, в человеческом обществе никто не отменял инстинкта стаи.
А это значит, что подсознательно мы хотим, чтобы у нас был вожак – главный, непререкаемый авторитет. Дети нуждаются в том, чтобы их свободу ограничивал разумный, заботливый человек.
«Мой папа сказал!» - часто это самый сильный аргумент в спорах детей.
Потребность в образце поведения. Если в семье растет девочка, она учится быть женственной, глядя на маму. Тем, у кого растет сын, хорошо известно, что глядя на отца, мальчик понимает, как прекрасно быть мужественным и великодушным, как важно быть ответственным и представлять последствия своих поступков. В подавляющем большинстве семей уход за ребенком – дело матери. Во многих семьях, однако, отец играет с малышом не меньше, а то и больше, чем мать. Этим, видимо, удается компенсировать его отсутствие в течении многих часов. Что же касается собственно роли отца, то в мировой науке можно найти три главных подхода к этой проблеме.
Одни ученые – и среди них Зигмунд Фрейд - считают отца, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх у ребенка перед могущественным отцом, в конце концов, внедряет в его душу моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком» среди людей.
     Страх перед отцом, с точки зрения этих психологов, заставляет ребенка подражать отцу – для того, чтобы убедить себя, что он и сам такой же сильный. В таком подражании и происходит передача социальных ценностей из поколения в поколение. Другие утверждают, напротив, что подражание ребенка (чаще всего – мальчика) отцу является основным феноменом, который не требует дальнейшего объяснения. Просто дети так устроены, что сын подражает отцу, а дочь – матери. С этой точки зрения, сын подражает не для того, чтобы защититься от отца, а просто, что так удобнее учиться мужскому поведению.
        А для дочери отец воплощает в себе набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться потом, в своей дальнейшей жизни.
Наконец, третья группа ученых полагает, что место отца – не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец как бы представляет общество в семье и семью в обществе. Его обязанность, взяв ребенка за руку, вывести его в большой социальный мир из маленького мира семьи. Отец – посредник между семьей и миром.

О роли отца в личностном развитии ребенка.
         Не пресловутая отцовская строгость, а внимание к ребенку, теплота и откровенность отношений между отцом и сыном, отцом и дочерью, отсутствие резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям – вот факторы, ускоряющие и направляющие развитие душевных качеств ребенка.
Теплые и дружественные отношения, но без вседозволенности. С четким осознанием границ (чего можно и чего нельзя) - оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма.
         Отцовские запреты действуют на основе отцовской любви.
Неврозы, некоторые виды отклоняющего поведения у подростков – все это часто встречается в семьях с властной, командующей матерью и забитым, вытесненным с мужских позиций отцом. Мальчики в условиях такого матриархата усваивают образ мужчины как лишнего существа и невольно переносят этот образ на самих себя. Девочки в этом отношении не так ранимы. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр к ним, если с удовольствием проводит с ними хоть немного времени.
            Для развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтными являются отношения родителей. Если отец смиряется с позицией ведомого м родители не конфликтуют, дочь сохраняет любовь и уважение к ним обоим, а следовательно, и к самой себе.
Отсутствие отца в семье или его демонстративное неучастие в воспитании детей, так или иначе, деформирует личность ребенка.
          Для мальчика отец – образец, эталон мужчины, которому он подсознательно подражает. Если отец – глава семьи, если его слово – решающее, его сын вырастает мужчиной, который в состоянии взять на себя ответственность, он может быть опорой для женщины, для семьи.
Мальчики, у которых не «сложились» отношения с отцом, проявляют нежелательные личностные деформации уже в младшем школьном возрасте.
Причиной повышенной агрессивности многих мальчишек – драчунов, например, бывает отец, искусно владеющий единственным «воспитательным» приемом – ремнем. Другие мальчики, подвергшиеся физическим наказаниям, становятся замкнутыми, трусливыми. Мальчикам, для которых отец не стал авторитетом, старшим другом, нелегко бывает занять достойное место среди своих сверстников.

         Комментарий. Как мы видим, отец играет очень важную роль в семье. Дорогие Берегини, а как всё происходит в вашей семье? Насколько ваши мужья справляются с этой ролью? В жизни бывает по-разному: кто-то хорошо играет свою роль – восхищение и аплодисменты этим мужчинам. А кто-то не справляется со своей ролью, или вообще отказался от её исполнения. Ну что ж, если наша жизнь -  театр, то в ней бывают и плохие актёры, которые никогда не получат своего маленького «Оскара». Может даже просто потому, что по своей природе они не актёры, а рабочие сцены или осветители. Вы, когда выжимаете из лимона сок, не желаете же вы выжать из него клубничный, потому что понимаете, что это лимон, а не клубника. Так и мужчина. Изначально некоторые мужчины не могут быть хорошими мужьями, отцами, сыновьями. И очень важно, чтобы женщина изначально выбирала спутником жизни того мужчину, который сможет справиться с этой ролью. Не спорю, это совсем нелегко. Но если осознанно подойти к этому вопросу, то шансы возрастают. Знаете, как, например, к этому вопросу подходят животные? Вот бы поучиться у них. Помню, во время экскурсии, экскурсовод рассказала об интересных фактах из жизни бобров. Прошло уже много времени, а я до сих пор помню об этом и при случае, рассказываю всем своим знакомым. Оказывается, когда подходит время бобру заводить потомство, он строит хатку и приглашает туда понравившуюся бобриху. Как вы думаете, что она делает? Она начинает разносить эту хатку в пух и прах. Если хатка развалилась, всё, извините, бобриха уходит, а бобр в этом году остаётся один. Но если хатка выдержала, так где-то что-то по мелочи отвалилось, бобриха остаётся, они вместе достраивают её и заводят потомство. А еще есть очень интересная статья, о том, как орлица выбирает себе отца для своих орлят. Можете ознакомиться.

Она делает такую интересную вещь. С дерева или куста она отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определенного времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его, и они спариваются с ним. Зачем она это делает, вы потом поймёте.

Затем они собираются высоко на скале, вьют гнездо из жестких прутьев, редкое, достаточно жесткое, и мама с папой начинаю выдирать из себя, из своей собственной плоти, клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, забивают все дырки в нём, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца, затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (а они приходят на Свет Божий такими маленькими, голенькими, немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут. Заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им водичку, пищу, и птенцы растут. У них начинают расти перья, крепнут крылья и хвост.

И вот они уже оперились, хотя ещё маленькие. Тогда мама с папой видят, что уже пора...

Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жестко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые. Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.

Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала. Эти птенцы падают, а отец их ловит.

А Отец ловил их, как орел, на Свою спину. У орлов ни один орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве.

Это очень хороший пример того, как нам воспитывать своих духовных и физических детей. Как важно не передержать их в тёпленьком гнездышке! Как важно не перекормить их рыбкой, когда они и сами уже могут её ловить! Но с какой заботой мы должны научить их летать, посвящая этому свои силы, и своё время, и мудрость, и навыки! Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она же не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься... У орлов и так птенцов мало, один или два...

         Комментарии. Поэтому, дорогие мои Берегини, прежде, чем обвинять своих мужей, вспомните, насколько ответственно вы подошли к выбору отца для своих детей? Может в этом есть и ваша вина? Но как было, так и было, прошлое вы уже не измените, а вот настоящее и будущее – вполне возможно. Если не всё так безнадёжно, попробуйте изменить своё поведение, а это в свою очередь повлечёт изменение поведения своего супруга. Как это сделать? Милости просим на консультацию к психологу. Здесь вам окажут профессиональную помощь. Так что приходите, ждём вас.

         Кстати, есть очень интересная притча, которая называется «Плохой муж?»

Однажды к мудрому старцу пришла женщина и сказала: 
— Ты два года назад заключил брак между мной и мужем. А сейчас разведи нас. Я не хочу с ним больше жить. 
— Какова же причина твоего желания развестись? – поинтересовался мудрец. 
Женщина так объяснила: 
— У всех мужья вовремя возвращаются домой, мой же супруг постоянно задерживается. Из-за этого дома каждый день скандалы.
Старец, удивившись, спрашивает: 
— Причина лишь только в этом? 
— Да, я не хочу жить с человеком, обладающим таким недостатком – ответила женщина. 
— Развести-то я вас разведу, но при одном условии. Возвращайся сейчас домой, испеки большой вкусный хлеб и принеси мне. Но когда будешь печь хлеб, ничего не бери в доме! Соль, воду, яйца и муку попроси у соседок. И обязательно объясни им причину своей просьбы, — сказал мудрец.

Женщина отправилась домой и принялась за дело. Зашла к соседке и сказала: 
— Соседушка, одолжи мне стакан воды.
— У вас, что, вода закончилась? Разве во дворе не вырыт колодец?
— Вода есть, но я пошла к мудрому старцу, чтобы пожаловаться на мужа и попросила развести нас, — объяснила женщина. 
И как только она закончила, соседка вздохнула: —
— Эх, если бы ты знала, какой у меня муж! И начала жаловаться на своего супруга.
После, женщина отправилась к другой соседке, чтобы попросить соль. 
— У тебя соль закончилась, просишь всего одну ложку? 
— Соль есть, но я пожаловалась старцу на мужа, попросила развода, – говорит та женщина, и не успела она закончить, как соседка воскликнула: — Эх, если бы ты знала какой у меня муж! – и начала жаловаться на своего супруга. Так, к кому эта женщина ни заходила, чтобы попросить продукты, ото всех слышала жалобы на мужей. Наконец она испекла большой вкусный хлеб, принесла мудрецу и отдала со словами:
— Спасибо тебе, отведай мой труд вместе со своей семьей. Только не думай разводить меня с мужем.
— Почему, что случилось, дочка? — спросил мудрец. 
— Мой муж, оказывается, лучше всех! – ответила она ему.

Про что, по вашему, притча? О чем вы задумались, прочитав ее? Что почувствовали?

А сейчас упражнение  «Секрет Золотого Цветка»

Эту технику рекомендуется выполнять сразу же после пробуждения утром, перед тем как встать с постели, или вечером, непосредственно перед сном.

Просто ложитесь на спину, как вы обычно это делаете. Закройте глаза. На вдохе просто представьте себе, как великолепный свет входит через вашу голову в тело, как если бы у вас над головой только что взошло Солнце - через голову в вас вливается золотой свет. Вы совершенно пусты, а через голову вливается золотой цвет, льется, льется, льется, проходит все глубже и глубже, и выходит через пальцы ног. На выдохе представьте себе другую картину: через пальцы ног в вас входит тьма, величественная темная река вливается в вас через пальцы ног, поднимается вверх и выходит через голову. Дышите медленно и глубоко, чтобы вы успевали себе это представлять. Вдох, позвольте золотому свету войти в вас через голову, потому что именно там ждет Золотой Цветок. Золотой свет поможет. Он вычистит все ваше тело и заполнит его созидательностью, творчеством. Это - мужская энергия. Затем, на выдохе, позвольте тьме, - настолько кромешной, насколько вы можете себе представить; темной ночи, реке тьмы, - подняться от пальцев ваших ног вверх. Это - женская энергия, она смягчит вас, она сделает вас восприимчивым, она успокоит вас, она даст вам отдых - и позвольте ей выйти через голову. Затем снова вдох, и входит золотой свет. Делайте это в течение двадцати минут рано утром.

Второй наилучший момент - это вечер, время отхода ко сну. Ложитесь в постель; на несколько минут расслабьтесь. Когда вы почувствуете, что вошли в промежуточное состояние между сном и бодрствованием, как раз посередине, начинайте делать эту технику и продолжайте в течение двадцати минут. Лучше всего, если вы заснете за этим занятием, потому что процесс останется в подсознании и будет продолжать работу.

И через три месяца вы ощутите мощный прилив сил и стабильное легкое состояние.

Комментарии. Попробуйте, дорогие Берегини. И если у вас не получилось с первого раза, ничего страшного. Поверьте, на всё нужно время и терпение. Главное, не отчаиваться. Как говорит «Русское радио»: «Всё будет хорошо».

Всего доброго. С вами беседовала педагог-психолог Капская Алла.

До скорых встреч и новых тем.