«Інтэрактыўныя метады ў рабоце з сем'ямі, выхоўваюць дзяцей з ОПФР»

Государственное учреждение образования

«Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

«Слуцкі раённы цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоуная Skip Navigation Links
 

 12.04.2024  Благотворительная акция «Сад надежды»

подробнее...

 

 11.04.2024  Круглый стол «Психологические аспекты в работе с детьми с РАС»

подробнее...

 

 08.04.2024  Неделя усиления профилактики электротравматизма при рыбной ловле в охранных зонах воздушных линий электропередачи

подробнее...

 

 02.04.2024  Акция «Зажги синим»

подробнее...

 

 31.03.2024  Акция «Сдай батарейку - спаси природу!»

подробнее...

Кантактная інфармацыя

223610
Мінская вобл.
г.Слуцк
ул.Пионерская д.3

8(01795) 4-74-88 (дырэктар)
8(01795) 4-15-37
8(01795) 4-15-36

email: ckroir.slutsk@mail.ru

Схема праезду: карта

Cтатыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

Научно-методический и информационный журнал
«Сацыяльна-педагагічная работа»

№ 5 (135) май   2012

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ,
ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОПФР

И. М. ПОНОМАРЁВА,

директор Слуцкого районного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитаций

В работе с родителями нужно очень серьезно носиться к каждой родительской реакции,чтобы выработать общую платформу и способствовать подлинному сотрудничеству в семье.

Г. Фюр

В любой семье родители  мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливым. К сожалению, далеко не каждого ребёнка природа наделила хорошим здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем их желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом, мире наравне со всеми.

В банке данных Слуцкого района 1180 детей с особенностями психофизического развития. Вы­бор организационных форм специального обра­зования является приоритетным правом родителей. Это дети, получающие помощь в центре коррекционно-развивающего обучения и реаби­литации, специальных группах, классах и группах интегрированного обучения и воспитания, пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Ребёнкунеобходимо чувствовать себя в семье абсолютно защищённым и любимым. Несовершеннолетнему с особенностями развития это необхо­димо вдвойне. Мы не всегда понимаем, как наладить наши отношения с ребёнком, чтобы ему было тепло и комфортно в семье. А еще труднее понять, что нужно «особому» ребёнку, который не всегда может выразить свои мысли, эмоции и чувства.

На данный момент педагоги используют те формы и методы работы, благодаря которым, на наш взгляд, удаётся помогать  родителям  поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье.

Заслуживает внимания авторский проект психокоррекционного взаимодействия с родителя­ми, воспитывающими «особого» ребенка, «Радужный мост» (педагог-психолог — А. Ю. Капская).  В энциклопедическом словаре «Символизм» радуга означает мост между разным и мирами, мост меж­ду разными сознаниями. Согласитесь, что многиенаши дети живут в своем мире, который отличается от мира, в котором живут их родители, окружающие их люди. Радужный мост – это проект, который помогает соединиться этим двум мирам, двум сознаниям.

Давайте разберёмся, что же происходит с семьями, воспитывающими детей с ОПФР?

Представьте себе супругов, которые с нетерпе­нием ждут появления на свет своего ребёнку, самого красивого, лучшего в мире. Родители мечтают о том, как они его примут, какое имя дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдёт в школу, будет получать хорошие оценки, и семья будет гордиться им… Мечты родительские «летят» ещё дальше: ребёнок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведёт в дом внуков, обеспечит им ро­дителям, спокойную, согретую заботой и любовью старость…

И вот долгожданный день рождения малыша наступает. Кому-то уже сразу в роддоме, а кому-то со временем, спустя несколько месяцев, когда проявятся отклонения в развитии, врачи объ­явят: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети, ваш ребёнок будет инвалидом…» Это страшные слова…! Страх за будущее ребенка, боль от осо­знания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути… Вместе с болью и страхом за малышаприходит чувство утра­ты мечтаний и ожиданий, связанных с его и своим будущим, с будущим семьи…

С рождением «особого» ребёнка происходит де­формация отношений в семье и отношений семьи с окружающим миром. Между супругами начинаются конфликты, взаимообвинения,  отчаяние, которое выплёскивается злостью на весь мир и друг на друга,  отчуждение, когда каждый замыкается в себе, пряча свою боль, — всё это внезапно врыва­ется в жизнь семьи.

Усмирить этот шторм — задача  как семьи, так и тех, кто находится рядом с ней в это нелёгкое время. И в этот момент родителям необходимо понять, что очень важно не только обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включаю­щим в себя элементы развития; максимально воз­можно привить ему навыки самообслуживания, способствовать социализации его в обществе, но и поддерживать здоровую психологическую ат­мосферу в семье, не обделять вниманием и лю­бовью друг друга, а также других детей и членов семьи, стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полно­ценной жизни.

Основная идея стратегии оказания психологи­ческой помощи семье, воспитывающей ребёнка с особыми потребностями, в рамках проекта «Радуж­ный мост» состоит в:

  • гуманизации и оздоровлении микросреды ребёнка;
  • культурной и духовной реабилитации семьи;
  • повышении психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.

Существует два подхода к работе с родителя­ми: традиционный, когда функция психолога — всезнающий эксперт, нетрадиционный, когда основной функцией психолога является помогать, поддерживать, направлять.

Мы считаем, что в нашей работе наиболее эф­фективным является нетрадиционный подход, потому что он позволяет нам строить отношения с родителями на основе сотрудничества и доверия. При таком подходе родителям принадлежит веду­щая роль впринятии решений, выборе способа реализации или выполнения рекомендаций.

Одним из условий эффективности психолого­-педагогического сопровождения семей является трёхуровневаясистема взаимодействия:

  • макроуровень — уровень коллективной ра­боты;
  • мезоуровень — уровень групповой работы;
  • микроуровень — уровень индивидуальной работы.

Каждый уровень решает какие-то свои задачи. Например, на уровне коллективного взаимодей­ствия (родительская школа, родительские собра­ния, беседы) решаются какие-то общие для всех родителей вопросы, но здесь не возможно реализовать индивидуальный подход, решать какие-то лич­ные проблемы родителей. То же самое происходит и на других уровнях. Поэтому очень важно взаимодействовать с родителями на всех трёх уровнях.

Трехуровневая структура взаимодействия позволила нам определить основные направления в работе с семьёй, благодаря чему псйхолого-педагогическое сопровождение семьи стало ком­плексным, планомерным, а не ситуативным и от­рывочным.

Основные направления в работе с семьей:

  • Образовательное.

Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с довре­менными подходами к процессу воспитания. В ре­зультате у родителей формируется адекватное вос­приятие малыша, принятие своеобразия его (разви­тия, меняется отношение к ребёнку и себе).

  • Психокоррекционное.

Мероприятия данного направления помогают снизить уровень психоэмоционального напряже­ния родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. В резуль­тате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.

  • Социально-тренинговое.

Благодаря мероприятиям лого направления родители приобретают гибкость поведения и ре­агирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Все эти направления нашли своё отражение о проекте «Радужный мост»,

Цель данною проекта — помочь родителям создать и поддерживать такой климат в семье, что­бы ребёнку было комфортно.

Поставленные в проекте задачинаправлены на поддержку адекватных детско-родительских вза­имоотношений, стилей семейного воспитания, оптимизацию супружеских взаимоотношений,  раз­витие у родителей коммуникативных форм пове­дения, формирование у них навыков адекватно­го общения с окружающим миром.

Этапы реализации проекта достаточно традици­онные. Так, на I этапе с помощью различных анкет, опросников, бесед изучались проблемы, с которы­ми сталкиваются родители, их запросы и т. д. За­тем вся полученная информация обрабатывалась, разрабатывались программы, формы и методы работы, подбирались наиболее эффективные методики. В результате были созданы  3 психокоррекционные программы «Радужный мост», «Мир твоему дому» и «Школа женского счастья».

Приоритетом организацииработы с родителями стало сотрудничество, а средством — общение.

Методы общения были выбраны активные, по­тому что они:

  • позволяют сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
  • повышают готовность родителей к взаимо­действию с. психологом;
  • с их помощью проясняются родительские ожиданий, представления, реальные тревоги и страхи, поскольку диагностическая функция этих методов неочевидна и фактор со­циальной желательности не оказывает влияния на результат.

Не менее важным в работе психолога с родителями является использование многообразия пси­хологических методик. На наших занятиях с родителям и мы используем телесно-ориентированную терапию, различные виды арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия,сказкотерапия, изо-терапия. Используем возможности цветотерапии и ароматерапии. И, конечно же, учитывая то, что компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной культуры, мы внедряем их в различные направления своей роботы с родителями.

Телесно-ориентированная терапия

Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». Телесно ориентированныеупражнения, которые мы родителям, помогают вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты. На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Зачем это надо? Каждая эмоция отражается в теле человека в виде зажимов определённых частей те­ла. Но если эмоции влияют на наше тело, значит и на эмоции можно повлиять через тело. Расслабилмышцы лица, шеи, спины, рук         - и злость прошла,улыбнулся – и обижаться уже не хочется.

Использование телесно ориентированных упражнений позволяет родителям осознать соб­ственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя, стать хозяином своего тела и как следствие – своей  жизни, лучше узнать свою внутреннюю при­роду и начать жить в согласии с ней, активизиро­вать жизненную энергию,  расширить границы меж­личностного доверия, развить внимание к своим чувствам и чувствам партнера.

Музыкотерапия

Этот вид арт-терапии обладает огромным влия­нием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.

Мы используем два вида музыкальной тера­пии: активную и пассивную. Активная: человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (ча­ще всего это происходит вгруппе), и неважно, вла­деет он каким-либо инструментом или нет. Созда­вать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Пассивная: человек прослуши­вает музыку, которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.

Музыкотерапию можно использовать как инди­видуально, так и в группе. Главная цепь в групповой работе – суметь влиться в коллектив, нала­дить коммуникативный контакт с другими участ­никами, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычное жизни настраи­вать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

Песочная терапия

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки?

Создание в песке сказочной страны - это про­екция внутреннего мира. Песочная картина отра­жает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, его потребности и тревоги, страхи и мечты. С помощью песка мож­но выразить те чувства, о которых трудно гово­рить, те мысли, которые иногда невозможно выра­зить словами. Строя сказочные замки и создавая песочные замки, индивид постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возмож­ности для улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отно­шения…

Разыгрывая на песке разнообразные сюжета, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песоч­ный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определенные изменения.

Выстраивание песочных миров дает взрослому мощное ощущение себя хозяином собствен­ной жизни.

Групповая работа в песочнице (парами, семья­ми, на групповых тренингах) способствует уста­новлению контакта межу участниками, хорошо от­ражает групповую динамику. Коллектив сплачива­ется… Работа с песком и группе помогает учиться строить отношения с внешним миром.

Работая с родителями индивидуально,  песоч­ная терапия способна помочь им разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с ними происходит.

Индивидуальная работа с песком помогает:

  • мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими;
  • снять стрессовое состояние, обрести душев­ное равновесие и спокойствие;
  • снизить агрессию и напряжение, расслабиться;
  • обрести веру в себя и свои силы;
  • освободиться от ощущения нереализованности.

Изотерапия

Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «про­рабатывая» их через творческое переживание.

Чаще всего на первом занятии многие гово­рят одну и ту же фразу: «Я не умею рисовать». Но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы чело­век смог выразить на листе бумаги своё внутрен­нее состояние.

В ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то — выявление творческих способностей.

Изотерапия помогает родителям «особого» ре­бёнка:

  • лучше понять себя;
  • абстрагироваться от внешних проблем;
  • научиться выражать свои чувства;
  • разрешать внутренние конфликты;
  • найти решение в трудной ситуации;
  • развить свою креативность;
  • получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть,

Игровая терапия

В каждом из нас живёт внутренний ребёнок. Но мы настолько зажаты жёсткими рамками соци­альных норм, что прорваться к своему истинному «я» порой очень сложно.

На первые занятия в рамках игровой терапии родители приходят зажатыми, не только внутрен­не, но и внешне. Но спустя некоторое время они играют лучше детей. Наш внутренний ребёнок за­ставляет нас испытывать игровой азарт, непосред­ственность, забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуально­му раскрепощению.

Кроме того, игровая терапия способствует:

  • умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе;
  • усвоению новых конструктивных поведенческих актов;
  • выявлению и принятию человеком его пе­реживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями.

Цветотерапия

Используется дня диагностики и коррекции эмоционального состояния с помощью цвета:

  • помогает родителям осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными;
  • позволяет снять мышечное и психоэмоцио­нальное напряжение либо наоборот, акти­визировать его;
  • создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями.

Использование различного цветного материа­ла позволяет нам влиять на эмоциональное состо­яние человека не только через зрительный анали­затор, но и кожные рецепторы. Наиболее интерес­ны занятия с цветным тестом, цветными тканями.

Сказкотерапия

Сказка - это самый древний в человеческой ци­вилизации метод практической психологии. В сказ­ках сосредоточена мудрость поколений о духовном пути души и социальной реализации человека,

Сказкотерапия использует сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творче­ских способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим ми­ром, Занятия развивают креативность родителей, что помогает им в жизни видеть ситуацию с раз­ных сторон, тренирует умение находить нестан­дартные решения в сложных ситуациях, пробуж­дает внутренние ресурсы. Сказки дают взрослым людям возможность мечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказочные образы помогают родителям обрести желанные состояния души и внутреннюю гармонию. А если человек по каким- либо причинам не готов говорить о своих трудно­стях напрямую, сказкотерапия позволяет находить дляобсуждения и работы над ситуацией безопасный путь, символический, сказочный.

Сказкотерапия — это легкая и ненавязчивая по­мощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.

Возможности сказкотерапии:

  • учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности;
  • указывает на возможные средства решения задач;
  • создаёт ресурс для их решения;
  • формирует позитивные ожидания.

Компьютерные технологии

Введение компьютерных технологий в работу педагога-психолога позволяет более полно реали­зовать задами, которые стоят перед психологиче­ской службой специального образования.

Для работы с родителями нами подобран пакет компьютерной диагностики семейных отношений, кризисных состояний личности и т. д.

Одним из немаловажныхфакторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использо­вать презентации. С помощью ряда видеослайдов наши слушатели могут не только получить нужную информацию, но и просмотреть данный сюжет, фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендаци­ями, при желании – скопировать  презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно, Использование различных клипов, роликов, слайд-шоу позволяет улучшить эмоциональный фоннастроения, снять психоэмоциональное и фи­зическое напряжение, а также настроиться на по­зитивное восприятие мира.

Для релаксации используются и специальные релаксационные программы, такие как «Аура» и «Натура 2.0», которые воздействуют на определённые нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают. Для этих целей мы используем и программы по цветопсихологии: «Помощник» и «Давид».

Таким образом, многообразие применяемых методов позволяет более эффективно решать те задачи, которые стоят перед психологами специального образования в работе с родителями.

Активное вовлечение родителей во все аспекты работы центра и создание родительского комитета центра, классов и группыспособствует более эф­фективной совместной деятельности администра­ции, педагогов и родителей.

Через проведение различного рода мероприя­тий, которые проходят как в традиционной, так и в нетрадиционной формах, педагоги центра показы­вают возможности особых детей, объясняют роль семьи в формировании жизненно-необходимых навыков.

Несмотря на то, что родительские собрания — традиционная форма работы с родителями, ме­тоды и приёмы, которые мы на них используем, являются интерактивными. Так. на одном из родительских собраний, папы и мамы в технике кол­лаж, выполняли групповое задание по оформлению гармоничных, уютных домов, одна из матерей защищала групповой проект.

Являясь не только активными участниками со­брания, но и активными участниками в их подготовке, родители предоставляют видеоматериалы по теме собрания.

Мы практикуем (с разрешения родителей) съём­ку занятий в центре с, последующей демонстрации ей на родительских собраниях. Папы и мамы с большим интересом наблюдают за тем, как их дети осваивают навыки приготовления пищи.

Все большуюпопулярность приобретает такая форма работы,как форум театр. Основная её идея — показать необходимость участия каждого челове­ка в построении лучшего будущего, объяснить лю­дям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации зависит от них самих.

В основе метода «Форум-театр» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.

Основные задачи этой формы работы:

  • устранение причин, способствующих кон­фликтной ситуации;
  • разрешение проблемной ситуации;
  • поддержка положительных появленийв поведении.

В процессе работы нам, педагогам, довелось познакомиться с замечательными семьями. Рож­дение «особого» ребенка не только не испорти­ло семейных отношений, но и укрепило их, облагородило, открылодля семей новые возможности развитиях. Эти семьи обрели друзей, новые формы проведения досуга. Взрослые в этих семьях научи­лись не переживать из-за мелочей, замечать по­вседневные радости.

Вот уже шестой год мы проводим семейные ве­чера различной тематики: «От всей души», «Рожде­ственские встречи»,  «Что в имени твоём…», «Я, ты, он, она – вместе  дружная семьям» и другие. Цель вечеров – дать возможность поверить в себя, в свои силы своего ребёнка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща. Формы взаимодействия с семьёй приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.