Система работы ГУО "Слуцкий районный ЦКРОиР" с семьями воспитывающим детей-инвалидов
Уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать Вас в нашем центре. Хочу познакомить с системой работы специалистов с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития.
В любой семье родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными и счастливыми. К сожалению, далеко не каждого ребенка природа наделила сильным здоровьем, не всем дала одинаковые возможности. И дома, и в учреждениях образования таким детям нелегко. Мы понимаем их желания и просьбы, стараемся помочь им и их семьям жить в этом мире наравне со всеми.
В банке данных Слуцкого района 1125 детей с особенностями психофизического развития. Выбор организационных форм специального образования является приоритетным правом родителей.
На базе учреждений дошкольного образования для детей с различными нарушениями созданы и функционируют:
- 5 групп интегрированного обучения и воспитания – 17 воспитанников:
- 3 – для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (8);
- 1 – для слабослышащих детей (4);
- 1 – для детей с интеллектуальной недостаточностью (3) .
- 16 специальных групп:
- 9 – для детей с нарушениями речи– 122 воспитанника;
- 4 – для детей с нарушениями зрения – 49;
- 2 – для детей с интеллектуальной недостаточностью – 8;
- 1 – для детей с нарушениями психического развития
(трудности в обучении)– 10;
- 17 пунктов коррекционно-педагогической помощи - 388 человек;
Учреждения общего среднего образования
- 109 классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания - 169 учащихся с ОПФР;
- 10 пунктов коррекционно-педагогической помощи - 213 учащихся;
- обучение на дому – 18 учащихся;
Детям с тяжелыми множественными нарушениями предоставлена возможность приобретать знания и умения, необходимые для накопления практического опыта и развития максимально возможной самостоятельности для удовлетворения основных жизненных потребностей.
В период раннего детства квалифицированная помощь важна в первую очередь родителям, воспитывающим особых детей. В это время она наиболее эффективна, так как отношения в диаде «мать – ребёнок» находятся в процессе формирования.
Работа с «особыми» детьми требует огромного терпения, милосердия, понимания, взаимопонимания, взаимопомощи, творчества и профессионализма. Специалисты центра имеют уникальную возможность при организации образовательного процесса опираться на самых заинтересованных в его успешности людей – родителей, которые становятся их партнерами. Ведь ни одна специальная образовательная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй.
Одной из задач годового плана нашего центра текущего является улучшение взаимодействия семьи и Центра через включение родителей в образовательный процесс и повышение их ответственности за воспитание детей, перспективы их социализации.
Работа с семьями, воспитывающих «особых» детей, проводится через реализацию планов, которые представлены на слайде.
Очень важно при взаимодействии с семьей опираться не только на рекомендации по воспитанию, но и на создание таких условий, которые максимально стимулировали бы активное решение возникающих проблем. Поэтому работа специалистов строится по следующим направлениям:
- просветительское – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
- консультативное – совместный поиск методов эффективного взаимодействия с ребенком в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- коммуникативное - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом конструктивного взаимодействия ребенка и родителей
Работа с родителями по данным направлениям позволяет реализовать следующие задачи:
- вовлечение родителей в управление центром;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей
Активное вовлечение родителей во все аспекты работы центра и создание родительского комитета центра, классов и группы способствует более эффективной совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.
Через проведение различного рода мероприятий, которые проходят как в традиционной, так и в нетрадиционной формах, педагоги Центра показывают возможности особых детей, объясняют роль семьи в формировании жизненно-необходимых навыков.
Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком малоэффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи,
мы используем новые подходы в семейно-групповой работе, интегрирующие различные приемы игровой, творческой, коллективной психокоррекции, арттерапии.
Ежегодно в мае проводится родительско-педагогическая конференция, целью которой является создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества в системе «педагог-родитель-ребёнок».
Всё большую популярность приобретает такая форма работы, как форум – театр, коллективные игры; элементы социально-психологического тренинга. Сегодня с наиболее эффективными формами, на наш взгляд, вас ознакомят специалисты центра.
Формы взаимодействия с семьёй приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы.
Просветительские формы позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у них практических навыков:
- родительские собрания;
- конференции;
- день открытых дверей;
- родительская школа;
- семинары-практикумы;
- выставки;
В процессе работы нам, педагогам, довелось познакомиться с замечательными семьями. Рождение «особого» ребенка не только не испортило семейных отношений, но укрепило их, облагородило, открыло для семьи новые возможности развития
Эти семьи обрели друзей, новые формы проведения досуга. Взрослые в этих семьях научились не переживать из-за мелочей, замечать повседневные радости.
Вот уже шестой год мы проводим семейные вечера различной тематики: «От всей души», «Рождественские встречи», «Что в имени твоём..», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» и другие. Цель вечеров: дать возможность поверить в себя, в свои силы, своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща.
Уже традиционными в нашем Центре стали следующие мероприятия (представлены на слайде)
На протяжении многих лет была актуальна проблема оздоровления детей с тяжелыми и множественными нарушениями в загородном лагере. На сегодняшний день она решена. Благодаря руководству Слуцкого райисполкома, отделу образования, «БелАПДИиМИ», руководству и сотрудникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, территориального центра социального обслуживания населения, впервые в августе 2010 года была организована семейно-оздоровительная смена для детей-инвалидов и молодых инвалидов в загородном лагере «Зенитчик».
В 2011 году оздоровилось 17 семей. Среди них не только дети-инвалиды, но и здоровые дети – члены их семей, а также молодые инвалиды (выпускники ЦКРОиР) отдыхали самостоятельно без родителей.
В течение оздоровительной недели дети и их родители были вовлечены в различного рода мероприятия.
Психологи центра проводили цикл тренингов для родителей «Магия женского здоровья», которые позволили мамам гармонизировать внутреннее состояние.
Особую радость доставили концертные программы с участием творческих коллективов Домов культуры района, семейных коллективов.
Незабываемые впечатления оставили экскурсии в эколого-биологический центр, посещение боулинг-клуба.
В ходе тренинга с участием педагогов и родителей был совместно составлен рецепт успешной социализации особого ребёнка:
Одна порция терпения,
Две порции мудрости,
Три порции оптимизма для каждого родителя,
Четыре порции веры в каждого ребенка,
Пять порций профессионализма,
Шесть порций положительных эмоций,
Семь порций любви.
Спасибо за внимание!